Нижний Новгород, 01 июн 2018, 14:43

Слухи о госаукционах подержанных авто насторожили нижегородских дилеров

Изменения правил продажи машин на вторичном рынке затрагивают значительную долю бизнеса легальных продавцов
Читать в полной версии
Фото: Михаил Солунин/РБК

Нижегородские автодилеры внимательно следят за информацией о возможном переводе торговли автомобилями с пробегом на единую систему электронных аукционов. Первичный рынок все еще не восстановился от кризиса 2014-2016 годов, цены на новые авто растут, а программы господдержки кредитов закончились. В этой ситуации непродуманные действия правительства РФ могут привести к потере значительной части прибыли и даже уходу официалов со вторичного рынка.

Телега и лошадь

Идея изменить правила продажи подержанных машин вынашивается в Минпромторге РФ, а ее реализация поручена Национальной технологической инициативе "Автонет". По оценке разработчиков, нововведения способны принести от 10 до 20 млрд руб. налоговых поступлений в год. Для продавцов и покупателей торговля на одной или нескольких официальных платформах будет означать прозрачность сделок, справедливость оценки, новый уровень защиты от скрученного пробега и других манипуляций со стороны перекупщиков, полагают авторы.

На сегодняшний день 80% сделок с б/у автомобилями совершаются по серым схемам между частными лицами. Интерес Минпромторга связан с высоким оборотом рынка подержанных машин, который оценивается в 3 трлн руб. По данным "Автостата", в 2017 году в России было продано 5,3 млн автомобилей с пробегом и только 1,6 млн новых. О механизмах реализации госторгов и способах защиты от серых схем пока не сообщается.

В "Автонете" опровергают обязанность владельцев реализовывать машины через электронные площадки, не подтвердив и создание единой платформы продаж. Аукционная индустрия нужна для снятия административных барьеров и создания условий для выхода дилеров из серых схем, поясняют в пресс-службе организации.

В первую очередь, в правительстве должны задуматься над проблемой двойного обложения НДС, иначе покупка машин у официальных продавцов станет невыгодной, предупреждают собеседники РБК-Нижний Новгород. "Если одновременно с созданием площадки решат вопрос с отменой НДС, ничего страшного не вижу, если нет – это уже тревожно", – высказал своё мнение директор по координации и развитию ГК "Нижегородец" Владимир Гойхман.

Попытка свести инициативу к сбору налогов привела бы к уходу с рынка добросовестных продавцов, а это явно не в интересах государства, считает гендиректор дилерского центра KIA компании БЦР Моторс Алексей Разиков. "Все хотят белой прозрачной истории по автомобилям с пробегом. Значит, надо решать вопросы с налогообложением и посредниками. Они не платят ни копейки налогов, не несут ответственность перед клиентом. Если все будет организовано для нормализации контроля, чтобы потребитель был защищен от мошенничества, я только за. Думаю, власти все как следует взвесят", – комментирует  ситуацию собеседник РБК-НН.

Изменения в законодательстве, включая Налоговый кодекс, как раз и призваны помочь легальной работе официалов, подчеркивают в Минпромторге. В ведомстве уточнили, что НДС будет рассчитываться, как разница между ценой покупки и продажи.

Рубль мотивационный

От того, как будет воплощена аукционная схема, зависят общие показатели состояния автобизнеса: маржинальность сделок на вторичном рынке заметно выше, чем на первичном. Большинство отраслевых экспертов оснований для бурного роста продаж новых машин не видят, что объясняется низким уровнем автомобилизации и платежеспособности российских домохозяйств.

По прогнозам Ассоциации европейского бизнеса, в 2018 году российский рынок новых автомобилей должен вырасти на 10%. Тенденция к его восстановлению существует уже больше года, хотя динамика рынка остается неустойчивой: в феврале рост продаж новых автомобилей в России составил 24,7%, в марте – 13,9%, в апреле – 17,6%. Так, по итогам прошлого месяца продажи Lada выросли на 17% (с начала года – на 25%), KIA – на 22% (+35% с начала года), Hyundai – на 16% (+25%). В десятке самых востребованных брендов оказались Renault, VW, Toyota, Scoda, Nissan, ГАЗ (LCV) и Ford.

По мнению главы комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, неутихающие аппетиты покупателей в апреле были связаны с растущим выбором новых моделей по привлекательным ценам, а также очередными валютными колебаниями. Собеседники РБК-Нижний Новгород ставят ценовой фактор на первое место. После падения рублевого курса производители один за другим начали поднимать цены на новые авто, а для клиентов стало очевидно, что дилеры почти исчерпали возможности для скидок, и подходящий момент покупки настал.

"Кто-то поднял цены, кто-то на подходе, кто-то уменьшил маркетинговые скидки. Ничего другого не остается, кроме как что-то придумывать за свой счет, уменьшая собственную выгоду и компенсируя траты клиентов", – рассказывает топ-менеджер "Нижегородца" Владимир Гойхман. По его словам, из брендов, продаваемых группой компаний, заметный рост в апреле получили лишь корейские авто. В БЦР Моторс также отмечают, что, несмотря на некоторую коррекцию спроса, KIA и в мае ожидает неплохих продаж с ростом порядка 20%.

Американская модель

Весь прошлый год динамика продаж во многом обеспечивалась программами господдержки. Как следствие, доля новых кредитных автомобилей в России в первом квартале достигла 53% (рост за год – 4,6%).

Выдача автокредитов в Нижегородской области в первые три месяца 2018 года увеличилась на 20% к аналогичному периоду 2017 года, превысив 4,9 тыс. займов. По данным совместного отчета Национального бюро кредитных историй (НБКИ) и агентства "Автостат", всего в России в первом квартале выдано 164,3 автокредитов с ростом почти на треть. Объёмы кредитования в денежном выражении увеличились на 30,9% до 115,1 млрд. руб.

В дилерском центре KIA на Новикова-Прибоя рассказали, что маркетинг бренда во многом изначально ориентирован на покупателей в кредит. В этой связи доля таких клиентов достаточно давно и стабильно держится на уровне 70%. В "Нижегородце" долю кредитных автомобилей оценивают в 55%. Впрочем, после завершения программ господдержки "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль" она немного снижается, признают в группе компаний.

Зато постепенно растет популярность относительно нового для России продукта – кредита с остаточным платежом. По сути, речь идет о лизинге машин для физлиц на срок займа, после чего клиент либо выплачивает оставшуюся часть и становится владельцем, либо меняет автомобиль на новый у того же дилера, продолжая платить те же проценты.

"Пока это отпугивает большинство клиентов. Мы не привыкли так покупать машины, хотя многие европейцы и почти все американцы так делают", – комментирует Владимир Гойхман. "В России покупатель новой машины сразу думает, за сколько он сможет ее продать через 4-5 лет. В случае кредита с остаточным платежом ему об этом думать не надо. Достаточно знать, сколько стоит автомобиль в месяц", – добавил представитель ГК "Нижегородец".

Чтобы оценить, насколько выгоден этот инструмент, нужно расставить приоритеты между первоначальным взносом, ежемесячным платежом и конечной переплатой, рассуждает Алексей Разиков. "Это продукт для тех, кто не боится переплаты в конце, и кому сейчас нужны низкие ежемесячные платежи. Пока для нас это не главный продукт, но один из растущих", – резюмирует собеседник РБК-НН из БЦР Моторс.

Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Сотрудник все время сидит на больничном. Как его уволить
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России