Нижний Новгород, 01 дек 2016, 10:40

Павел Солодкий: "Нижегородский бизнес нуждается в поддержке"

Уполномоченный по правам предпринимателей в Нижегородской области рассказал РБК ТВ Нижний Новгород, какие трудности испытывает бизнес в регионе и что делается, чтобы исправить ситуацию
Читать в полной версии
(Фото: Михаил Солунин/РБК)

Вы являетесь лидером нижегородского отделения "Партии Роста", которая на сентябрьских выборах показала неоднозначный, даже слабый результат. С чем это связаны, какие выводы сделаны и что вы собираетесь делать дальше?

Действительно, на выборах партия показала не тот результат, на который мы рассчитывали. Этому есть несколько причин – мы поздно начали предвыборную кампанию, поскольку процесс "апгрейда", переименования отделений партии (ранее называлась "Правое дело" – ред.), завершился лишь в конце мая. Не хватило ярких, харизматичных личностей, финансов, времени: к выборам в Госдуму и заксобрание, конечно, надо было готовиться значительно раньше. С другой стороны, мы не делали популистских заявлений, никого не ругали, говорили исключительно о необходимости развития экономики и о том, что для этого должны быть сделаны серьезные изменения.

В 90-е и в начале "нулевых" Нижний Новгород был городом предпринимателей; сейчас частной инициативы не хватает. Ситуация, наверное, является типичной для всей страны в целом, и тем не менее – что вы как нижегородский бизнес-омбудсмен и руководитель НРО "Партии роста" делаете для того, что предпринимателям в регионе стало лучше?

Ситуация в экономике очень сложная – мы видим, что крупные предприятия, особенно выполняющие гособоронзаказ, более или менее держатся. Банковская система, пусть на федеральном уровне, также получает поддержку. А вот малый и средний бизнес оказывается "крайним", законодательство работает против предпринимателей: за задержку зарплаты более двух месяцев на руководителя фирмы могут завести уголовное дело, за задержку налоговых выплат более трех месяцев – начать процесс банкротства. Предприниматель не защищен от задержек выплат со стороны заказчиков, в том числе государственных, а ЦБ, в свою очередь, не позволяет кредитовать тех, у кого есть кассовый разрыв. Получается, что с предпринимателями не рассчитываются вовремя, в долг у банков они взять средства не могут, и, естественно, бизнес начинает сжиматься.

В Нижегородской области очень много людей заняты в сегменте МСБ – если в Татарстане это каждый десятый, у нас в регионе – примерно каждый восьмой. Но, безусловно, кризис накрыл многих: предприятия банкротятся, а полномочия силовых структур только растут: у нас по стране на четверть выросло количество уголовных дел против предпринимателей.

На протяжении уже двадцати лет власть говорит о том, что нужно поддерживать малый и средний бизнес, но чиновники выступают за одно, а ситуация движется в противоположном направлении: чиновников становится все больше и больше, предпринимателей – все меньше и меньше. Вы как-то пытаетесь выстроить диалог с властью?

Как уполномоченный по правам предпринимателей в Нижегородской области, я обращаюсь и к губернатору региона Валерию Шанцеву и на федеральный уровень к Борису Титову (уполномоченный по правам предпринимателей в РФ – ред.). Наша работа заключается в том, чтобы выявлять существующие пробелы в законодательстве и показывать лучшие практики, которые есть в регионах. К Валерию Павлиновичу я, в частности, обращался с инициативой заставить чиновников, которые судятся с бизнесом, самим платить судебные издержки, в случае, если они проигрывают дело. Такая норма действует, например, в Ульяновской области, а у нас за прошлые полгода чиновники проиграли более 500 подобных дел. Они сами не несут никакой ответственности, а платить за них приходится государству. Есть посыл президента – не увеличивать давление на малый и средний бизнес, но на местах – в районах и муниципалитетах – власть в этом, как правило, не сильно заинтересована. Преференции бизнес получает ровно в том объеме, в каком их сам для себя "выбивает" у чиновников.

А губернатор вас слышит? Как Валерий Павлинович отреагировал на ваше предложение в части судебных издержек?

В правительстве региона ответили, что федеральный уровень позволяет ввести подобную норму. Нас, безусловно, услышали, но пока определенности в этом вопросе нет. Сейчас мы предложили губернатору еще одну инициативу и получили поддержку с его стороны: инициатива предполагает рискоориентированный подход к проверке предприятий, особенно той проверке, которую проводит административно-техническая инспекция. Смысл в том, чтобы не сразу штрафовать предприятия за выявленные нарушения, а давать им возможность в разумные сроки устранять недостатки. Предполагается, что до конца года эта норма будет прописана в областном законодательстве.

Вы долгое время были кадровым военным, и, вероятно, заметили, что положение дел в военных и различных силовых структурах улучшилось, в то время, как бизнес ущемлен как будто все время извиняется за то, что зарабатывает деньги. Почему так получается?

Многие на самом деле не чувствуют на себе экономическую зависимость, от сотен предприятий, которые у нас закрываются: госслужащим дают премию за "галочки", за выполнение плановых показателей, за проверки. Получается, что бизнес и госсектор у нас существуют отдельно друг от друга. И если областные и городские власти понимают, что живут за счет налоговых поступлений в бюджеты, то у федеральных структур, которые присутствуют в регионе, этого понимания нет, а ведь в том числе они создают бизнес-климат, хороший или плохой. После того, как Нижегородская область оказалась на 49-м месте одного из бизнес-рейтингов субъектов, я публично говорил о том, что не только областная власть, но и федеральные структуры в регионе должны реагировать на нужды предпринимателей.

Если сравнивать Нижний Новгород с другими городами-миллионниками в части условий для бизнеса, как по-вашему, мы в передовиках или же опускаемся вниз?

Объективно, если сравнивать наш регион и, например, Татарстан – туда предприниматели хотят идти: там есть свободные зоны, сильный административный ресурс. Мы явно отстаем от Екатеринбурга, Новосибирска. Мы в Нижнем Новгороде пережили бум предпринимательской деятельности в 90-е, но сейчас ситуация оставляет желать лучшего.

Как вы оцениваете нижегородскую администрацию – устраивает ли вас качество городской среды, дороги, благоустройство?

Разумеется, нет. Раньше мы призывали бизнес идти во власть, в нижегородскую гордуму и администрацию. В середине нулевых он туда пришел, но качество жизни изменилось только в худшую сторону, и многие гости нашего города, деловые партнеры из столица, недоумевают по этому поводу. Вроде у власти люди опытные и возраст еще позволяет активно работать и созидать, но что-то не клеится.

ФНС против четырех новых налоговых схем. Кейсы
Лизинговые компании вышли на плато после волны возвратов грузовиков
«Ценовые ножницы»: что ждет российских нефтяников в 2026 году
Разрыв в $100 млрд. Почему бюджет США недополучил денег от тарифов Трампа
Гречиха перестала быть сверхприбыльной для компаний. Как это меняет рынок
83 млн рабочих мест исчезнут. Какие метанавыки помогут спасти карьеру
Правовая профилактика за 30 минут: как защитить бизнес без юристов
Как распознать использование ИИ в резюме, тестовых и на собеседовании