Нижний Новгород, 02 ноя 2015, 15:25

Анна Круглова: "Реформирование ЖКХ — общая задача для всех"

Депутат городской думы Нижнего Новгорода VI созыва Анна Круглова рассказала о проблемах и задачах городских коммунальных служб
Читать в полной версии
(Фото: Анастасия Макарычева/РБК)

Проблема реформирования жилищно-коммунального хозяйства является наболевшей для Нижнего Новгорода, как и для многих других городов России. При этом с наступлением осенне-зимнего сезона в этом году трудности, кажется, вышли на новый уровень — острая нехватка средств заставляет муниципалитет детально изучать все расходы, в том числе и на ЖКХ. Разбираться с этим приходится недавно вступившим на пост депутатам городской думы. О том, что уже сделано в городе и что предстоит сделать, а также о впечатлениях от работы в гордуме нового созыва РБК-Нижний Новгород рассказала замгендиректора "Национальной ассоциации организаций ЖКХ", соучредитель ТОС Советский, депутат Анна Круглова.

Анна Вячеславовна, вы — человек, тесно связанный со сферой ЖКХ. Как бы вы сейчас оценили коммунальную ситуацию в городе? Каковы основные проблемы?

Ситуация сложилась таким образом, что с переходом всей этой системы на коммерческую основу бремя ответственности за коммуналку легло на простых жителях, которые платят за услуги. Сейчас с этим связано много проблем — доставшиеся нам в наследство от советской эпохи сети и дома стареют, а мы, жители, еще не привыкли нести полную ответственность за это наследство, хотя это первое, что прописано в Жилищном кодексе.

Что касается ДУКов и нашей ассоциации, мы можем со своей стороны улучшить сервис — создать центры по обслуживанию населения, оптимизировать выдачу определенных документов, проводить информационно-разъяснительную работу — то есть, облегчить собственникам жизнь. Но мы не можем снять с них ответственность за то, чтобы они содержали свое жилье: ставили приборы учета, своевременно оплачивали счета и так далее.

Немаловажной остается проблема бесхозных сетей, которые не принадлежат никому и непонятно, кто их должен ремонтировать. И еще одна наболевшая тема — проблема ветхого фонда. Раньше на капремонт, как известно, выделялись субсидии, но и сам фонд был моложе. Сейчас ситуация с бюджетом не только в нашем городе, но и по всей стране, прямо скажем, плачевная, и поэтому государственных средств уже не хватает.

Вопросов в сфере ЖКХ достаточно много, поэтому, на мой взгляд, необходимо в первую очередь наладить конструктивный диалог между всеми ответственными лицами в этой цепочке — горадминистрацией, коммунальщиками, жилищниками и, безусловно, собственниками.

На что в основном жалуются жильцы сейчас?

Основное — это государственные новации последнего времени: платежи за капремонт и ОДН. Собственники не понимают, за что они должны платить, им это кажется несправедливым. Все замыкается в одном круге: информирование где-то ведется недостаточно хорошо, люди не платят подрядчикам, как следствие, ремонт ведется плохо. Наглядный пример отсутствия коммуникации между участниками процесса. С другой стороны, из-за неплательщиков в этой ситуации страдают ответственные жильцы. Должна быть некая коллективная сознательность и ответственность.

Традиционно жители во всем привыкли винить ДУКи — насколько это справедливо и как, наш взгляд, можно добиться конструктивного диалога между коммунальными службами и жильцами домов?

Как мне видится отношения собственника и домоуправляющей компании нуждаются в оптимизации: лучше, если запросы жильцов собирает и представляет один человек — председатель многоквартирного дома, особенно, если это касается глобальных вопросов, таких, как ремонт всего дома. Сейчас создаются центры по обслуживанию населения, call-центры — делается максимальное количество шагов к тому, чтобы узнать информацию от жителей, чтобы в этом процессе не осталось места халатности с чьей-либо стороны. От жителей, в свою очередь, очень нужна инициативность и понимание реальных проблем и нужд дома, а также знание своих прав и обязанностей.

К вопросу о том, почему в доме нужен председатель: у меня есть один пример из практики, когда два жителя в доме подали разные заявки приблизительно в одно время. Одна из них — на ремонт труб, другая — на ремонт подъезда. Денег на счету дома ограниченное количество: в результате подъезд отремонтировали, а на трубы средств не хватило, хотя это очевидно более существенная проблема. Так бывает, когда среди жильцов нет единого мнения.

После избрания в городскую думу Нижнего Новгорода, вы столкнулись с проблемами ЖКХ уже муниципального уровня, при том, что средств в бюджете города, как уже говорилось, недостаточно. Как в думе планируют решать накопившиеся проблемы?

Бюджет города на 2016 год планируется очень тяжело, очень на многое средств нет и непонятно, где их сейчас брать. Все понимают остроту этой проблемы: внимательно изучается каждая статья расходов, в том числе по линии ЖКХ. После вступление в должность меня действительно стала больше волновать ответственность муниципалитета. Сейчас меня волнует то, что и как должна делать администрация в этой сфере, как, опять же, расплачиваться с подрядчиками, потому что денег сейчас в городе действительно не хватает.

Что касается моего округа, я постараюсь максимально помочь, насколько смогу: буду просить жителей выходить на субботники, относиться с заботой к своему району. Все ведь начинается с малого, с каждого отдельного человека.

По линии ДУКов мне также сейчас приходится много общаться, просить их относиться к предстоящему сезону не формально, а, что называется, по-человечески: и к картам, которые составляются по логистике очистки дворов и дорог, и в части работы дворников, и по многим другим вопросам. Сейчас по-настоящему важно выявить наиболее проблемные места.

Следить за работой предприятий ЖКХ муниципального уровня должен глава администрации, который пока не избран. Кто, по-вашему, мог бы им стать?

Мне кажется вопрос не в том, кто, а в том, какими качествами должен обладать этот человек: помимо компетенции, он, несомненно, должен обладать доброй волей и любить свой город. Это и правда очень важно: нужно любить свой город и искренне хотеть сделать его лучше.

Мне, безусловно, нравится далеко не все, что происходит сейчас в администрации: работу по линии выдачи проездных льготникам можно и нужно было организовать лучше, лучше информировать население. Тогда не было бы тех печальных последствий, которые мы имеем. Сказать, что сработал плохо кто-то конкретный, я не могу, но в целом работа не получилась. Многое, я считаю, могут сделать и депутаты у себя на округах. Я, со своей стороны, забрала из администрации часть проездных и со среды организую у себя в приемной (Ошарская, 95 — ред.) их выдачу, предварительно обзвонив и записав людей на прием.

Городская дума Нижнего Новгорода в этом году в некоторой степени приобрела "женское" лицо — депутатами были избраны 6 представительниц прекрасного пола, 4 из них, в том числе вы, вошли в состав думы впервые. Можете что-то сказать о профессиональных качествах ваших коллег?

Прежде всего, мне кажется, что городской думе, несомненно, пошло на пользу обновление состава и увеличение числа ее представителей. С более женским составом дума стала интереснее — никогда новых депутатов не обсуждали так много и так активно. Я считаю, это прекрасно: чем больше к нам внимания, тем более информированы люди о том, к кому они могут обратиться за помощью.

Женщины, которые работают в гордуме, прекрасны — они яркие, индивидуальные, эксперты своего дела, каждая со своими идеями и проектами. Может быть, мы привлекаем внимание в первую очередь тем, что нас существенно меньше, чем мужчин, но мне бы хотелось, чтоб мы все, будучи депутатами, оказали максимальную помощь людям. И я уверена, что у нас это получится.

Pro
Привычка побеждать убивает оригинальность. Вот что ее развивает
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Экономика «скуфов». Почему мужчины в мире становятся все беднее
Pro
HR-тренды 2025 года — в 10 карточках