Нижний Новгород, 03 апр 2017, 10:36

Вадим Булавинов: "Убрать и вычистить город не просто можно, а необходимо"

Депутат Государственной Думы рассказал РБК-Нижний Новгород о нереализованных проектах, начатых в период его мэрства, и о том, что не хватает нынешним властям
Читать в полной версии
(Фото: Михаил Солунин/РБК)

Вы были мэром Нижнего Новгорода с 2002 по 2010 год и порой подвергались жесткой критике на страницах печати и в эфирах. В последующие годы, когда пришла новая администрация и новые руководители города, стало хуже. И намного хуже, что очень и очень грустно. У вас было время осмыслить и собственную деятельность и посмотреть на происходящее сейчас. Скажите, неужели город Нижний Новгород элементарно нельзя убрать от грязи?

Давайте, напомню. Как только я стал мэром города, в первый же год установил 8 тыс. урн. Убрать и вычистить город не просто можно, а необходимо. Для этого нужны желание и деньги.

Почему в Нижнем Новгороде не используется опыт других городов, где сдвиги в этом отношении существенны? Не берем Москву, Санкт-Петербург и даже Казань. Есть опыт Екатеринбурга, Томска, в конце концов, наших соседей – Саранска и Чебоксар. Что это за "двоечный эксклюзив"?

Не хочу часто ссылаться на прежние времена, но в 2009-2010 годах на содержание города и дорог мы выделяли 2 млрд руб. В 2016 году выделялось порядка 700 млн, из которых очень много ушло на погашение старых долгов. Денег на содержание города стало в четыре раза меньше.

Почему меньше?

Потому что денег в бюджете не хватает.

Почему не хватает?

Потому что на конец 2016 года только коммерческих займов, по официальным отчетам администрации, было порядка 9,5 млрд руб.

То есть мы обречены тонуть?

Нет, мы обречены менять ситуацию. Но, опять же, нужно желание реально работать в этом направлении. Сейчас администрация пытается перевести займы в коммерческих банках в облигационные займы. Это даст экономию, пусть и небольшую. Также надо максимально участвовать во всех программах – федеральных и областных. Надо поднимать налогооблагаемую базу, делать это не путем тупого повышения налогов для малого бизнеса или сборов с граждан, а именно стимулирования создания новых рабочих мест. Можно привести в пример Калугу, где кругом бизнес-кластеры и сборочные производства.

Почему это не делается у нас?

Мне сложно ответить. Я все-таки уже семь лет просто депутат.

Не так уж просто и не так уж мало.

Тем не менее, депутат Госдумы – это не исполнительная распорядительная власть, которая должна готовить инфраструктуру, земельные площадки, работать с инвесторами.

Еще в ваше время много говорилось о необходимости стоянок, парковок, расширении улиц. Прошли годы, а этого как не было, так и нет. И только эвакуаторы снуют по городу как коршуны. В чем загвоздка? Почему, в отличие от других крупных городов России и мира, не решается транспортная проблема?

Она решается очень плохо. Меня много критиковали за то, что с проспекта Ленина убрал трамвайные пути, которые шли по крыше метрополитена. Но как-то все забыли, что в результате мы получили несколько тысяч парковочных мест вдоль магистрали. Это забыто, но это факт. Сегодня там стоянки, которые не мешают жителям и позволяют много транспорта убрать. Впервые мы купили эвакуаторы в 2009 году. Это была вынужденная мера, чтобы качественно содержать город, вовремя убирать машины, которые припаркованы в ночное время на первых полосах и мешают работе коммунальной техники.

Был хороший но, к сожалению, нереализованный проект, когда мы хотели сделать парковку под площадью Горького без торгового центра. Потом полномочия по земле у города ушли, и решение принимать нам было уже нельзя. На тот момент проект находился в стадии проработки и позволял создать множество парковочных мест без затрагивания каштанов и памятника. Потом у правительства области появилась идея сделать там совмещенный торговый центр, против которого абсолютно правильно выступила общественность. Любой торговый центр – это дополнительное притягивание машин и еще большая парализация движения.

По торговым площадям мы занимаем первые места в России. Но, если посмотреть вокруг них, даже на центральные улицы, там поваленные заборы и покосившиеся дома. Почему в этих-то местах не спланировать многоярусные парковки, почему не сделать разгрузочные стоянки?

Я не могу ответить на этот вопрос.

Тогда почему при вас это не делалось?

Давайте посмотрим генплан города. Семь лет назад там не подразумевалось никаких больших торговых центров. На месте нынешнего "Неба" был расселен огромны массив старых гнилых домов. Но, кстати, у всех недавно появившихся торговых центров парковки обеспечены по полной программе.

Если выйти из них и пройтись по центру, везде одна и та же картина. Впритык справа и слева от проезжей части стоят машины и двигаться невозможно. Люди не могут разъехаться, пятятся друг от друга или выскакивают с монтировками.

Исторический центр – особая категория, которую бездумно трогать, снося и расширяя, тоже неправильно. Какой-то исторический облик надо сохранять, хотя доводить до маразма, сохраняя гнилушки, чуть их подремонтировав, тоже не выход.

Если взглянуть на кадры, которые мы недавно снимали, картина удручающая. Гнилушки на фоне свечек, разнокалиберной архитектуры дома – высокие, низкие, панельные, стеклянные, из белого кирпича, из красного кирпича. Такое ощущение, что у нас нет архитектуры и градостроительных решений.

Вы меня спрашиваете не совсем по моему профилю за последние семь лет. Но не думать об этом я, конечно, тоже не могу. У нас была замечательная программа, которая, к сожалению, выполнена только частично – "Ильинская слобода", куда входил Найденко, Хохлов, Кириенко, митрополит Георгий и я. Мы планомерно пытались привести в порядок центр города с той стороны Лыковой Дамбы, восстанавливали храмы, делали проекты по возвращению исторического облика с ограничением этажности жилых домов. Шли к этому планово. Потом, с лишением города полномочий по земельным вопросам, ситуация подмерзла. Был проект "Большие овраги", который сейчас уже не на слуху. Подразумевался снос ветхого фонда от Ильинки до берега Оки с реконструкцией всего квартала.

В разных странах видел много примеров, когда старые дома не сносят, восстанавливают либо сохраняют фасадную часть при строительстве новодела. В нашем случае нужна принципиальная и жесткая позиция архитектурного сообщества, должно быть ограничение по этажности, должна сохраняться историческая среда. У нас же часто интересы бизнеса выше исторической справедливости. Сколько красивых зданий, которые можно отреставрировать. Можно поступить, как мы в свое время делали на Большой Печерской: первая линия – маленькие исторические здания, каждый следующий уровень поднимается выше по этажности, не извращая облик самой улицы.

Что думаете по вопросу о будущем Почаинских оврагов, которые засыпают. Все экологи и здравомыслящие люди говорят, что здесь с Волги и Оки в город поступает свежий воздух.

Если бы в период руководства городом у меня было желание, я бы давно принял решение и засыпал эти овраги. Но я понимал, что этого делать нельзя. По генплану у нас там вдоль стадиона должен был пройти бульвар Харитонова, который соединит Воробьевку с Лыковой Дамбой. Овраги должны были сохранить. Единственное, что тогда рассматривали – за счет открытых конструкций построить огромную парковку там, где находится винзавод. Я эту идею сознательно проводил, но там все упиралось в большое количество частной собственности. Я и сейчас считаю правильным постройку там перехватывающей парковки для тех, кто едет в центр города. Она вместила бы несколько тысяч автомобилей и была бы проветриваемой.

Очень интересно разговаривать с людьми до того, как они пришли во власть, и после их ухода. Настолько разумные решения и чудесные предложения звучат… Что же происходит, когда они приходят во власть?

Здесь не соглашусь. К примеру, будучи мэром, категорически и до скандала выступал против строительства торгового центра под площадью Минина. Даже когда меня серьезно уговаривали, сказал, что единственные, кто может принять такое решение – жители города. Без референдума согласие на это никогда не дал бы.

В вашем активе пять созывов Госдумы, восемь лет работы мэром. Вы имеете колоссальный опыт и взгляд с разных сторон. Многое передумали и осмыслили. У вас есть желание вернуться руководителем Нижнего Новгорода, если бы такая возможность представилась, и жители города попросили?

Мне об этом говорят каждый день и не раз. Отвечаю, что всему свое время. Сейчас новая команда, и они по возможности пытаются что-то делать. Что касается меня, как говорится, никогда не говори "никогда".

Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
Вам не нужно «больше работать» для успеха. Вам нужно сфокусироваться
Pro
Важнее еды: кого обогнала Broadcom на пути в клуб триллионеров
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
Стоит ли вступать в споры с налоговой инспекцией и как это делать
Pro
Отказаться от цели в карьере: 5 советов для разочарованных «достигаторов»
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше