Нижний Новгород, 04 апр 2018, 10:22

Елена Баланова: "Подростки – самая требовательная и интересная аудитория"

Руководитель мастерской современного театра и кино Teen Space рассказала Валентине Тимониной о том, зачем в городе нужна библиотека книг об искусстве, а также об особенностях работы с детьми старшего возраста
Читать в полной версии
(Фото: РБК)

Ваша мастерская успешно работает в Нижнем Новгороде уже два с половиной года. Тем не менее, хотелось бы попросить вас немного рассказать о том, что она из себя представляет, и в чём её основная идея.

Основная идея нашей мастерской в том, чтобы дать людям возможность самореализовываться в творчестве и, возможно, как-то по-новому раскрывать себя. Кроме уже хорошо знакомым аудитории занятиям по дисциплинам в области театра и кинематографа, у нас также проводятся встречи с психологом. В этом состоит наше главное отличие от других проектов – если можно так выразиться, нам близка философия комфортного творчества. Это когда человек приходит не за тем, чтобы получать какие-то "зачёты" или сидеть за партой, а для того, чтобы раскрываться и получать удовольствие от творчества.

Мы верим в то, что, находясь в состоянии комфорта, любой человек способен творить, а скованность этому препятствует. Поэтому ребята всех возрастов, которые приходят к нам на занятия, посещают групповые занятия с психологом. Это даёт совершенно особенный результат, поскольку и кино, и театр относятся к коллективным видам искусства.

Название Teen Space определяет вашу аудиторию? Вы работаете исключительно с подростками?

На самом деле, сейчас возраст нашей аудитории – от 5 до 30 лет, и у нас есть несколько разных возрастных групп. Действительно, изначально мы назвали проект Teen Space, потому что ориентировались на подростков – ребят в возрасте 11-16 лет, которые ищут себя, и которым надо в этом помочь. Однако потом эти возрастные ограничения начали исчезать – к нам стали приходить взрослые, которым такие занятия тоже оказались очень интересны. Работать со взрослыми вообще довольно интересно – у нас с самого начала была и программа, и желание это делать, но мы почему-то пессимистично оценили спрос. В результате же мы набрали две полноценные взрослые группы, которые приходят к нам либо для того, чтобы подготовиться к поступлению в творческие учебные заведения, либо просто для души.

Мне кажется, сейчас театр и кино вызывает у людей не меньший интерес, чем, например, занятия хореографией. Понятно, что многие из нас учатся танцам не ради карьеры, а просто для того, чтобы получить удовольствие и заряд энергии. Тоже самое с занятиями кино и театром — они дают навыки, полезные в повседневной жизни. Кино – это вообще отдельный вид терапии: когда люди начинают сами писать сценарии и что-то снимать, они по-настоящему работают над собой. Совершенно не обязательно впоследствии зарабатывать этим на жизнь, однако всё это в определённый момент жизни может так или иначе пригодиться.

Вы открыли свою мастерскую в то время, когда начать новый бизнес было довольно тяжело. Как вы пришли к тому, чтобы создать нечто столь хрупкое, как творческий проект?

Изначально мы с Алексеем (Алексей Данилогорский, руководитель направления "Театр" в Тeen Space – ред.) вообще не воспринимали нашу мастерскую как бизнес-проект. У нас к этому времени уже был довольно солидный опыт работ в других подобных студиях, накопились знания касательно их достоинств и недостатков. И мы стали ловить себя на том, что вполне понимаем, что и как мы могли бы усовершенствовать, создавая такой проект. Все это выросло во вполне осязаемую концепцию, которую нам захотелось воплотить. Мы не относились к этому слишком уж серьезно, но точно знали, что можем это сделать хорошо. На первом этапе у нас было всего три маленькие группы, и при этом мы не могли позволить себе отдельное помещение и большой штат. Мы не боялись потерять этот проект – в худшем случае мы бы просто расстроились и разошлись. Но всё получилось.

А сейчас, два с половиной года спустя, вы уже оцениваете свою мастерскую как бизнес?

Конечно, потерять её теперь было бы жалко. Во-первых, мы очень привыкли к тому, что она есть, и что это – наше постоянное дело. Во-вторых, у нас есть собственное большое пространство в центре Нижнего Новгорода, на улице Рождественской. Раньше мы базировались в нижней части города, где фактически снимали помещение по часам. Теперь у нас появился красивый лофт, который прекрасно подходит для творческих занятий, появилось много педагогов. Кроме того, к нам ходит много ребят, которые с нами с самого основания мастерской.

Успешный бизнес часто начинается с идеи, которая идёт от сердца. Тем не менее, вам не сложно совмещать в своей работе творческую и организационную составляющие?

Сложно, потому что пока большую часть работы нам приходится делать самим. На начальном этапе у нас даже не было собственного администратора: сейчас у меня есть помощница, но всё равно остался большой пласт совсем не творческой работы, которую я делаю самостоятельно. Это наше первое собственное дело, поэтому какие-то процессы выстраивались интуитивно, и, возможно, не всегда правильно – что-то приходило с опытом. Сейчас, спустя два года, подходы изменились, мы стали немного другими, и вместе с этим пришло определённое спокойствие.

Не так давно на базе мастерской вы открыли собственную библиотеку. Что побудило вас её создать?

Идея открыть библиотеку, конечно, в чём-то забавная – как я недавно написала в своём блоге: "Ребята, поздравьте меня, только не завидуйте – теперь я ещё и библиотекарь". На самом деле, в этом нет никакой коммерческой подоплёки: просто, когда я восемь лет назад готовилась к поступлению во ВГИК, живя в Нижнем Новгороде, я поняла, что здесь очень сложно достать книги о кино. Мне нужно было готовиться к экзаменам, но я не могла найти почти никаких материалов и не понимала, почему. Даже в крупных сетевых магазинах литература была какой-то уже совсем популярной, не такой, которая была нужна мне.

Вопрос "почему" со временем никуда не исчез, и, когда мы открыли собственную мастерскую, мне пришла в голову идея периодически покупать какие-то книги о театре и кино. Поскольку, как я уже говорила, на начальном этапе у нас не было своего помещения, идея временно отошла на второй план, но, когда мы въехали в собственную студию, а наши с Алексеем домашние библиотеки уже стали довольно внушительными, мы поняли, что пора нести книги в мастерскую и делиться ими. Сейчас у нас много ребят, которые хотят поступать в профильные учебные заведения – мы считаем, что они должны проходить пробы достойно и должны иметь возможность готовиться в родном городе.

Тем не менее, согласитесь, что сейчас издательский бизнес переживает определённый подъём, и выбор книг, в том числе посвящённых театру и кино, стал гораздо больше. Как вы представляете себе дальнейшее развитие библиотеки?

Я буду очень рада, если люди просто будут иногда приходить в нашу библиотеку. Конечно, мы рассчитываем, что она будет расти – мы заметили, что новые книги начали появляться сами собой, потому что людям тоже зачастую приятно что-то отдавать.

То есть, всё это делается общими усилиями?

Да, люди понемногу начинают спрашивать нас, могут ли они чем-то помочь и что-то принести. Как я уже говорила, мы создали библиотеку на безвозмездной основе, и многим ребятам тоже хочется эту идею поддержать.

В Нижнем Новгороде есть много вариантов досуга для маленьких детей, но почему-то складывается такое ощущение, что на подростков обращают внимание меньше. Как вам кажется, это действительно так?

Как специалист в области кино, я не раз задавалась вопросом, почему у нас так мало фильмов и спектаклей для подростков – действительно, обычно они ориентированы или на взрослых, или самых маленьких зрителей. Подростки – довольно сложная аудитория, но мне лично они нравятся больше всего.

Это может прозвучать немного грубо, но с самого начала мы пытались стать более "модными" по сравнению с другими студиями и мастерскими. Для подростков очень важна визуальная составляющая – например, то как выглядят их фотографии в соцсетях, или даже то, как выглядит помещение в котором они занимаются. Когда они приходят к нам, они видят, что мы с ними на одной волне, в то время как взрослые не всегда воспринимают их всерьёз. Мы учим ребят не стесняться своих вкусов в музыке, кино или чём-то ещё ​– они должны знать, что мы их в любом случае поймём.

То, что вы привлекаете к работе специалистов-психологов – это действительно необычный, и, как мне кажется, правильный шаг, потому что, несмотря не то, что подростки часто пугают взрослых, их легко ранить. Чем именно психологи помогают им в вашей мастерской?

Как минимум, психолог помогает ребятам сдружиться, для того, чтобы они могли вместе выходить на сцену или что-то снимать, потому что они у нас уже на первом курсе снимают свои короткометражки, Кроме того, он помогает им улучшить качество общения – в школе дети обычно разговаривают на очень поверхностные темы и редко выражают свои истинные эмоции. Психолог даёт ребятам понимание того, что можно открыто разговаривать обо всём – в результате они получают навыки сотрудничества и коммуникации, которые отлично работают и за пределами мастерской. Кроме того, есть такое понятие, как психологические «зажимы», когда человек просто не может себе позволить высказать какую-то идею вслух просто потому, что боится. С этими "зажимами" можно и нужно работать.

Чем вы больше всего гордитесь по итогам двух с лишним лет этой работы?

Больше всего я горжусь любовью, которая царит внутри нашей мастерской — как бы странно, сладко и банально это, может быть, ни звучало. Я работала во многих местах – уважение и дружба были везде, но нам удалось вырастить в воспитанниках именно стопроцентную любовь. По-другому не скажешь. Они идут к нам, потому что любят это место и любят педагогов. Один паренёк как-то написал у нас на доске: "Teen Space – love до cлёз". Мы часто цитируем эту фразу, потому что она наглядно описывает то, чем мы гордимся. Трудностей всегда много, и преодолеваются они только любовью к детям, когда ты понимаешь, что в любом случае сделаешь для них всё, и они тоже многое дадут тебе взамен.

Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Греция оправилась от кризиса. Почему рост не спасает ее от бедности
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником