Нижний Новгород, 06 мар 2017, 18:32

Спасти мир недорого: как выравнивается нижегородская индустрия красоты

Опрошенные РБК-Нижний Новгород эксперты признают, что расхожее мнение о том, что кризис миновал данную отрасль, верно лишь отчасти
Читать в полной версии
Фото: Анастасия Макарычева/РБК

После двух лет потрясений для бизнеса ситуация в индустрии красоты Нижнего Новгорода продолжает выравниваться. Рост цен на услуги, связанный с преобладанием импортных материалов и оборудования, остановился или находится в рамках ежегодной коррекции докризисного периода, отмечают участники рынка. Вместе с тем, девальвацию рубля и падение платежеспособного спроса салоны красоты ощущают не меньше других.

Расхожее мнение о том, что кризис прошел мимо данной сферы, верно лишь отчасти, признают опрошенные эксперты РБК-Нижний Новгород. В первую очередь, страдают парикмахерские и маникюрные услуги, в то время как косметология и пластическая хирургия относительно стабильны. Уменьшение доходов привело к четкому разделению клиентов на тех, кто привык следить за собой, и тех, для кого эта сторона жизни не является приоритетом. Первые готовы платить, но посещают салоны несколько реже и сокращают число услуг за один визит, вторые ушли в серую зону домашнего сервиса.

Основными негативными факторами называются вымывание среднего класса, уход клиентского эконом-сегмента и усиление позиций нелегального бизнеса. Как итог – сокращение клиентской базы салонов красоты в целом по рынку может достигать 30%, но физические изменения внешности их посетителей в процентах или деньгах оценить невозможно.

Что до нынешнего оживления клиентуры – оно вряд ли связано с экономикой и объясняется сезонным поведением. После предновогодней активности в январе и феврале наблюдался вполне ожидаемый спад. Со второй половины февраля люди снимают шапки, и число визитов и приобретаемых услуг вновь растет.

"Резиновый" средний чек

В косметологии и пластической хирургии есть довольно стандартное ежегодное повышение цен на препараты, влияющее на незначительный рост стоимости процедур, рассказывает ведущий пластический хирург "Альфа-Центра Здоровья" Карина Дельнова. По её словам, когда год или два назад упал рубль, всё выглядело совсем не так, как обычно.

"В пик кризиса в клиниках наблюдалась некоторая растерянность. Клиентам в открытую говорили: сегодня цена импланта груди одна, а завтра будет другая. Сейчас такого не наблюдается. Можно говорить, что в крупных клиниках повышения расценок нет как в нынешнем году, так и март к марту. Просто теперь траты клиентов более растянуты во времени", – поясняет Дельнова.

Импортные материалы и оборудование достигли максимальных цен еще в начале прошлого года, соглашается директор по развитию ГК "Ника Спринг" Наталья Маянская. "Сейчас поставщики держат цены, стараясь удержать клиента при общем спаде продаж. Мы, конечно, зависим от них, но они стараются вести себя человечно. Все всё понимают", – описывает ситуацию собеседница агентства.

Средний чек в целом по рынку изменился даже в сторону уменьшения, отмечает владелица салона красоты "ШишковЪ" Людмила Рыхлова. "Покупают – одну-две услуги за раз, а раньше было три-четыре", – поясняет она. Снижение цен заметно в основном для эконом-сегмента, а в среднем и премиальном чек не меняется, считает хозяйка салона красоты "Стрекоза" Светлана Вороная. "Мы как работали на дорогих и качественных материалах, так и работаем. В салонах эконом-уровня экономят на материалах и за счет этого снижают чеки", – отмечает собеседница.

Режим удержания

Делить индустрию на премиум и доступных игроков – дело не совсем верное. Во всяком случае, премиальный и эконом-сегмент присутствуют даже в продвинутых салонах. "А сейчас появился еще и супер-эконом, поскольку задача удержать клиента актуальна. С конца прошлого года, многие стали возвращаться", – говорит Людмила Рыхлова. Тем не менее, соревноваться с демпингом тех, кто работает неофициально, сложно, и отток клиентов налицо, признается хозяйка салона "ШишковЪ".

"Сегодня приоритеты изменились. Когда у тебя бюджет ограничен, лучше заплатить за обучение ребенка и за питание", – объясняет поведение клиентов Наталья Маянская из "Ники Спринг". Стратегическое значение вложений большинства женщин в "бьютификацию" для собеседницы агентства сегодня не столь очевидно.

Отток клиентов чувствуется в маникюре и уходе за волосами – эти процедуры легко выполнимы в кустарных условиях. Что действительно должно настораживать – так это инъекционные методики на дому, предупреждает Светлана Вороная. "В некоторых случаях за работу берут чуть ли не 1000 руб. Клиенты понятия не имеют, что им колют за эти деньги и не понимают, насколько это опасно хотя бы даже в плане стерильности", – предостерегает владелица "Стрекозы".

Когда такие клиенты, значительную долю которых составляют девушки в возрасте от 18 до 24 лет, обнаруживают, что препарат "съехал", они обращаются в те же официальные клиники, которым приходится исправлять ошибки, но уже хирургическим путём. "Последствия в виде рубцов неизбежны. Это такая область в которой нельзя экономить. Но такое было и есть, и вряд ли связано с кризисом", – говорит пластический хирург Карина Дельнова.

Девушки – сила

По оценке Натальи Маянской,наиболее востребованными у нижегородок стали процедуры с максимальным воздействием, дающие значимый и видимый эффект. "Клиентам интересен минимальный срок реабилитации – 2-3 дня, а если речь идет уже о неделе, на это решаются немногие", – поясняет директор по развитию ГК "Ника Спринг".

Говоря об услугах, теряющих популярность, Людмила Рыхлова называет окрашивание волос, сложный уход и дорогую косметологию. Стрижки, уходовые процедуры, маникюр, педикюр, эпиляции – напротив, устойчивы.

Движущей силой бьюти-индустрии остаются девушки в возрасте 30-35 лет, утверждает Светлана Вороная. По её словам, эта целевая группа знает, что представлено на рынке, какие появляются новинки, что эффективно. "И тут уже нам надо приспосабливаться и соответствовать их требованиям. Вплоть до того, что и новое оборудование покупается по просьбе клиенток, которые что-то попробовали за границей", – рассказывает хозяйка "Стрекозы".

В хирургии непоколебима популярность пластики век и увеличения груди, сообщает Карина Дельнова. "Среди новинок можно выделить операцию по удалению комков Биша. Мода на подчеркнутые скулы, впалые щеки и подчеркнутый подбородок пришла из Америки, одной из её законодательниц была​ Анджелина Джоли. В Москве и Петербурге сейчас это уже каждая вторая операция", – рассказывает она.

Мужской вопрос

Предпочтения и модель поведения мужской клиентуры собеседницы РБК-Нижний Новгород оценивают примерно одинаково. Среди их клиентов мужчин почти нет, либо их доля не превышает 10%. Те же, кого можно считать исключением, стали лучше следить за собой и больше тратить на косметические процедуры. Если мужчина всё же решает заняться собой, его ничто не может поколебать. Чаще всего сильный пол интересуется массажем, реже – инъекциями.

Оценивая перспективы индустрии красоты в Нижнем Новгороде опрошенные эксперты называют три параллельных пути удержания позиций своих компаний. Это безупречная репутация, гибкий маркетинг и прорывные технологии. Светлана Вороная полагает, что для бизнеса достаточно оставаться в традициях высокого качества. Карина Дельнова считает, что, соблюдая этот принцип, необходимо делать ставку на трендовые операции. Наталья Маянская согласна с обеими собеседницами, добавляя, что в условиях сложившейся ситуации на рынке не следует пренебрегать акционной активностью.

Pro
Не только ChatGPT: 9 ИИ-инструментов, готовых помочь венчурному инвестору
Pro
«Фантомные акции» и другие способы поощрения директора: как это оформить
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Доллары, дирхамы или рубли: как вести расчеты с иностранными партнерами
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Зарубежным мессенджерам выдали красную карточку: 5 вариантов на замену
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские