Нижний Новгород, 06 авг 2018, 10:35

Владимир Седов: "В поддержке культуры бизнес ориентируется на власть"

Председатель Нижегородского отделения Союза кинематографистов России рассказал Георгию Молокину о прошлом и нынешнем меценатстве в кино, а также о талантах и бездарях среди снимающей молодёжи
Читать в полной версии
(Фото: РБК)

Хотелось бы обменяться мнениями о развитии кино вообще и в нашем регионе в частности - тем более, что недавно завершился фестиваль "Горький fest". Я вспоминаю, сколько мероприятий проводилось раньше под вашим руководством, под руководством Никиты Сергеевича (Михалкова – ред.), как приезжали к нам мировые звезды, проводились показы, встречи со зрителями и прогулки по Волге. Каково положение дел сегодня? Мне кажется, что по сравнению с тем, что было лет 15-20 назад, всё как-то затихло. Или я не прав?

Тенденция к уменьшению фестивальной активности есть, и уровень её стал другой. Если помните, раньше во время Московского фестиваля на Большой Покровке можно было встретить звезд первой величины, поздороваться с ними и поговорить.

Ричард Гир приезжал.

И Спилберг. А уж наши звёзды были все, поэтому перечислять их нет смысла. Привозились самые интересные фильмы, и нижегородцы были довольны. Михалков дневал и ночевал здесь, проводил встречи, раздавал интервью. Сейчас же отношение к культуре изменилось, и особенно к кино. Не чувствуется в Нижегородской области пристального внимания к развитию данного жанра. Снимают у нас очень много, два-три фильма в год, но всё это делается частным образом, тихо, и узнаём мы об этом случайно. Раньше каждую съёмочную группу принимали на уровне губернатора и полпреда – делали из этого настоящий праздник для города.

Нижний Новгород стоит на слиянии двух рек, здесь прекрасная природа и старинная архитектура. Не подумывает ли Союз или его региональное отделение о создании здесь производственной базы? Можно было бы снимать не наездами, а в полноформатном режиме.

Такая практика в России существует. В семнадцати регионах есть производственные базы, но не в нашем, к сожалению. У нас, наверное, единственный субъект, где вообще не финансируют кинематографию, хотя в других областях закладывается от 5 до 100 миллионов – этот вопрос как раз поднимался на круглом столе, который проводил Михаил Пореченков в рамках фестиваля "Горький fest". Те, кто должны обращать внимание на культуру, увлекаются хоккеем, теннисом или чем-то другим. Дело в том, что инвесторы, которые вкладываются в этот бизнес, обращают внимание на то, как в том или  ином регионе относятся к кино местные власти.

Нижний Новгород сейчас готовится к празднованию 800-летия, и, справедливости ради, нужно сказать о том, что под эгидой Союза кинематографистов и областного министерства культуры готовится документальный сериал, посвященный городу. До сегодняшнего дня были заложены деньги в бюджете, и я думаю, что это никуда не уйдет, и что нашей общественности предстоит активно поработать – идея-то состоит в том, что сценарий пишет весь город. Сто тем уже представлены, прошли историческую экспертизу наших краеведов и историков, в проекте уже появились наши кинематографисты и работники телевидения. Осенью, когда он будет размещён в интернете, каждый сможет высказать замечания или предложения, предоставить памятные открытки, письма с фронта, старые картины и гравюры. Это, так сказать, в защиту того, что делается.

Да, но у нас не каждый год 800-летие Нижнего Новгорода. То, что происходит сейчас – хорошо, но есть ещё текущая жизнь. И в ней ко мне, как к председателю отделения Союза кинематографистов, приходит огромное количество людей с прекрасными сценариями и даже со снятыми фильмами. Найти деньги, чтобы что-то снять или смонтировать, довольно сложно. "Радиотехбанк" в последнее время помогает нижегородскому отделению, но вообще мало кто берётся за это. На том же круглом столе в рамках "Горький fest" обсуждался вопрос близости Москвы – это, безусловно, одна из главных бед для нижегородского кинематографа. Как только появляется сумасшедший человек, который может что-то сделать и проявить себя как личность в кино, он тут же уезжает. Что делать… Другие деньги, другие ценности. Редко остаются люди типа Жени Кудельникова, которые привязаны к городу.

Москва – известный пылесос. С другой стороны, если Нижний Новгород будет благоустроен, если улучшится экология, а сады и скверы станут уютными, начнётся обратный процесс. Режиссёры, в том числе молодые, начнут приезжать из Москвы к нам. Но вопрос ещё и в том, насколько молодежь вовлечена сейчас – при нынешнем развитии техники, с маленькой камеры можно снимать и документальное, и игровое кино. Как с этим дело обстоит?

У нас многие увлекаются любительским кино. В свое время я проводил кинофестивали, куда приходило немало талантливых ребят. Они приносили неплохие фильмы, пусть спорные, непонятные или до наивности смешные. Но это творчество, которому мы и предприниматели помогали как могли. Если бы кинематографисты Нижнего Новгорода знали, что на развитие сферы, где куются кадры и высвечиваются таланты, каждый год выделяются какие-то деньги, была бы совершенно другая картина. Молодые не поехали бы куда-то искать место под солнцем, а остались здесь. Недавно я видел материалы к обсуждаемому нами народному кино к 800-летию Нижнего Новгорода, которые Кудельников снял о производственной цепи Нижегородской области. Оттуда для фильма можно взять всего 3-4 минуты, но это высокопрофессиональные кадры.

Не секрет, что в интернете лежит гигантское число самодеятельных работ. По вашему мнению человека, который в свой время посвятил любительскому кино целый фестиваль, там есть что-то интересное? 

Когда я этим занимался, меня можно было искренне пожалеть. Часто моя дверь открывалась, заходил человек, подходил к столу, протягивал руку практиески со словами: "Здравствуйте! Я – гений!". Здороваюсь. Не всегда ведь увидишь живого гения. "У меня сценарий, и отныне вся кинематография может молчать", - говорит он. Читаю – на самом деле всё банально донельзя. Спрашиваю, видел ли он фильмы о войне – он мне рассказывает о Рэмбо. Вот культура молодёжи, занимающейся кино без знания литературы.

Но не все же такие?

Процентов девяносто. Остальные, правда, очень интересные ребята. Интересно снимают, интересно мыслят, но им нужно помогать. Некоторые, впрочем, считают, что таланту помогать не надо, и действительно, он пробьётся сам, но сделает это уже не с нижегородским именем.

Поговорка звучит иначе: "Талантам нужно помогать – бездарности пробьются сами".

Вот видите, как я её интерпретировал. Но помогать в любом случае надо. Если помните, мы создавали в Нижнем Новгороде школу режиссуры, сценаристов и операторов. Это было восемь лет назад, но сейчас проект приносит плоды. Замечательные фильмы-звёздочки вспоминаю – комичные, трагичные, очень хорошие. Я вижу этих людей, встречаюсь с ними. Хотя из тех, кто начинал, остались одна-две группы, а остальные 50 распались.

Нижегородцы помнят вас очень активным предпринимателем и то, какие деньги фирма "Русский клуб" вкладывала в кино. По-моему, бизнес и впрямь теперь помогает режиссёрам теперь гораздо меньше.

Практически не помогает. На вопрос "почему" можно ответить, что изменилась власть. Помните первый состав думы Нижнего Новгорода, куда я избрался депутатом? Я был единственным предпринимателем, а все остальные – педагоги, врачи, директора заводов. Сейчас вся гордума состоит из предпринимателей, и только один бедный (Игорь) Богданов – директор школы.

Казалось бы, вот и меценаты.

Предприниматели понимают, что надо быть ближе к власти, надо следить, куда она смотрит.

Ну, это всегда было, есть и будет. А как насчёт того, чтобы быть ближе к молодежи, к искусству, литературе, театру, кинематографу?

Тенденция ушла, потому что все ориентируются на власть. Повторюсь, предыдущий губернатор культурой вообще не занимался. Посмотрим, как будет при новом. В 1990-е был Борис Немцов, который говорил мне: "Володя, надо снять фильм! Никита Михалков приезжает! "Оскара" получим!". Вот ведь, какие были разговоры тогда.

И "Оскар", кстати, получили.

Да. А когда я работал министром культуры, пришёл Валерий Павлинович (Шанцев – ред.) и сообщил, что больше такого министерства не будет. Будет комитет, и до свиданья. Какой тут может быть ещё разговор? Так что предприниматели внимательно смотрят на власть: если люди, зарабатывающие деньги, видят, что руководители так относится к культуре, зачем тогда самим что-то в неё вкладывать?!

Pro
Сгенерированная реальность: каким будет 2025 год для PR-специалистов
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Почему ЦБ сохранил ставку и удастся ли теперь избежать разгона инфляции
Pro
HR-тренды 2025 года — в 10 карточках
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки