Нижний Новгород, 07 ноя 2017, 10:59

Леонид Гройсман: "Баланс между искусством и бизнесом найти несложно"

Фотограф, создатель студии "Ардженто" рассказал Валентине Тимониной о новой галерее проекта, её концепции и целях, доступности фотографии и переменах в способности людей воспринимать визуальное искусство
Читать в полной версии
(Фото: Михаил Солунин/РБК)

Город сейчас жаден до новых пространств. И художники, и фотографы говорят о том, что сложно достойно выставиться, сложно найти помещение, которое бы технически отвечало современным требованиям. То есть ваша галерея может заполнить этот пробел. Но при этом очевидно, что выставочная деятельность с экономической точки зрения не самая благодарная. Почему вы решили ее открыть?

Во-первых, я сам фотограф, вся внутренняя кухня мне довольно понятна. И я не совсем один: студию "Ардженто" мы создали с ближайшим другом, блестящим фотографом Михаилом Храповицким. Студия существует давно, с 2005 года. Галерея всегда была в проекте, но не было помещения, случая, возможности. Поэтому вторым начинанием "Ардженто" стала печатная мастерская для художников и фотографов. Совершенно неожиданно весной этого года выпала возможность получить в распоряжение достаточно приличное помещение на ул. Минина: и под мастерскую, и под галерею. Не знаю, во что это выльется. Я работаю над тем, чтобы там было качественное экспозиционное пространство: одно большое объемное помещение в 100 кв.м с хорошим галерейным светом.

Какую концепцию вы выбрали?

Изначально была рафинированная идея создать галерею фотографии, но при этом сделать упор на классику, ручную печать, поскольку в мастерской всё это есть. Но было бы сложно наполнить её только этим, поэтому расширили идею до "Галереи фотографии и графики" – они часто сходятся между собой. Первой выставкой станет экспозиция Виктора Грязнова, удивительного художников. Здесь и фотографии, и инсталляции, и графика. Она называется "Летаргия и пробуждение".

У вас как фотографа и владельца студии сложилась частая для современного креативного класса ситуация, когда приходится балансировать между искусством и бизнесом. Как вам это дается, насколько сложно?

Баланс найти несложно. Можно обмануть кого угодно, но себя – невозможно. Что бы мы ни снимали (хотя от многого стараемся отойти), поддерживаем высокий уровень съемки. И в коммерческой фотографии в частности. Беда в том, что бюджеты компаний на коммерческие съемки урезаны на 75%, а то и полностью. Поэтому говорить о больших проектах сложно. А если говорить о том, что снимается для себя – это очень длинные многолетние циклы. Они не пересекаются никак. Но ни за одну работу не стыдно.

Когда человек хочет картину на стену, он понимает, что она стоит определенных денег. Но когда дело доходит до покупки фотографии, этого понимания нет. Почему и как это исправить?

Это так. Надо учить людей, что фотография может быть предметом коллекции, а не фоткой в компьютере. Это долгий и сложный процесс, неизвестно получится или нет, но это одна из целей галереи.

Может ли быть причиной этого непонимания доступность техники, которая обесценила фотографию как искусство?

Не надо демонизировать цифровую технику. На самом деле это здорово – фотография стала доступна миллиардам людей. При этом многих эта доступность привела к серьезной и честной работе. Раньше было сложно это представить. Люди не воспринимают фотографию как работу, на которой можно задержать взгляд более чем на две секунды – в этом основная проблема. Изменилось восприятие, люди перестали концентрироваться. А перед снимком нужно встать, посмотреть, почувствовать отношение автора.

Очевидно, что в индустрии много людей, которые обучились фотографии самостоятельно. Но как правильно учиться? Это должно быть высшее образование, или нужно найти мастера и перенимать знания у него?

Я фотографию не рассматриваю отдельно от общего художественного образования. Все большие фотографы (особенно фотографы прошлых лет) так или иначе связаны с общим пространством, художественно образованы. Нельзя просто так научить чувствовать, настраивать свое восприятие на очень тонкую степень чувствительности. А это самое главное – тонкая восприимчивость, а не попытка реагировать на крупные сигналы действительности. Ни одна фотошкола этому не научит, она научит технике, фотографическому языку, но если нет этой чувствительности, может ничего не случиться.

Как вы оцениваете состояние и уровень мастерства современных фотографов?

В целом уровень художественного и околохудожественного кругозора упал. Казалось бы вокруг столько всего, смотри любые музеи мира, любые книги. В этом есть большая вина выставок и конкурсов, которые диктуют ещё похуже, чем в советские времена. Люди понимают, что возьмут на конкурс, а что не возьмут. А кураторы без стеснения говорят фотографам снимать проще.

По ту сторону фотографии стоит зритель, который привык воспринимать ее в размере экрана смартфона. Как же зрителя привлечь к серьезному восприятию?

Сейчас все-таки есть определенный ренессанс. Возобновляется клубное движение: фотографы собираются, защищают работы, обсуждают их. В малых городах появляются выставки. Это создает определенное фотографическое пространство. Не будем говорить о глобальном качестве этого дела, но само по себе это прекрасно.

Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Бизнес среднего возраста: 4 причины открыть свое дело после 40 лет
Pro
Используйте свою власть. Как быстро стать руководителем-профи
Pro
Как выйти из любого конфликта: полезный инструмент и 8 приемов
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций