Нижний Новгород, 09 фев 2017, 10:57

Наталья Назарова: "Затратный механизм тарифообразования изжил себя"

Депутат Госдумы от Нижегородской области рассказала РБК о состоянии реформы в энергетике и приоритетах в своем избирательном округе
Читать в полной версии
Фото: Михаил Солунин/РБК

Поделитесь впечатлениями, как ощущаете себя в новой для вас роли, в новой профессии парламентария?

Первые 100 дней в Думе – большой этап в моей жизни, в котором очень много нового и интересного. Безусловно, предыдущий опыт помогает, потому что принципы дисциплины и максимальной вовлеченности, по которым сегодня работает Дума – то, чему не пришлось учиться. Есть драйв, когда ты понимаешь, что знаешь очень и очень мало, но процесс обучения идет, и он интенсивен. Самое главное – я системный человек, и в системе чувствую себя более эффективной.

Наблюдатели признают, что Дума VII созыва отличается от предыдущей. Считается, что повлиял новый спикер, ужесточена дисциплина, введены штрафы. Насколько верными оказались эти изменения?

Абсолютно правильные решения приняты. Дисциплина должна быть везде и во всем. В нынешней Думе много новобранцев, и они достаточно уверенно чувствуют себя в предложенном формате. Дисциплина не такая уж жесткая, просто поставлены правильные требования. А от тех, кто пришел из прошлого состава парламента, порой приходится слышать, что они не школьники, и все это им не нужно. Я считаю, мобилизация как раз помогает решать стоящие перед нами задачи, и мы гораздо быстрее включились в процесс.

Судя по тому, что вы выбрали комитет по топливу и энергетике, на это повлияла работа в крупной энергетической компании. Или в выборе вы руководствовались другими соображениями?

Никаких других мыслей не было. Вся моя жизнь связана с замечательной профессией энергетика, и с момента окончания института я ей никогда не изменяла. Мне предлагали пойти в комитет по культуре, но я настояла на своем. Возглавляю, наверное, самую сложную секцию комитета – тарифообразование, и, предлагая ее мне, председатель комитета, безусловно, понимал, что мой опыт здесь пригодится.

Уже 25 лет нам говорят одно и то же: продолжится рост тарифов, изношенность инфраструктуры крайне высока. Мы когда-нибудь услышим нечто обратное?

Я бы тоже этого хотела, но придется пройти большой путь. Изношенность инфраструктуры очень сильная, и ни в коем случае сбрасывать со счетов ее нельзя. В разных отраслях степень износа может отличаться, но в наиболее критичных сферах она доходит до 70%.

Без инвестиций государства не обойтись, или надежда на частные компании?

Если говорить о генерирующих компаниях, то доля государственных среди них очень невелика, а среди сетевых компаний она значительна. Понятно, что в генерирующий и сетевой сектор, в электроэнергетику и теплоэнергетику вкладывать надо очень много. Федеральными деньгами не обойтись, и рассчитывать на это нужно меньше всего.

Главный расчет – это инвестиции. В комитете мы ставим себе задачу – провести парламентские слушания по реформе электроэнергетики. Если честно, эта реформа остановилась: все, что было сделано, зафиксировано и стагнирует. Мы должны сделать анализ сложившегося положения дел и понять, куда двигаться дальше.

Трудно даже представить объемы средств, необходимых, чтобы обновить инфраструктуру. Это многие триллионы рублей. То, что есть сейчас, строилось десятилетиями, на восстановление и обновление потребуется не меньше. В новой Думе эта работа начата?

В апреле пройдут парламентские слушания, и для начала мы поймем ситуацию. Сегодня есть аналитика, но ее мало. Нужно активное обсуждение, потому что энергетика – кровеносная система страны. В сосудах могут появляться тромбы и бляшки – этого ни в коем случае допустить нельзя. Процесс модернизации будет долгим и, наверное, бесконечным. Мы говорим об отрасли, модернизировать которую нужно всегда.

О тарифах. Известно, что они снова будут расти. На сколько? С чем это связано? И есть ли механизмы, которые могут стабилизировать рост?

Я не исключаю, что они будут расти, но далеко не факт, и я бы не хотела говорить об этом, как о медицинском диагнозе. Сейчас важно построить новую модель тарифообразования, и она уже озвучена: тарифы на энергоносители должны расти ниже темпов инфляции. Тогда мы можем получить сдерживание инфляционных процессов.

Затратный механизм тарифообразования, наверное, имел смысл в начале реформы, но сегодня он изжил себя. Поэтому принцип "инфляция минус" мы возьмем на вооружение, и он какое-то время продержится. Но мы понимаем, что есть износ фондов, и надо заниматься инвестированием, реконструкцией и оптимизацией. Не просто строить и вводить новые мощности, но делать их максимально эффективными.

Проще говоря, сейчас вы в состоянии поиска такой цены, от которой население не сильно пострадает, а производители энергии смогут вкладывать в развитие?

Безусловно. Нам нужно запустить механизмы, которые были бы интересны собственникам энергетических объектов, чтобы они не вводили общество в состояние неопределенности и раздражения. Надеюсь, те приемы, с которыми мы к этому вопросу подходим, приведут к нужным решениям. Сейчас Дума, антимонопольная служба и региональные власти пытаются наладить коммуникации. Для кого-то решения окажутся непростыми, а по отдельным регионам – достаточно жесткими, потому что в этом вопросе есть все: и неоптимальные режимы, и коррупционная составляющая – все как везде.

У вас достаточно большой избирательный округ с обилием сельских районов. Что вы считаете наиболее важным в развитии территорий? Что у вас уже получилось или вот-вот заработает?

Округ еще и крайне разнообразен по социальной структуре. Главный подход у меня сформировался: в каждом районе будет своя программа. Создан институт помощников на общественных началах. В каждом районе есть помощник, и он будет налаживать коммуникации с администрацией. Везде будет своя история. Где-то это развитие туризма, для кого-то – народные промыслы, но главное – рабочие места. В этом смысле у меня очень тесные коммуникации с депутатами Законодательного собрания. Мне очень повезло, и я могу назвать себя счастливым человеком: я встретила удивительно интересных людей, заточенных на дело. Мы сегодня делим сферы ответственности, и будем четко выстраивать план совместной работы.

Пока нельзя сказать, что по каждому району у меня программа полностью сформирована, но наброски больших и малых дел есть везде. И, как я говорю своим избирателям, мы должны добиться того, чтобы вектор направлялся в сторону снижения дотаций. Каждый регион должен зарабатывать на жизнь, на развитие, на создание своей социальной и культурной среды, а для этого необходимо больше новых рабочих мест.

Вы наверняка следите за работой областного парламента, который теперь крайне неоднороден и, по мнению ряда экспертов, выглядит неконструктивно. Все ли правильно в законодательном собрании, и нужна ли эта дискуссия, которая выносится в публичное поле?

Дискуссия – это всегда хорошо, но она должна нести конструктив. Когда же все начинается на каких-то личных отношениях и мотивах, видеть такое грустно. Это не приносит пользы делу, не добавляет авторитета власти. Я абсолютно уверена и рассчитываю, что стороны найдут общий язык. Если этого не произойдет, будет очень горько. Слишком большие задачи стоят, чтобы вот так растрачивать силы.

Бюджет Нижегородской области впервые за все последние годы принят профицитным. Была оживленная дискуссия о том, является ли профицит техническим или реальным, а бюджет - консервативным или только для выживания. Как вы оцениваете бюджетный процесс в нашем регионе?

Бюджет Российской Федерации консервативный, и в Нижегородской области – тоже. И это правильно. Мы понимаем, что в непростой ситуации, когда внешняя среда влияет на внутреннюю экономику, лучше подстраховаться. Профицитный бюджет или нет – здесь есть свои плюсы и минусы. И каждый регион выбирает тот вариант, с которым ему удобнее работать. Если честно, не вижу в этом предмета для полемики. Главное – чтобы бюджет был принят, исполнен, и ни один рубль не был потрачен впустую или не потрачен, как было запланировано.

Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог