Нижний Новгород, 09 окт 2015, 17:26

Гайсинский: "Власти должны быть заинтересованы в сохранении бизнеса"

Совладелец "Фармкомплекта" Юрий Гайсинский рассказал РБК-Нижний Новгород, как фармдистрибуция переживает кризис и почему уровень конкуренции в Нижегородской области — один из самых высоких в стране
Читать в полной версии
(Фото: gorky.tv)

Фармацевтический бизнес не считается направлением, серьезно пострадавшим от кризиса — рост цен на лекарства в первой половине этого года, вызванный девальвацией рубля, положительно отразился на выручке дистрибуторов и торговых сетей. Тем не менее, игроки отмечают перенасыщенность рынка в ряде регионов, что заставляет его участников всерьез бороться за выживание, причем не имеющим представительств в федеральных центрах компаниям это дается особенно нелегко.

Одним из таких примеров является дистрибутор "Фаркомплект" с головным офисом в Нижнем Новгороде, не имеющий подразделений в Москве и Санкт-Петербурге, который, тем не менее, вошел в список 500 крупнейших российских компаний по версии РБК и остается крупнейшим игроком межрегионального уровня, в зону обслуживания которого входят 47 регионов. Что позволяет дистрибутору удерживать свои позиции на рынке и как фармбизнес справляется с последствиями экономического кризиса, РБК-Нижний Новгород решил узнать о совладельца "Фаркомплекта" Юрия Гайсинского.

Сразу два предприятия, к руководству которыми вы в разные годы были причастны ("Нижфарм" и "Фармкомплект") недавно оказались среди 500 крупнейших российских компаний по версии РБК. Можно ли назвать их успешными? Комментировать деятельность "Нижфарма" мне трудно, поскольку с 2005 года к предприятию отношения не имею. Теперь это компания, входящая в международную группу, один из лидеров отрасли в России. При этом "Нижфарм" был и остается важным предприятием и для экономики Нижегородской области. "Фармкомплект" — другой сегмент бизнеса, дистрибуция. Это тоже, в общем-то, уникальная компания, хотя бы тем, что занимает достойные позиции не только в ТОП 500 крупнейших компаний, но и в отраслевых рейтингах (8 место среди крупнейших фармдистрибуторов России по данным IMS Health), не присутствуя при этом ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. Кроме того, "Фармкомплект" является одним из крупнейших экспортеров Российских лекарств в страны СНГ. Наша филиальная сеть включает 8 филиалов с фармацевтическими складами и покрывает всю европейскую часть России, Урал и Сибирь. Склад и офис в Нижнем Новгороде уже давно рассматривается нами как один из филиалов, хотя и головной офис действительно расположен в Нижнем Новгороде. В рейтинге РБК компании ранжировались по выручке. В 2014 году выручка "Фармкомплект", согласно открытым данным, составила порядка 28 млрд руб., чистая прибыль при этом — всего 12 млн руб. Является ли это прямым следствием кризиса и как фармбизнес выживает в новых экономических реалиях? На каждом сегменте бизнеса кризис отразился по-разному. Дистрибуция чувствует себя нормально, хотя говорить о прибылях не приходится. В сегменте дистрибуции продолжается жесточайшая ценовая конкуренция. Нам приходится соперничать с крупными федеральными компаниями, как правило, входящими в фармхолдинги, которые объединяют не только дистрибуцию, но и фармацевтические производства, либо аптечные сети, а чаще и то, и другое. К сожалению, в России в денежном выражении большая часть лекарств импортного производства, соответственно, цены на лекарства в рублях в 2015 году выросли, это негативно сказывается на потребителях. Население заметно сокращает потребление, в том числе ограничивая и покупку лекарств. В итоге для дистрибуторов принципиально ничего не поменялось: на входе — измененные цены от производителей, на выходе жесткая конкуренция: наши покупатели (аптечные сети) стремятся делать закупки по минимальным ценам. Прошлый год не был для нас успешным, хотя мы росли, как и все предыдущие годы. Если говорить о прибыльности, в 2014 году она была практически на нулевом уровне. По этому показателю 2014 год был одним из худших за всю 20-летнюю историю компании. Тем не менее, год от года мы увеличиваем свою долю на рынке России и по итогам 2014 года она составила примерно 3,5%, хотя в регионах присутствия наша доля рынка, как правило, находится в диапазоне 5-15%. Такие результаты не предел, и напомню, что нас пока нет в Москве и в Санкт Петербурге — на самых богатых и больших рынках. Активное продвижение и реклама в регионах дают свои результаты. Компания умеет работать с издержками и является исключительно аккуратным и надежным заемщиком для банков и партнером для производителей лекарств, как зарубежных, так и отечественных. Повлиял ли кризис на вашу бизнес-стратегию? Если говорить про "Фармкомплект", мы стараемся максимально оптимизировать издержки: не тратим больше, чем можем заработать, оцифровываем и анализируем все коммерческие операции, закрываем убыточные направления, не инвестируем в непрофильные активы. Например, одна из главных статей наших расходов — это аренда складов, и мы быстро достигли заметного снижения ставки аренды с большинством наших арендодателей в регионах, но, к сожалению, есть и исключения. Кроме того, мы чувствительны к перекосам рынка и сворачиваем отношения с непрозрачными поставщиками и покупателями, сотрудничество с которыми негативно отражаются на рентабельности. "Фармкомплект" имеет прямые контракты на дистрибуцию с большинством производителей лекарств, хотя до сих пор, и даже в кризис, остаются компании производители, не готовые выстраивать прозрачные отношения с нами. Видимо есть какой-то личный интерес у менеджеров этих компаний.

Отразились ли экономические изменения на ассортименте лекарственных препаратов? Ограничений никаких не вводилось, по крайней мере, для розничного сегмента: нет ни дефицита, ни проблем с поставками. С каким-то ассортиментом мы перестали работать, зато появился новый за счет новых контрактов. В своей работе, как вы сказали, предприятие не ориентировано только на Нижегородскую область. И все-таки, специфичен ли бизнес в регионе? Принципиальной разницы между регионами нет, практически везде присутствуют одни и те же игроки со своими филиалами и логистическими услугами. Доступность и развитость аптечных сетей тоже везде примерно одна и та же. В Нижегородской области, к слову, очень высокий уровень конкуренции, она является одним из лидеров по количеству аптечных учреждений, если соотносить их число с численностью населения. Государство регулирует цены на значительную долю ассортимента, но ни как не регулирует количество аптек, как это делается, например в Европе. Конкуренция — это, безусловно, хорошо, особенно для потребителей. Хотя мои прогнозы таковы, что в дальнейшем мелким аптечным сетям придется нелегко: потребности рынка таковы, что нужно не просто иметь на полке лекарства и продавать их, а еще и выполнять массу дополнительных сервисных функций, причем делать это профессионально и технологично. Сейчас конкурентные цены и качественный сервис одновременно становятся уже не опциональным, а обязательным условием. Количество аптек вряд ли уменьшится, а вот слабые и мелкие игроки будут уходить с рынка. Нижегородская область — достаточно развитый регион с диверсифицированной экономикой. Ряд холдингов размещает крупные производства именно здесь, при этом сохраняя головные центры в столичных городах. С чем это может быть связано, на ваш взгляд? Большинству федеральных и межрегиональных компаний удобно размещать головной офис в Москве или Санкт-Петербурге. Так удобнее руководить и координировать деятельность компании, концентрировать, автоматизировать и максимально оптимизировать многие сервисные функции. Да и логистику товара, и перемещение (командировки) сотрудников по стране на порядок удобнее осуществлять из столицы. С этим связаны, например, некоторые проблемы нашей логистики – иногда мы вынуждены осуществлять поставки из Москвы в Нижний, а потом обратно в Москву, чтобы в итоге доставить лекарства нашим оптовым покупателям в некоторые регионы. Кроме того, мы – крупная компания для Нижегородской области и наверно поэтому к нам повышенный, порой чересчур, интерес у проверяющих органов. Предполагаю, что в столичном регионе на общем фоне мы выглядели бы обычной среднестатистической компанией и такого бы не происходило. Это также может быть одной из причин для компаний перемещать свои юридические адреса и управление из регионов. Задумывались ли вы о переносе штаб-квартиры "Фармкомплекта" в другой город? Современные технологии позволяют управлять из любой точки, в том числе и из Нижнего Новгорода. Операционным управлением компании занимается мой брат, Гайсинский Игорь Юрьевич (генеральный директор ООО "Фармкомплект" — ред.), и у нас отличная команда в Нижнем. А для каких-либо перемещений должны быть веские причины. Хочется верить, что власти Нижегородской области заинтересованы в сохранении крупных растущих компаний в регионе.

Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование
Pro
Вам не нужно «больше работать» для успеха. Вам нужно сфокусироваться
Pro
Чрезвычайные деньги: почему золото дорожает и что будет с ценами в 2025-м
Pro
Нерезидент с бизнесом в России: можно ли избежать проблем с налоговой
Pro
1С-аналитик получает до 500 тыс. руб.: чем он занимается
Pro
Как платить НДФЛ за сотрудников с 1 января 2025 года. Примеры расчетов