Нижний Новгород, 09 дек 2016, 10:22

Равиль Хайбуллин: "Даже в кризис люди не экономят на мобильной связи"

Директор макрорегиона "Волга" компании Tele2 рассказал РБК ТВ Нижний Новгород о наследии компании НСС, изменении целевой аудитории и основных трендах в мобильной связи
Читать в полной версии
(Фото: Михаил Солунин/РБК)

Давайте начнем с истории, а точнее, с того, как компания Tele2 появилась в Нижнем Новгороде. Всем известно, что "Ростелеком" объединил активы, и известная нижегородская компания НСС – пионер коммуникаций в России – стала частью этой истории. Так международный бренд появился в нашем городе. Насколько тяжело это происходило, были ли какие-то сложности в момент перехода из одного состояния в другое? Как вы это пережили?

Компания Tele2 изначально шведская. Важной вехой в её российской истории стал 2013 год, когда нашими основными акционерами стали группа компаний ВТБ, "Северсталь", банк "Россия". Следующая веха – создание совместного предприятия на базе Tele2 и мобильных активов "Ростелекома" в конце марта 2014 года, что стало мощным толчком для развития всей нашей компании.

Непосредственно в Нижегородской области мы сделали совместное предприятие на базе Tele2 и НСС – старейшего оператора сотовой связи, которого очень любили в регионе. В течение последних двух лет нами была проделана огромная работа, прежде всего, по объединению сетей. Для этого мы модернизировали всё оборудование – базовых станций, контроллеров, коммутаторов; в прошлом году построили узел пакетной передачи данных, один из самых мощных на сегодняшний день, который обслуживает не только нижегородских абонентов, но и абонентов всего макрорегиона "Волга".

Какие это города помимо Нижнего Новгорода?

По сути, наш макрорегион совпадает с Приволжским федеральным округом за исключением Пермского края, Оренбургской и Саратовской областей.

В середины 90-х годов, когда мобильная связь появилась в России, хотя и не была массовой, появилась так называемая "большая тройка" плюс региональные операторы. Сейчас этот термин ушел, вместо него говорят о "большой четверке": Tele2 завоевал своё место в этом ряду. Мы наблюдали, что телекоммуникационная отрасль в последние 20 лет – это точка роста для развития в экономике России. Сейчас, в условиях кризиса, остается ли она таковой в целом, и как дела у Tele2 с лидерством в Нижегородской области?

Телекоммуникации – это отрасль, в которой активно развиваются технологии. И если сравнивать с другими областями или даже странами, то мы иногда идем впереди планеты всей. Но верно и то, что это очень высококонкурентный рынок, идет постоянная борьба за абонента, и в отличие от других отраслей, где стоимость продуктов и услуг из года в год постоянно растёт, у нас стоимость минут и мегабайтов постоянно падает, причем, на порядок. Поэтому главная задача компании сейчас – не просто привлечь абонента, а сделать это максимально эффективным образом. И здесь Tele2, на мой взгляд, работает достаточно хорошо.

Но мало привлечь новых абонентов – нужно сохранить старых, тех, кто вас уже любит. Необходимо постоянно работать с ними, быть клиентоориентированным, меняться, соответствовать их новым требованиям. Что вы делаете для этого?

Так и есть. На первый план сейчас выходит необходимость удерживать лояльных абонентов. И здесь рецепт очень простой – качество связи и качество обслуживания. А для компании важно делать это максимально эффективно, с минимальными издержками.

Получается это у вас в макрорегионе "Волга"?

На мой взгляд, это получается во всей компании, потому что для Tele2 работа с издержками – это часть корпоративного ДНК. Мы умеем это делать, и умеем делать это хорошо. Две вещи, на которых компания не экономит – это, повторюсь, качество связи и качество обслуживания.

Вы сказали, что технологии меняются, и то, что раньше стоило, скажем, $1 за минуту, не стоит сейчас практически ничего. Мобильная связь в России – одна из самых дешевых в мире. Куда дальше? Конкуренция сумасшедшая, и можно пройти точку прибыльности. Это же серьезный бизнес, вам нужно деньги зарабатывать. Где это дно, дальше которого опускаться уже некуда?

Если говорить о будущем, то самое важное – идти за потребностями абонента, смотреть, в каком направлении они движутся. И сегодня мы наблюдаем переход от "голоса" (голосовой связи – ред.) к передаче данных. Кроме того, всё больше и больше абонентов используют мессенджеры вместо смс. На мой взгляд, этого не нужно бояться. Это как либо пугаться дождя, либо продавать зонтики. В данном вопросе наша стратегия – предлагать абоненту такие тарифы, которые позволят ему, например, безлимитно общаться в мессенджерах. Более того, мы пошли дальше – сделали возможным обслуживание клиентов через Telegram и Viber.

Насколько вы заместили доходы от смс-трафика доходами от перехода на мессенджеры? Всё же смс приносили достаточно много денег мобильным компаниям, как я понимаю.

Надо сказать, что есть довольно большая группа абонентов, которые продолжают пользоваться смс. Для них это удобно, и мы ни в коем случае не будем отказываться от этого. Если говорить про мессенджеры, то там немного другой стиль потребления – этого гораздо больше, чем смс: идет активная переписка, обмен файлами. Можно сказать, что в данном случае идет замещение потребления смс потреблением интернета.

Интернет – это точка роста, как ни крути. Была технология EDGE, 3G, 4G… Сейчас уже все говорят про 5G – невероятные скорости. Опять же Марк Цукерберг, Илон Маск и другие предприниматели, увлеченные новыми технологиями, уже запускают спутники (пока, правда, неудачно), которые будут раздавать интернет бесплатно. Что будут делать в этих условиях мобильные операторы? Припасено ли у вас что-то на этот случай, или это коммерческая тайна?

Если говорить про 5G, то это существующая технология, но это совсем не значит, что абоненты ей активно пользуются. Мы идем туда, где потребитель, и только тогда, когда это экономически целесообразно и востребовано. В том числе, поэтому мы запустили 4G в Нижегородской области только в этом сентябре – абонентов, мобильные устройства которых поддерживают эту технологию, в регионе всего 4-5%. В основном они сконцентрированы в крупных городах: Нижний Новгород, Дзержинск, Саров, Выкса. Поэтому если говорить про новые технологии, то они будут, но только тогда, когда сами пользователи будут к ним готовы.

Понятно, что сегодняшние требования к скорости передачи данных меняются. Наиболее востребован сейчас просмотр потокового видео, но для него достаточно 5 Мб/сек. Большие скорости предусмотрены для других сервисов.

Телекоммуникации изменили мир основательно. Буквально на днях в метро обратил внимание, что пассажиры через одного сидят в своих телефонах. А всего несколько лет назад это сложно было представить. Компании же, работающие в этой отрасли, поставлены в условия, когда они всегда должны быть впереди, нащупывать новые технологии. У них что, есть какая-то разведка, специальные люди для этого? Нужно успеть запустить новый продукт вовремя, а это ведь сложная с точки зрения технологии история.

Просто идем за абонентом. Мы не вкладываем деньги в какие-то инновационные вещи, успех которых не очевиден, а смотрим, что происходит на рынке, и предлагаем востребованную услугу гораздо дешевле. Это то, что позволяет нам добиваться успеха последние десять лет.

Я спросил потому, что видел ваши рекламные кампании – это совершенно другой уровень и качество. Но вы и апеллируете к совершенно другой аудитории и простым ценностям – грубо говоря, "умный ты или дурак?" И этот переворот в сознании, когда Tele2 из дискаунтера превратился в компанию другого порядка. Какими вы видите перспективы развития? Какие находки и инновации появятся ещё?

Действительно, абоненты выбирают нас потому, что помимо низкой цены и хорошего качества, мы ориентируемся на особенности потребления. Например, абоненты сейчас привыкают пользоваться разного рода приложениями, поэтому наша задача – сделать так, чтобы эти приложения в нашей сети работали качественно, и это стоило минимальных денег.

У нас есть тарифы, которые позволяют пользоваться определенным приложением, позволяющими слушать музыку, причем контент не тарифицируется, а это значит, что можно слушать онлайн сколько угодно. В этом же тарифном плане есть возможность смотреть Tele2 ТВ. И той аудитории, о которой вы говорили, это интересно. Мы сейчас ориентируемся на молодую социально активную аудиторию, которая считает, что не нужно переплачивать за качественные вещи, если можно получить то же дешевле.

Ваша рекламная кампания успешна с экономической точки зрения? В попали в аудиторию?

Абсолютно точно – мы изменили отношение к Tele2. Нас сейчас рассматривает большая аудитория, причем не только потому, что у нас низкая цена, но и потому, что мы делаем что-то новое, и делаем хорошо. С этой позиции, можно сказать, наша платформа попала в точку. 

В России сегодня кризис. Очевидно, что жители страны стали беднее. По последним данным статистики, доходы упали на 15% только в 2016 году. Вы ощущаете это на своих клиентах? Насколько они стали внимательнее относиться к тратам?

Мобильная связь стала для человека предметом первой необходимости. Мы по себе знаем, что можно выйти без ключей из дома, но точно не без телефона. Нужно быть постоянно на связи, поэтому люди на ней не экономят, а лишь меняют специфику потребления – активнее используют мессенджеры, соцсети и различные приложения.

Вы сказали, что качество связи и клиентоориентированность – два базовых конкурентных преимущества вашей компании, которые вы шлифуете, доводя до совершенства. Насколько я помню, НСС, которая стала частью Tele2, была очень сильна в части работы с корпоративными клиентами – формат B2B. Насколько преемственность сохранилась? Как вы работаете над этим вопросом?

Корпоративный сегмент для нас – приоритетное направление. Мы многого здесь добились, в том числе и благодаря колоссальному опыту компании "Ростелеком" в этом сегменте. Мы его активно используем, чтобы привлекать новых абонентов. На сегодняшний день в Нижегородской области у нас около 8 тыс. организаций, с которыми мы работаем. За последний год мы приросли на 10%, и есть все предпосылки, чтобы расти дальше. Сегмент очень интересный.

Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
«Фантомные акции» и другие способы поощрения директора: как это оформить
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
«Не успеваю тратить»: каково работать в аудиторах «большой четверки»
Pro
Получивший $25 млн бывший CEO Intel обещал голодать: как спасают компанию
Pro
Как получить повышение в 2025 году: пошаговый план
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
1С-аналитик получает до 500 тыс. руб.: чем он занимается