Нижний Новгород, 11 фев 2016, 18:33

Нижегородцы наращивают объем кредитов в микрофинансовых организациях

За четвертый квартал 2015 года объем займов в МФО по Нижегородской области вырос на 18,75%; регион занимает 7-е место в десятке самых закредитованных субъектов РФ
Читать в полной версии
Фото: Анастасия Макарычева/РБК

Объем займов, предоставленных микрофинансовыми организациями (МФО) в Нижегородской области увеличился на 18,75% за последний квартал минувшего года. По данным Национального бюро кредитных историй, долг населения региона перед МФО к 1 января превысил 2,2 млрд руб., по этому показателю Нижегородская область занимает 7-е место среди субъектов РФ (впереди оказались Москва, республика Башкортостан, Московская, Ростовская, Свердловская области и Санкт-Петербург).

В целом по России суммарный объем займов МФО населению на 1 января достиг 69,2 млрд руб., продемонстрировав рост на 16,7% по итогам четвертого квартала 2015 года. Из этой суммы 35,3 млрд руб. приходится на займы на покупку потребительских товаров (средний размер займа – 31,5 тыс. руб.), 33,8 млрд. руб. – на микрозаймы (средний размер – 12,4 тыс. руб.).

Коэффициент просроченной задолженности (отношение суммы просроченной задолженности к изначальному размеру кредитов) по займам, выданным микрофинансовыми институтами, при этом составил 26,5%, снизившись на 2,7 процентных пункта по сравнению с аналогичным показателем третьего квартала 2015 года.

В НБКИ отмечают, что "портфель кредитов МФИ показывает достаточно высокую динамику роста на фоне сокращения розничного кредитования со стороны банков", при этом растет и их конкурентоспособность на рынке необеспеченного кредитования. "Крупные микрофинансовые организации все активнее используют современные инструменты управления кредитными рисками, результатом чего стало снижение во второй половине 2015 года уровня просроченной задолженности данного сегмента розничного кредитования", –  комментирует гендиректор Национального бюро кредитных историй, Александр Викулин.  

Высокая востребованность микрозаймов у населения, повышенные по сравнению с крупными банками риски, а также высокие процентные ставки (дневная ставка по займам МФО может составлять 2% и более), однако, способствуют росту проблемной задолженности, передаваемой коллекторам. В прошлом месяце общественный резонанс вызвал инцидент в Ульяновске, где коллектор бросил в окно жилого дома бутылку с воспламеняющейся смесью, что, в свою очередь, привело к гибели ребенка. Причиной поджога дома стал долг по ссуде, которую оформил дедушка мальчика.

"Если в 2014 году доля долгов (передаваемых МФО – ред.) в работе коллекторов не превышала 1%, то в 2015 году она составляет более 2,5%. Кроме того, МФО стали передавать в работу более "молодую" просроченную задолженность, понимая, что от ее срока напрямую зависит эффективность взыскания, – рассказывает президент Seqoia Credit Consolidation Елена Докучаева. При этом она отмечает, что доля просрочки микрофинансовых институтов, передаваемой коллекторам, составляет порядка 20%, тогда как по банковскому сегменту этот показатель вдвое больше.

Помимо ужесточения банковских требований к заемщикам и падения реальных доходов населения президент Seqoia Credit Consolidation отмечает еще один фактор, ведущий к росту спроса на микрозаймы ​– отсутствие офисов крупных банков в небольших населенных пунктах. "В условиях кризиса многие банки пересмотрели свои бизнес-модели и приняли решение закрыть ряд офисов в отдельных регионах – на данный момент сокращение филиалов в целом по рынку составляет около 10%. Таким образом, жители небольших городов лишились возможности оформить кредит на небольшую сумму в банке и вынуждены были обратиться за необходимой суммой в МФО", – делает вывод эксперт.

Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России