Нижний Новгород, 11 окт 2017, 11:15

Александр Карпюк: "Мода на умные книги – одно из лучших явлений в России"

Основатель независимого книжного магазина "Полка" рассказал Валентине Тимониной о сложностях книжного бизнеса, вкусах читателей и волне просвещения
Читать в полной версии
(Фото: РБК)

Шестой раз "Полка" открывается в Нижнем Новгороде, шестой раз вы переезжаете в новое помещение. Что заставляет раз за разом распаковывать эти коробки?

Если вы хотите заниматься спортом, то открывайте книжный магазин, и каждый переезд для вас будет настоящим спортивным испытанием. Все дело в том, что изначально у "Полки" не было большого капитала, который позволил бы нам снять большое хорошее помещение на Большой Покровской и основательно заниматься там книжными делами. Собственно, это было главной причиной.

При этом, даже несмотря на финансовые трудности и не только, нам раз за разом удавалось находить людей, которые соглашались предоставить нам площадь на каких-то партнерских условиях, и мы заново открывались. Собственно, шестой наш раз больше всего похож на адекватную коммерческую деятельность, потому что мы просто решили арендовать помещение в центре города на Большой Покровской. До этого я думал, что было бы здорово с кем-то объединиться, организовать какую-то культурную площадку, а в этот раз я решил пойти самым простым путем, и пока это работает. Мы открылись в конце сентября и активно занимаемся книгами.

"Полка" начиналась с мечты человека, который любит книги. Эти три года стали настоящей школой предпринимательства. Вы начинали это с какими-то представлениями, как делается бизнес, или учились по ходу?

Я изначально журналист по образованию и по роду деятельности. Мы с моей женой три года назад переехали в Нижний Новгород, и я почти сразу начал заниматься "Полкой". У меня не было никаких представлений о том, как это делать. Более того, если бы мне тогда предложили провести какой-то ликбез, я бы с радостью согласился, но у меня не было вообще никаких учителей, я наблюдал за тем, как работают коллеги и пытался методом проб и ошибок понять, как все устроено.

Если бы мне сейчас предложили открыть книжный магазин, я бы, наверно, задумался. Потому что это очень непростое, довольно однообразное, муторное дело, которое, безусловно, имеет хорошую важную цель, но требует очень сильных моральных и умственных ресурсов, причем в ежедневном режиме. Например, для того, чтобы "Полка" попала в топ "Афиши" как одна из лучших страниц о книгах, нужно было планомерно в течение двух лет развивать паблик, писать какие-то посты, искать интересную информацию. Это было настоящей школой. Последние три года для меня были за десять. Но я всему рад и за все благодарен. Потому что иначе ничему хорошо не научиться, пока сам неоднократно не ошибешься.

Если "Полка" не открывалась как бизнес изначально, какая тогда была цель?

Я закончил активно заниматься общественно-политической журналистикой, когда начались события в Украине. Последнее место моей работы было как раз в Киевских СМИ, в тот момент я понял, что я бы, наверное, больше приносил пользы, если бы занимался чем-то другим. Я видел, как люди реагируют на работу СМИ, заголовки, тот информационный шум, который буквально сводил их с ума. Некоторый люди, правда, довольно неадекватно реагировали на всё происходящее.

Тогда я решил, что единственным в этих условиях источником хорошего знания остаются книги. Я всегда любил книги, мой каждый переезд в Киеве выглядел примерно так, как переезд "Полки" сейчас: горы коробок. Когда мы переехали в Нижний Новгород, я подумал, почему бы не заняться тем, что мне всегда нравилось, тем более в ситуации, когда книга может стать не только бизнесом, а средством для посвящения. Для меня это всегда было главной целью. Я никогда не воспринимал "Полку" как бизнес-проект. Возможно, зря. Если начать её так воспринимать, то люди всё равно будут больше узнавать о книгах, а я буду больше вкладывать в продажи, продвижение книг как явления. Но изначальная моя цель была в том, чтобы люди узнали, что умные хорошие книги может прочитать буквально каждый человек. Это не является закрытым знанием, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы читать хорошую гуманитарную литературу. Благодаря "Полке" многие нижегородцы открыли для себя нон-фикшн и вообще понятие независимого книжного магазина, куда можно прийти, где с вами приятно побеседуют, посоветуют книгу и продадут её по довольно низкой цене.

Расскажите подробнее про понятие "независимый книжный". Их сейчас появилось много по стране, но все равно недостаточно, чтобы всё охватить. От чего не зависит ваш книжный?

Не зависит, например, от вкусов массового читателя. Условно, аудитория "Полки" и всех независимых книжных, это 10% населения России. Если бы я ориентировался исключительно на количество продаж, то я бы закупал бульварные романы и детективы. Мне советовал товарищ: если хочешь зарабатывать на книгах, нужно привезти три наименования: эзотерику, детскую литературу и бульварные романы. Но я не хочу этого делать. Поэтому в первую очередь независимый книжный не зависит от мнения большинства.

Во-вторых, мы не зависим от мнения "сверху". Есть сетевые книжные, они так или иначе зависят от продаж. И если начальство видит, что одни наименования продаются хорошо, а другие нет, то их убирают и завозят хиты. У меня книга может лежать довольно долго, но она все равно рано или поздно найдет своего читателя. Я раньше немного грустил и даже отчаивался, когда видел, что хорошая книга залежалась. Но в какой-то момент всё равно приходит читатель, который долго её искал. Это происходит практически всегда. У меня нет книг, которые лежали бы годами. Полгода может пролежать, но это не смертельно. Для меня важна не монетизация книги, а то, чтобы она дождалась читателя, он её, наконец, нашел. Я сам себе хозяин: что считаю нужным, то и привожу.

В-третьих, мы не зависим от трендов книжной индустрии. Например, есть мода на Гарри Поттера, выходит новая книжка, все быстро заказывают. Но я не заказал. Я помню разговор с читателем в одном из помещений "Полки", он спросил: "Есть ли последний Гарри Поттер"? Я ответил, что нет. Он спросил: "А фантастика есть?" Тоже нет. Он ухмыльнулся: "Какой вы книжный магазин тогда?" У людей уже сложился определенный образ книжного магазина, в котором вы можете найти тот или иной вид литературы.

Книжный супермаркет.

Да, абсолютно верно. Социум воспринимает книжный как продуктовый магазин, куда мы забегаем, быстро все покупаем и уходим. И привыкли, что там есть определенный набор продуктов. "Полка" – это не тот случай. У нас, возможно, довольно своеобразный вид литературы, но, как мне кажется, он полезен.

Просветительская волна набирает силу в последние годы. Онлайн-проекты по истории, литературе. Чувствуете эту поддержку? Меняется атмосфера?

Конечно. Это происходит последние три года, я заметил. Появился Arzamas, потом Gorky.media запустился, который курирует Борис Куприянов – основатель и идеолог "Фаланстера", ровняясь на который многие вдохновились и открыли свои независимые книжные. Эта поддержка чувствуется. Часто приходят люди, прочитавшие на этих ресурсах рецензию. Когда люди со всех сторон окружены гуманитарным знанием, они начинают интересоваться умными книгами. Мода на чтение таких книг – одно из лучших явлений в России за последние лет пять.

Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
1С-аналитик получает до 500 тыс. руб.: чем он занимается