Нижний Новгород, 11 дек 2014, 21:49

Рынок ЖКХ не включили в перечень приоритетных для внедрения Стандарта конкуренции нижегородских рынков

По регламенту СК жилищно-коммунальное хозяйство относится к категории «обязательных»
Читать в полной версии
Фото: Анастасия Макарычева/РБК

В четверг Совет по развитию малого и среднего предпринимательства и конкуренции Нижегородской области утвердил перечни социально-значимых и приоритетных рынков в рамках внедрения Стандарта развития конкуренции. Напомним, СРК был разработан «Агентством стратегических инициатив» совместно с Федеральной антимонопольной службой. Нижегородская область стала одним из «пилотных» регионов, где будет проходить отработка и тестирование новых механизмов.

По решению Совета, в число приоритетных попал рынок автомобильных компонентов. Социально-значимыми в Нижегородской области признаны рынок услуг дошкольного образования, медицинских услуг, рынок розничной торговли и рынок перевозок пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах.

Эти пять рынков являются обязательными по регламенту Стандарта.

В перечень включили два «необязательных» рынка. Один из них – сфера услуг по предоставлению широкополосного доступа в интернет. Это рекомендация областного УФАС.

«Мы понимаем, что людей за этим рынком нет, но есть проблема цифрового неравенства, перекоса социально-экономического развития территорий. Хотя сказать, что в этой сфере работает много покупателей и продавцов вряд ли можно», – пояснил РБК-Нижний Новгород глава региональной антимонопольной службы Михаил Теодорович.

Второй дополнительный рынок – гостиничный бизнес, ставший вторым "приоритетом".

При этом по регламенту СРК в категории «обязательных» значатся шесть позиций, но в нижегородский перечень не попало жилищно-коммунальное хозяйство.

При этом по данным, озвученным в ходе заседания представителями областной антимонопольной службы, ЖКХ – самый проблемный рынок. В опросе, проведенном кафедрой экономической соцологии ННГУ им. Н.А. Лобачевского, приняли участие 1 тысяча респондентов из бизнес-среды и рядовых потребителей – были опрошены 500 нижегородцев и 500 жителей Городца. 30% населения высказали неудовлетворенность ценовой ситуацией на рынке управления многоквартирными домами, услуг по обеспечению газом, водой, электричеством.

«Да, мы сожалеем, что ЖКХ не включили в перечень, – признает Михаил Теодорович. – И сожалеем, что в перечень не попали некоторые другие рынки, определенные нашим мониторингом как приоритетные, но мы надеемся, что на дальнейших этапах работы наши предложения будут услышаны и учтены».

«В стандарте прописано, что попадание того или иного рынка должно быть обосновано результатами опроса предпринимателей, статистикой обращений предпринимателей в деловые круги, – продолжает общественный представитель Агентства стратегических инициатив в Нижегородской области Алексей Алехин. – В первую очередь стоит учитывать именно сигналы о проблемах, которые можно решать через оздоровление конкуренции».

Однако, по словам обоих экспертов РБК, пилотный статус проекта, с одной стороны, открывает перед региональными специалистами возможности по разработке уникальных собственных методик, которые могут тиражироваться в других регионах, а с другой стороны, предполагает неизбежные ошибки и к этому нужно быть готовыми.

«Стандарт имеет большую значимость как рабочий инструмент для развития рынков, – уверен Алексей Алехин. Это не формальная бумага. Сегодняшняя волатильность экономики во многом связана с недостаточной развитостью конкуренции. И сейчас очень важно привлекать к обсуждению перечней рынков и дорожных карт бизнес-объединения – «Деловая Россия», «Опора России», ТПП – и организации по защите прав потребителей».

Михаил Теодорович согласен, что Стандарт действительно хорошо продуман.

«Стандарт направлен на улучшение качества конкурентных отношений, – объяснил он. – Механизм запускает информация о том, удовлетворены предприниматели и потребители текущей ситуацией на том или ином рынке или нет. Если уровень неудовлетворенности высокий, мы проводим мониторинг барьеров. Это помогут сделать ответы респондентов – они и должны стать наполнением дорожной карты».

Однако глава УФАС подчеркивает, что не все зависит от механики.

«Стандарт может оказать очень большое влияние, но при одном условии – если будут выполнены конкретные действия, – поясняет собеседник РБК. – Почему? Просто это прецедент в практике управления. Впервые создан социально-экономический механизм, то есть тот, в котором есть Человек. И здесь заложен огромный потенциал. Но подобный механизм предполагает некоторую суету, довольно срочные к выполнению меры и внедрение управленческих инноваций. Не все хотят этим заниматься».

Отметим, вопрос развития конкуренции и внедрения Стандарта развития конкуренции отнесен к списку KPI глав субъектов РФ. В ноябре соответствующий документ подписал президент Владимир Путин. Этот критерий будет учитываться при оценке эффективности губернаторов и президентов республик с 2015 года.

Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад