Игорь Кораллов: "Нижнему по силам стать лидером в области культуры"
Буквально недавно культурная общественность отметила ваш юбилей: звучало много поздравлений с перечислением ваших заслуг, регалий и званий. Мне же хочется обсудить несколько общих вопросов касаемо культуры. Готовясь к интервью, я увидел ваше мнение, что Нижний Новгород может и должен стать культурной столицей, как минимум, Поволжья. Мне эта мысль очень дорога, но хотелось бы услышать более развернутую позицию.
Во-первых, Нижний Новгород – это родина: не только моя, но и моих предков. Я родился с тем посылом, что это – главный город в моей жизни. Так получилось, что музыка меня привлекла более всего, поэтому я начал двигаться в этом направлении и получил образование здесь. Вообще, нижегородское музыкальное образование славится не только в России, но и по всему миру: тому свидетельство многих и многих музыкантов. И потом, я был очевидцем уникальных событий 1960-1970-х годов – замечательных фестивалей, постановок современных режиссёров и театрального бума в нашем городе.
Один "сахаровский" фестиваль чего стоит.
Да, можно без стеснения сказать, что этот фестиваль собрал абсолютно весь цвет мировой музыки. Я рос внутри тех событий и стал их участником, поскольку ещё тогда собрал замечательный коллектив "Нижегородский сувенир", который прославил нашу область. Мы побывали в 16 странах, записали 17 дисков, бывали в залах, доступных только именитым музыкантам. И везде, куда бы мы не приезжали, нижегородская, точнее горьковская культура была на слуху. Так она стала частью моей жизни.
Как по-вашему сделать Нижний Новгород одной из культурных столиц? Какую модель вы видите?
У нас есть очень много предпосылок к тому, чтобы стать лидерами культурной отрасли: удобное географическое положение, транспортная доступность, привлекательность водных артерий и великолепные традиции. Недаром ведь Нижний называют "столицей промыслов". Ну и, наконец, здесь сосредоточено большое число творческих коллективов и мастеров искусств. А сколько у нас образовательных учреждений, готовящих замечательные кадры музейного, библиотечного, музыкального, театрального направлений! Сегодня к ним добавились ещё и режиссура, и продюссерство.
О вас говорят не только как о музыканте и педагоге, взрастившем много прославленных исполнителей, но и как о талантливом организаторе, в хорошем смысле "бизнесмене от культуры". В связи с этим, какие конкретно шаги вы видите, дабы реализовать идею "культурного лидерства" города?
Первое – объединить усилие разных направлений культуры и искусства в одно целое. Это удел департамента культуры, профильного областного министерства, да и всего социального блока правительства. Надо понимать, что мы испытываем экономические трудности, и не всегда желаемые проекты достигают намеченных целей из-за нехватки средств.
Я ведь не случайно заговорил об организации. Вы видите возможность реализации этих проектов не только за счёт бюджета, но и за счёт бизнеса?
Конечно. Если мы будем ждать только помощи бюджета, это затянется на приличное время – несмотря на то, что правительство региона сегодня очень внимательно смотрит в нашу сторону. Здесь есть много вариантов: я это вижу на примере региональных, российских и международных проектов.
Каких именно?
Например, сейчас начинает давать концерты Международный молодёжный симфонический оркестр, созданный в Нижнем Новгороде по моей инициативе и инициативе моих товарищей. Я бросил клич, чтобы привлечь музыкантов из городов-побратимов – а мы знаем, что их количество велико. К нам в город приезжают сербы, венгры, китайцы, с удовольствием хотят участвовать исполнители из Франции, Англии и так далее. Несмотря на опредёленные международные проблемы и минимальные финансовые ресурсы, мы этот проект делаем уже несколько лет.
Как вам это удаётся в таких условиях? Мне действительно интересно, да и не мне одному, я думаю.
Творческие процессы часто измеряются не деньгами, а, в большинстве случаев, вкладом. Я использую вклад педагогов, вклад моих коллег из других городов. К нам в оркестр с удовольствием приезжают дети артистов из Мариинского оркестра, из Большого театра.
Как минимум, им надо приехать, разместиться. Где вы берёте на это средства?
Родители помогают – это раз. Кроме того, конечно, участвуют люди бизнеса: без этого мы никак. Россия всегда славилась меценатами, а Нижний Новгород – столица меценатства. В результате концерты мы делаем не только в Нижнем Новгороде: мы любим бывать в Дзержинске, а также выезжаем в другие регионы.
Я много общаюсь с людьми искусства: кто-то говорит то же, что и вы, а кто-то сетует, что проектов много, но бизнес не дает ни копейки. Что нужно предложить ему, чтобы он поверил и откликнулся?
В большинстве случаев я ничего не прошу, а именно прихожу и предлагаю свою помощь. Сегодня мы все нуждаемся в культуре и духовности, мы должны пропагандировать землякам хорошее и доброе. Именно так я и позиционирую концерты хора, оркестра или малых коллективов везде, куда бы мы не приезжали – в больницы, военкоматы, учебные заведения. В ответ на это мне говорят, что всегда откликнутся на любой наш проект. То есть, сначала я показываю, что первично, а что вторично, и после этого мы начинаем работать совместно.
То, что вы рассказали, будет полезно всем, кто начинает своё дело, каким бы оно ни было. Хотелось бы услышать про другие позитивные примеры.
По модели симфонического оркестра создан молодежный хор – мы объединили молодых людей из различных образовательных учреждений. Например, на 795-летие Нижнего Новгорода мы собрали хор из 795 голосов. Был организован юношеский конкурс абсолютно по всем музыкальным и музыкально-теоретическим дисциплинам, названный именем Милия Балакирева, и этот конкурс объединил талантливых исполнителей от 5 до 20 лет. Так к нам приезжают люди с Камчатки, из Хабаровска и Калининграда, с юга и севера страны. Приезжают в Нижний Новгород, зная культурные традиции нашего города и высокое качество музыкального образования.
Допустим, ваше училище, консерватория и филармония – опорные точки развития музыкальных традиций. Как организовано взаимодействие между ними?
Связи школы, училища и консерватории никогда не разрывались – они развиваются динамично. Мы дополняем друг друга, но все наши плоды плавно переходят в филармонию, в оперный театр, а также в музыкальные и драматические театры. Все наши усилия, вложенные в образовательные проекты, мы потом видим на сценах нашего города. Я очень благодарен руководителям филармонии и театров за то, что они обращают внимание на молодую поросль. В своих постановках и концертах они часто приглашают нас к сотрудничеству, зовут наших музыкантов, солистов, оркестры и хоры. Что значит для молодого человека уже на старте попасть в атмосферу профессиональной деятельности? Это практически всё – это начало его музыкальной карьеры.
Чего вы ждете от власти, общества и бизнеса, продвигая творческие проекты?
Власть всегда должна понимать, чем живёт народ. В то же время, я должен способствовать тому, чтобы разрывов между ними не было. Бизнес порой сам не знает, чем всерьёз можно заняться, а ведь при этом дело и творчество – совершенно неразделимые понятия. Для того, чтобы творить, я должен уметь зарабатывать. Когда процесс переходит в творчество, тогда мы видим плоды своего труда. Бизнес начнет творить – значит мы увидим другую картину.
Как развиваются отношения между искусством и обществом?
В обществе сейчас образовательный бум – во всяком случае, это касается музыкального образования. Сегодня весьма непросто поступить даже в музыкальную школу. То же происходит с художественными школами, творческими кружками и так далее. Молодые, талантливые и энергичные родители, получившие хорошее образование, понимают, что без творческих процессов из ребёнка не вырастет личность. Как результат, мы видим возрождение интереса к музыкальной профессии – возникает уже подзабытая конкурсная система, и это значит, что мы на правильном пути. Мы – самая творческая и самая интересная нация, и, я считаю, нам надо объединить наши начала, чтобы продвинуть интересы страны и региона в частности.