Нижний Новгород, 12 окт 2017, 10:57

Александра Шарова: "Нижнему Новгороду нужна мечта"

Руководитель проекта "Нескучный Нижний" рассказала Георгию Молокину о восприятии города его гостями, туристическом потенциале и городском кризисе самоидентификации
Читать в полной версии
Александра Шарова
(Фото: Михаил Солунин/РБК)

Я помню, как пять лет назад создавалась компания "Нескучный Нижний", видел, как это всё начиналось: с великолепного архива, который у вас с вашим, увы, безвременно ушедшим мужем Петром Шаровым копился десятки лет. Но вот что удивительно – эта затея, которая казалась очень маленькой и локальной, насколько я понимаю, сейчас приобрела осязаемые размеры. Сколько у вас людей работает?

Основной наш штат – это экскурсоводы, и главная ценность современной туристической компании в том, что она для каждого туриста найдёт своего гида. Грубо говоря, для группы женщин из города Иваново, работающих в бухгалтерии, подходит один экскурсовод, а для двух генералов МВД России из Москвы – совершенно другой.

Для трёх профессоров из Санкт-Петербурга – третий.

А для детей – четвёртый. И так далее. Поэтому у нас сейчас работают по договорам подряда около 60-70 человек.

Здорово, что из маленькой группы единомышленников и большого замысла появилась такая компания, которая обеспечивает многих людей дополнительной работой.

Я должна вас разочаровать. Когда я берусь за что-то, то первым и главным для меня является собственный интерес к этому делу. А вот уже деньги, количество работающих людей, их квалификация, идеи – это второстепенное.

Ну почему же разочаровать? Разумеется, в основе всего лежит интерес – мне это легко понять. А сколько в процентном соотношении к вам обращается нижегородцев и гостей города?

Это очень интересная тема. Примерно три первых года мы работали практически только на туристов. Нижегородцы к нам обращались в единичных случаях. Например, приезжает к человеку компания из другого города. При этом мы всегда удивлялись, что самое сильное впечатление экскурсия производит именно на нижегородцев: "Как? На площади Минина был ров? Да я здесь каждый день на машине езжу! Я теперь всякий раз буду представлять, что подо мной этот гигантский восьмиметровый ров". Сейчас же нижегородцы пошли к нам. И это очень хорошая тенденция. Если говорить в процентах, то их не более 10%. Это с учётом школьных групп.

Я сам несколько раз, будучи коренным нижегородцем, был на ваших экскурсиях, когда ко мне друзья приезжали. Получил колоссальнейшее удовольствие! Это трудно объяснить. Наверное, как парижане, живущие в центре Парижа, иногда всю жизнь не бывают в Лувре, или москвичи, живущие в центре Москвы, часто никогда не посещают Третьяковскую галерею. Мне кажется, это схожий феномен. Но всё равно странно, что мы, нижегородцы, свой город практически не знаем.

Сейчас мы свалимся в философию. К сожалению, такая ситуация присуща многим большим городам. Например, самой горячей новостью за последнее время в Нижнем Новгороде стал приезд нового губернатора. Что мы от него ждём? Каждое сообщество фактически заготовило целый список того, что оно хочет. Этот список может быть оформлен на бумаге или нет, но если спросить рядового человека, то он начнёт загибать пальцы: забор на Нижне-Волжской набережной, дороги в центре и т.д. Мы как будто бы ждём, что новый губернатор окажется у нас на побегушках. Эти проблемы, конечно, важны, без их решения никак нельзя, но если мы будем мыслить в категориях синих заборов и ремонта дорог, то только это и получим. А городу нужно совсем другое.

Что же?

Меня, конечно, привыкли воспринимать как такого Штольца, который всё рассчитывает, высчитывает, но я считаю, что городу нужна мечта. Городу нужен образ города будущего. К чему мы идём? Каким он должен стать? И пока у нас этой мечты нет, нет и направления, в котором мы будем двигаться. И мы свою ежедневную работу подменяем ремонтами, снятием заборов, придумыванием конкретных мероприятий. А если у нас такое направление появится, то это будет означать, что любую вещь, которую бы ни задумали, мы сможем сверить с этой мечтой и понять, приближаемся ли мы к ней или нет.

Мечта, конечно, должна быть грандиозной, но реализация этой мечты предполагает и уничтожение заборов, и работу фонтанов летом, и наведение порядка с историческими памятниками, и снос старого аварийного жилья. Она должна быть конкретной.

Безусловно. Всё это – инструменты. Но в городе сейчас картина такова, что мы, по сути, становимся пригородом Москвы.

Это правда.

Причем, становимся пригородом Москвы психологически. А это значит, что мы начинаем думать, что всё интересное находится там или в Петербурге. Ну или в Казани и Екатеринбурге. А чем они, собственно, так сильно отличаются от Нижнего Новгорода? Мы видим в них будущее, а в себе этого будущего не видим.

Вы общаетесь с огромным количеством приезжих людей из разных городов страны. Что они говорят о нашем городе?

Нижегородцам вообще было бы интересно послушать, что они говорят. Прежде всего мы должны понимать, что у людей сложился определённый образ Нижнего Новгорода. У молодежи такого, конечно, нет, но для тех, кому за сорок, это город заводов.

Город заводов – это лучше, чем город синих заборов.

Это, конечно, так. Когда люди приезжают в Нижний Новгород, то первая их реакция: "Боже, какая красота!" К сожалению, это относится в первую очередь к нерукотворным памятникам – к ландшафту, рекам и т.д. Ещё, безусловно, кремль. Хотя, кремли есть в 15 городах России, и существуют туристы, которые специально ездят по этим городам. Кроме того, гости города обычно не ожидают, что здесь сохранилось такое количество исторических памятников, которые, к тому же, так удачно и компактно расположены. То есть туристический потенциал у Нижнего Новгорода очень велик!

В вашем ответе был ехидный момент, который я отметил. Нижний Новгород, как говорил Илья Репин, "царственно поставленный город", у него есть особенный ландшафт. Но иногда приводятся и другие слова – высказывание Екатерины Великой: "Местоположением прекрасен, строениями – мерзок". У меня иногда складывается впечатление, что эта оценка императрицы актуальна до сих пор. Стоит свернуть с центральных магистралей куда-нибудь на боковые улицы, и мы увидим ту самую мерзость запустения, дома без окон, без дверей, без крыш, которые продолжают стоять десятилетиями, как гнилые зубы города.

Для коллекции могу добавить третье высказывание авторства Николая I, который оказался в Нижнем Новгороде через сто лет после Екатерины II. Он сказал: "Природа сделала всё, чтобы украсить этот город, а люди сделали всё, чтобы его испортить". Но как человек, много путешествующий по миру, могу сказать, что ни в одном туристическом месте невозможно вытянуть на один уровень весь город. И в Париже, и в Лондоне есть такие уголки, что Нижнему Новгороду и не снилось!

Но вернёмся к мысли о том, почему нижегородцы не ходят на экскурсии. Дело в том, что они не видят, что наш город интересен. У русского менталитета есть одна очень интересная особенность, которая хорошо заметна: когда мы наводим самый лучший и идеальный порядок? Перед приходом гостей. Поэтому для того, чтобы русский человек восхитился своим городом, он должен посмотреть на него сторонним взглядом. И только тогда, как ни грустно, это побудит нас выгрести мусор из углов. По всему городу, конечно, вряд ли получится – он же гигантских размеров, но хотя бы центр, который посещают туристы, я думаю, нужно сделать.

Это очень грустные вещи, но я склонен со многим согласиться. Проживая в этом городе, рождаясь и умирая здесь, мы всё время ждём, что приедет какой-нибудь государь или, в крайнем случае, иностранцы, и вот тогда мы для них сделаем всё. Они побудут тут две недели, потом уедут, а мы снова погрузимся в пыль и грязь.

Вы в своё время создали некогда известную фирму "Сэнди", которая занималась высокими технологиями, интернетом, новыми системами связи и т.д., а сейчас занимаетесь стариной. Как это корреспондируется в рамках одного сознания?

Великолепно корреспондируется.

То есть можно жить в избе без окон, без дверей и видеть виртуальный мир XXII века?

Первый мой вид деятельности плавно перетек во второй, потому что они оба, по сути, влияют на сознание людей. Никто не будет спорить, что интернет изменил весь мир, причем, настолько, что сейчас нам не хватает другого взгляда на окружающую действительность, понимания, по каким законам она развивается и строится. Поэтому зачастую на экскурсиях мы рассказываем не о том, какой купец жил в этом конкретном доме, а вынуждены, возвращаясь назад, говорить об основополагающих вещах, образующих канву истории России.

Причём тут технологии? Вернёмся к нашему новому губернатору. Глеб Никитин заявил, что мы будем строить в области промышленность завтрашнего дня – промышленность, основанную на IT-технологиях. В российской истории были случаи, когда мы создавали, например, города учёных, как Новосибирск: десант научных сотрудников выкинули в тайгу, и они там построили всё. Проблема в том, что такое можно сделать с наукой, но нельзя сделать с промышленностью. Однако я считаю, что это хорошая идея, хорошее начало. Если мы хотим, чтобы люди здесь работали, мы должны восстановить статус нашего города как значимого, исторического, причем, в первую очередь в глазах тех, кто тут живёт.

Ещё один вопрос в общефилософском ключе нашей беседы. Мы видим очень много интересного в интернете: опыт развития городов, технологий и т.д. Почему мы у себя это не применяем на практике?

Это своего рода кризис самоидентификации, и он не только нижегородский. Например, Евросоюз сейчас выделяет огромные гранты для позиционирования городов в разных странах. Это мировая тенденция – каждый город пытается обрести своё лицо. Кому-то это уже удалось, а кому-то – пока нет. Но то, что у нас это ещё не получилось, во многом связано со сложностью Нижнего Новгорода для понимания. Вот был бы у нас городок на 50 тыс. человек, как, например, Коломна – они выстроили инфраструктуру вокруг пастилы, и хорошо им. Но Нижний – это настолько многоплановый город с такими богатыми традициями, с таким объемом городских смыслов, что систематизировать вокруг этого линейную историю очень сложно.

И вы верите, что это возможно?

Я не просто верю – мы над этим работаем каждый день. Если бы я в это не верила, то работала бы в другом месте и занималась другими вещами.

А в целом, как вы считаете, нижегородцы могут эту задачу решить?

Ну вот смотрите сами. Перед XVI Всероссийской промышленной выставкой 1869 года население в городе насчитывало 20 тыс. человек, перед революцией 1917 года – примерно 100 тыс. человек. Представляете, во сколько раз оно увеличилось? У города была потенция привлекать сюда людей. Строились заводы, развивались предприятия, вузы. Перед городом сейчас стоит выбор: или он будет продолжать расти и развиваться, или через сто лет схлопнется до населения в 20 тыс. человек. Но я всё же настроена оптимистично.