Надежда Кобина: "Нельзя быть картинкой в соцсетях и катастрофой в жизни"
Репутация в России имеет массу разных подтекстов. Почему вы решили заняться именно ей? И кто ваши клиенты?
Это руководители, работающие в штате компаний или сами на себя, то есть владельцы бизнесов. Репутацией занялись не сразу. Как и многие другие агентства, сначала тестировали разные ниши и в какой-то момент поняли, что именно персональный брендинг удовлетворяет наши потребности в развитии. Мы очень любим общение, интервью, истории успешных людей, и эта услуга в России достаточно нова, хотя в мире популярна давно. Наш первый кейс по персональному брендингу был в 2011 году, само агентство образовалось в 2014 году, а нишу определили в 2015 году.
Есть ли спрос на такие услуги? У нас же люди неохотно платят за нематериальные вещи. Автомобиль – понятно: это железяка, которая возит; дом – тоже понятно. А вот история, когда мы вам расскажем сказку, поправим и дадим рекомендации, довольно эфемерна в сознании потребителя. Мой опыт подсказывает, что большие начальники очень неохотно расстаются с деньгами, если услугу нельзя потрогать руками. Они не понимают, что за мозги и креатив пора платить. Приходится преодолевать барьеры, или клиент изменил свое отношение?
Отчасти я согласна, что мы продаем "воздушную" услугу, но мы считаем это инвестициями и можем рассчитать примерный рост доходов от наших действий. Разговариваем с клиентом о решении коммерческой задачи.
То есть у вас цифры есть, и через год после того, как вы нарисуете из странного образа имидж великого менеджера, компания увеличит продажи, к примеру, на 30%?
Это примерно так и происходит. Мы рассматриваем горизонт от года до пяти лет, рассматриваем следующий карьерный шаг, если говорим о топ-менеджменте, либо шаг для бизнесмена, насколько он хочет поднять доход. Процент, который он вложит от этой разницы – это и есть инвестиции в свой персональный бренд, которые необходимо сделать.
Мировая классика: ты полжизни работаешь на репутацию, потом репутация работает на тебя. В России, как мне кажется, это совершенно не работает. Мы знаем массу историй, когда чиновники и бизнесмены попадали в жуткие истории, получали скандалы, проблемы с законом. В их бэкграунде – большой минус, тем не менее, они занимают высокие должности, работают начальниками, руководят компаниями, зарабатывающими серьёзные деньги. Видимо, у нас быстро забывают, что у человека случались неприятности. Или все же сегодня у нас тоже очень внимательно смотрят на репутацию?
Не хотелось бы затрагивать политику – здесь совершенно иной разговор, и репутация совершенно иначе создается. Если мы говорим про бизнес или трудоустройство топ-менеджеров, то темные пятна, истории из прошлого, где человек, например, не смог себя контролировать в алкогольном опьянении и попал на видео, конечно, влияют. Можно даже удалить все из интернета, договорившись с площадками и заплатив им деньги, но в нужных кругах эта история останется и на дальнейшее развитие будет влиять очень долго. Все больше людей об этом задумываются. И все больше появляется специалистов, которые этой стороной занимаются. Сами клиенты тоже обучаются, отслеживают информацию, приходят с пониманием того, что им нужно. У кого-то действительно бывают истории, когда нужен ребрендинг, изменение отношения к себе.
Допустим, есть человек, у которого плохой опыт общения с окружающими, все это зафиксировано, и все знают, что он совершал ошибки. Он привлекает вас, дабы вы, по сути, ввели в заблуждение всех остальных, обелив его образ. Я правильно понимаю?
Наверное, словами это можно описать именно так. Но мы не работаем с людьми, у которых настолько темная репутация, что её приходится обелять. Нам приходилось создавать образ, когда человек в течение четырех лет после ошибки и увольнения с поста вице-президента не мог устроиться на работу. Можно сказать, он раскаялся и изменился, так что нам не пришлось создавать образ, не соответствующий реальности.
И этот человек снова устроился с вашей помощью?
Прежде всего, с помощью самого себя, а мы помогли ему создать новый образ.
Люди, желающие получить персональный бренд, положительное звучание созидающих, эффективных, успешных, приходят к вам. И каков их запрос? Сейчас есть масса курсов, вебинаров и программ, включая бесплатные. Посмотрел, перезагрузился, стал хорошим. Что хотят клиенты, и что они должны сделать?
Инвестиции – длинная работа, они начинают оправдывать ожидания через время. И эта работа проводится не только в профессиональной области, потому что нельзя быть красивой картинкой в социальных сетях и полной катастрофой для людей в реальной жизни.
Чаще всего так и бывает.
Да, но это значит, что как раз есть проблемы с персональным брендом – это об управлении впечатлением о себе в любой ситуации. Ради чего люди хотят персональный бренд? Деньги или слава, а иногда все вместе. Допустим, у человека есть деньги, но ему важно, чтобы о нем узнали, чтобы он получил признание заслуг.
Я так понимаю, вы очень большое внимание уделяете интернету. Сейчас, когда человека принимают на работу, внимательно смотрят на его страницы в социальных сетях. Бывает, человек приличный, пресс-атташе серьезной компании, а заходишь в Instagram – девушка в открытом купальнике и во фривольных позах. Получается несоответствие, когда в официальной и неофициальной жизни ты ведешь себя совершенно по-разному. Тем более, любой пользователь может это увидеть и прокомментировать. Часто сами руководители вступают в полемику. К чему все это, и как вы выстраиваете работу на этом фронте? Вы что, ограничиваете свободу клиента в интернете или вообще предлагаете из него уйти?
Начнем с того, что в фото в купальнике нет ничего плохого. Я сама иногда выкладываю, когда возникает тема личного контента. Людям интересна личная жизнь, весь вопрос в дозировке. Если мы хотим рассказывать о том, где мы отдыхаем, это одно, если ведем общение с деловой аудиторией, партнерами, клиентами, это совершенно другие соцсети, с другим контентом, где фото в купальнике действительно могут быть лишними.
Как это все строится? Мы начинаем со стратегии, определяем, цели, позиционирование, анализируем клиентов, целевую аудиторию, определяем каналы продвижения. Далее с клиентом начинает работать бренд-менеджер, который рекомендует определенные действия. Это может быть выход в СМИ, публичные выступления в блоге, YouTube, персональные тематические e-mail-рассылки. Это книги, начиная с электронных и заканчивая издательствами.
Существует ли дно, с которого поднять репутацию уже невозможно? Например, тюрьма… Хотя мы знаем примеры, что отсидевшие занимают довольно высокие посты после погашенной судимости.
Наверное, практически любую ситуацию можно поправить. Главное – какие у человека дальнейшие цели. Вероятно, на государственную службу уже не возьмут, поскольку есть законодательные ограничения. Но в бизнесе я знаю примеры, когда люди с судимостью – адекватные, воспитанные, интеллигентные – создают свое дело и работают в нем. Естественно, специально это не афишируется, но даже по общению не возникает ощущения, что люди были в чем-то замешаны. Это как раз о том, что не только красивая картинка должна быть – человек в жизни должен быть профессиональным и адекватным. И тогда все поправимо.
Очень сложная профессия у вас. Мой личный опыт подсказывает, что характер чаще всего выше установок. Если человек изначально склочный и неврастеничный, плохо обращается с подчиненными, но публично пытается выглядеть порядочным, происходит разрыв шаблона. Он пытается выглядеть красиво, хотя все знают, что он другой. Мне кажется, что человека очень сложно исправить, все равно рано или поздно из него что-нибудь такое вылезет.
Возможно, не стоит делать из человека "мимимишечку", потому что у него есть своя особенность. Контролировать его полностью мы тоже не можем: в соцсетях и СМИ это еще реально, а в жизни – нет. Мы можем давать лишь рекомендации. Допустим, клиент обращается с желанием разместить некий очень эмоциональный пост. Бренд-менеджер может сказать, что не рекомендует это делать, поскольку это приведет к таким-то последствиям. Наша задача – держать в голове цель и стратегию, а решать должен сам клиент.
Большинство ваших клиентов – мужчины, как мне кажется. Хотя сейчас есть тренд на женщин-менеджеров. Кем хотят стать представители сильного пола? Смелыми, яростными, справедливыми, яркими, харизматичными руководителями, которых все обожают и смотрят им в рот?
Мужчин – 95%. Они хотят стать людьми, которые зарабатывают много денег, независимыми от окружающих и условий рынка труда. Даже если в компании попросят уйти, они очень быстро найдут новую работу и ничего не потеряют. Наверное, на первом месте – финансовая стабильность на очень высоком уровне. Второе – это признание: не все озвучивают сразу, но в разговоре ты понимаешь, насколько важно одобрение. Благодаря его и нашим действиям, он это получает, видит, как, допустим, обсуждаются его статьи, даже не в комментариях под постами, а в кулуарах. Конечно, это повышает уверенность и самооценку. Мужчина просто расцветает.
Сколько стоит поправить свою репутацию в среднем? И сколько в среднем это займет времени?
По рынку – от 100 тыс. руб. в месяц. Первый результат можно увидеть через три-четыре месяца или полгода. При этом люди, увидевшие первые изменения, очень часто хотят сказать: "Ну, все! Спасибо! Я пошел!" И все останавливается, потому что работа должна быть постоянной. Бюджеты могут меняться: это не всегда гигантские суммы, а может быть 10-15% от месячного дохода. При этом инвестиции должны оставаться регулярными.
Я все равно удивлен, что люди у нас готовы за это платить. Становимся более просвещенными, что настраивает на позитив. Но многие пытаются спасти репутацию с помощью Роскомнадзора и "закона о забвении". Часто ли ваши клиенты просят, чтобы в интернете не было ни одного плохого слова?
К счастью, у нас не так много клиентов, которые приходят с ужасной репутацией, не пытаясь ничего сделать, а просто просят, чтобы удалили их упоминание. Но по осени возникают ситуации, когда под выборы приходят бизнесмены с не очень хорошей репутацией, не просят нас создавать позитивные упоминания, но хотят, чтобы мы подчистили то, что есть. У нас был пример, когда работали с таким проектом, и после этого команда приняла решение больше с депутатами не работать. Это очень некомфортная история. Ты просто внутренне понимаешь, что не очень приятно этим заниматься. К тому же, Яндекс удовлетворяет менее 30% обращений о забвении, поскольку не в состоянии проверить информацию на недостоверность.
В эпоху открытого интернета спастись подобным образом не получится. А мне еще интересно: есть репутация человека – политика, бизнесмена, руководителя. А есть репутация города, региона. Спел Шнуров "В Питере – пить", и все думают, что интеллигенция там постоянно закладывает за воротник. Челябинск – это, конечно же, черный снег. Можно ли решить вопросы репутации территории, используя ваши технологии? А то посмотришь в окно на Нижний – там полный разрыв, и ваша профессия вроде как и не особо нужна. Одними статьями и постами в Facebook это не лечится.
Я согласна, что для доверия мало статей и пресс-релизов. Люди видят, что происходит на самом деле. Первый момент: изменения должны быть реальными, и люди должны их видеть, потому что жители города – это первые агенты, "евангелисты" бренда. Второе: изменения должны освещаться – здесь в голову приходит кейс города Сочи: что там было и как все изменилось. Еще один пример – Грозный: хуже репутации, чем была у него, придумать сложно, но там сейчас каждый чиновник – агент бренда, у него есть Instagram, он общается с аудиторией и рассказывает о Грозном. Третье: изменения должны активно поддерживаться местными жителями, лидерами мнения.
То есть в Нижнем все должно начаться с нижегородских чиновников?
Я, наверное, в идеальном мире живу и считаю, что все должны меняться к лучшему. А чиновники… Пусть для начала заведут Instagram и станут общаться с людьми.
И, наконец, вопрос: почему "Космос-4"? Где первый, второй, третий, и что стало с пятым?
"Космос-4" – это исследовательский спутник, с которого впервые была снята поверхность Земли. Мы предлагаем клиентам подняться выше и увидеть всю картину целиком, а сами выступаем спутниками в управлении их репутацией.