Александр Разумовский: "Цифровизация медицины – это движение вперёд"
Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о современных технологиях в медицине. Именно ваша больница – один из лидеров в освоении новинок, в том числе того, что касается цифровых технологий. Расскажите об этой деятельности подробнее.
Вы затронули очень интересный и очень сложный вопрос. О новых технологиях в медицине я задумался, когда писал докторскую диссертацию. Она вышла в 2006 году под названием "Управление крупными многопрофильными медицинскими учреждениями с помощью новых информационных технологий". Но само понимание того, что это такое, и как они могут служить нашим пациентам и врачам, пришло только пять лет назад, когда мы начали работать с "Ростелекомом".
Тогда в модернизацию, которая проходила по всей стране, был включён раздел "Новые цифровые технологии в медицине". Нам выделили определённое количество средств, чтобы мы попытались их внедрить. Должен вам сказать, что было очень тяжело. Необходимо было ломать психологию: себе и нашим докторам. Допустим, из ста только двое жадно хватались за эту тему.
Нам дали освоить где-то около 2 млн, на них мы приобрели технику – это были рабочие места, компьютеры, связь между отделениями, томографы, само собой, и прочее. Всё это было "заведено на цифру". Но главное, что нам уже тогда удалось ввести элементы телемедицины и работать с нашими первичными центрами, которые располагаются в области.
Как это осуществляется?
У нас есть региональный сосудистый центр, который охватывает половину Нижегородской области – принимает пациентов с инфарктами, инсультами и дорожными травмами. По инфарктам и инсультам под нами существует восемь первичных центров. Они замкнуты на телемедицину, и консультации нейрохирургов и сосудистых хирургов мы проводим по этим коммуникациям в режиме онлайн-связи.
Тогда это только начиналось. Сейчас мы понимаем, что спектр будет расширяться, усиливаться, ведь появляется другая техника. Почему я так говорю? Буквально несколько дней назад я проводил совещание с руководством "Ростелекома", которое отвечает за медицинский сектор. Это была очень интересная беседа. Что обсуждалось? "Ростелеком" может создать не десять рабочих мест, а двести, завезти новую технику и т.д. Я задал вопрос, где взять на это деньги, на что получил замечательное предложение об инвестициях.
Сейчас компания готовит предложение руководству региона о том, чтобы за пять лет полностью "завести на цифру", как мы говорим, все медицинские учреждения Нижегородской области. В общей сложности это будет стоить около 2 млрд руб., а для нашей больницы [будет выделено] – около 10 млн. Мало того – они хотят всё сделать уже в I полугодии 2018 года. А возврат средств пойдёт с нашей работы – это меня очень устраивает. Если нас поддержит министерство и глава региона, то думаю, что нам в этом плане будет легко работать.
А без этого нельзя – сегодня настолько много информации и пациентов, что сидеть с ручкой и бумагой уже не получается. В этом же случае данные вносятся [в базу данных] уже в приёмном покое и оказываются доступны везде – остаётся, только внести врачебное заключение. Это удивительно. Те, кто сейчас вошёл в эту тематику, очень довольны.
Вот мы с вами говорим о передовых технологиях. Это нужно и важно. Но я мог бы назвать (да и вы, уверен, тоже) целый ряд медицинских учреждений города и области, где в коридорах на раскладушках лежат больные, где не хватает самого необходимого – вплоть до лекарств. Как уживается в сегодняшней нашей действительности перспективы будущего и это наше русское Средневековье? И можно ли исправить некоторые вещи, которые уже десятки лет требуют более простых решений?
Я отвечу. Для этого вводятся так называемая РМИС – Региональная медицинская информационная система. Причем, вводится по всей стране. Когда она полностью заработает, руководители здравоохранения города и области увидят, где есть лишние койки, где они не работают, а где их не хватает, какова интенсивность труда той или иной больницы. Без информатизации мы этого не узнаем никогда. Но после того, как мы поставим эту систему, будет ясно, в какую больницу за сутки приезжают сто карет "скорой помощи", а в какую – две, где в день делается 60 операций, а где – одна.
Когда мы говорим об оптимизации, просто на пальцах и словах этого нельзя показать, тут нам поможет цифровая экономика. Она заставит нас и руководство здравоохранения немного перелопатить то, что мы имеем. Сегодня нам жалко одну, другую, третью поликлинику, больницу, но нужно лишь глубже заглянуть внутрь. Может оказаться, что там есть люди, а современной техники – нет. А если в больнице по соседству будут современные медицинские технологии, если заработает РМИС, то люди, сутками сидевшие в первой, придут во вторую, потому что там всё будет происходить гораздо быстрее. Операции, которые мы сегодня делаем на сердце, выполняются в течение первого же часа, когда больного привозят к нам: проводится исследование сердца, ставятся стенты, пациент тут же отправляется в реанимацию, через три дня он возвращается в отделение, через семь – едет в санаторий, через 21 день – он уже снова на работе. Вот что такое "новые современные технологии". То же самое при инсульте: мы делаем операцию, удаляем гематому, проводим реабилитацию, затем – санаторий и работа.
Вы упомянули, что из ста человек только два ухватились за эту тему новых технологий, а остальные в силу консервативного мышления выжидали момента. Одновременно с этим, наверное, чрезвычайно важен вопрос подготовки современных кадров. Как вы её сегодня видите? Как это делается в вашей больнице?
У нас уже есть врачи, и с ними работает тот же "Ростелеком" – он нас обучает. Когда я столкнулся с этой проблемой – по большей части психологической – было непонимание и нежелание понимать со стороны персонала и специалистов, и я понял, что важно показать, как это работает, как это делается. Поэтому сегодня бок о бок с врачом сидит представитель "Ростелекома", который ему помогает и учит его.
А разве не интересно и для вас, и для "Ростелекома" начать подготовку специалистов уже со студенческой скамьи?
Обучать нужно обязательно. Более того, в НижГМА сегодня есть кафедра, которая этим занимается. Без этого никак нельзя. Проводятся большие семинары и конференции по этой тематике. Но со студентами в этом смысле проще – они все сегодня сидят в интернете и легко используют компьютеры и гаджеты. А вот если врачу за пятьдесят лет, и он впервые с этим сталкивается, вот это психологически тяжело. Мне пришлось в течение этих пяти лет доказывать [необходимость нововведений]. Когда заканчивались деньги – мы вкладывали свои. Потому что нам никуда не уйти от развития, если мы хотим быть на передовых позициях, если мы хотим читать, например, профессиональные книги из библиотеки Вашингтона.
Мы говорим о развитии медицины и технологий в городе – в центре, но помимо этого есть и медицинская периферия. Как развитие технологий может подтолкнуть внедрение новых методов и там тоже?
Пять лет назад эта программа запускалась для всех – не только для крупных больниц Нижнего Новгорода. В районах сегодня всё есть. И в первую очередь это способствует тому, что там сразу в режиме онлайн будут ставятся диагнозы. Пациенту не приходится долго ходить, искать, к какому врачу обратиться – ему сразу скажут, куда поехать.
Можно подробнее? Например, живёт человек в Павлово или Ваче. Он приходит к врачу, его осматривают, связываются с вами. У вас сидят дежурные у этих компьютеров? Ведь, наверное, у ваших сотрудников и своих дел полно! Как это организовано?
Мы получаем сигнал, на который реагирует тот, кто находится радом. Например, сидит в ординаторской доктор, видит сигнал и реагирует.
А если никого нет – все заняты?
Если никого нет, то сигнал передаётся в приёмное отделение, которое работает круглосуточно. Например, поступает заявка в отделение нейрохирургии, мы её видим, тут же связываемся и начинаем работать.
Пациенты бывают разные: молодые и пожилые, прогрессивные и консервативные. Как они реагируют на подобного рода нововведения?
В качестве примера расскажу про своего отца, который в 86 лет освоил компьютер из-за того, что ему стало мало информации. Когда я к нему приезжал, он спрашивал у меня, что происходит в той или иной области. Я, конечно, рассказывал. Потом я заметил, что он стал спрашивать меньше – оказалось, что он купил компьютер, и моя племянница обучила его.
И всё равно это, скорее, уникальный, единичный случай…
Пациенты точно такие же. Знаете, мне кажется, что им всё равно, как будет проходить процесс диагностики и лечения, ведь главное – хороший результат. Если мы на выходе получаем его, то для больного не важно, каким путём он достигнут.
Вы занимаетесь цифровизацией уже шестой год. Давайте поговорим о результатах. Их уже можно как-то обозначить? В цифрах, процентах, случаях?
Я уже немного начал об этом говорить – мы ощутили результат на первичных сосудистых центрах. Могу сказать, что только за 9 месяцев 2017 года мы забрали в региональный сосудистый центр почти 670 пациентов. Это значит, что мы сразу видим, что больному нужна операция или какая-то серьёзная манипуляция. Это и есть показатели. И мы работаем так, как и должен работать региональный центр. Самых тяжёлых больных мы забираем на себя. Таковы наши задачи. И без этой системы, без цифровых технологий, без компьютеризации, без связи ничего не получится.
Последний вопрос. Даже не вопрос, а, скорее, реплика. В нашей стране мы видели много всевозможных кампаний: то кукуруза, то поворот рек, то Байкало-Амурская магистраль. Успокойте моё сердце: внедрение цифровизации – это не очередная кампания?
Я скажу просто: поворота назад нет. Это движение вперёд.