Нижний Новгород, 15 мар 2017, 10:58

Дарья Шорина: "Разрыв связи города с его жителями привел к деградации"

Директор архитектурного объединения АНО "Огород" рассказала РБК ТВ Нижний Новгород о практиках преображения города за минимальный бюджет, противостоянии вандализму
Читать в полной версии
(Фото: РБК)

Вашу организацию нижегородцы узнали и запомнили по архитектурному фестивалю "О'город", который вы проводили весной и летом несколько лет подряд в сквере Свердлова, в Александровском саду и на других площадках. Спустя время, когда фестивальные объекты остались в городе, вписались в пространство, как вы оцениваете его результаты, и есть ли дальнейшие планы?

Что касается оценки фестиваля, который мы проводим на разных площадках с 2009 года, то для нас в первую очередь важно его развитие и то, что объекты, которые остаются на площадке, перезагружают её каким-то образом. Они становятся точками притяжения, ради которых люди приходят в эти локации, ими начинают пользоваться организаторы событий. Можно резюмировать, что за время работы нам удалось "включить" три площадки, которые были забыты до того момента: Александровский парк, парк и сквер Свердлова. Мы всегда отслеживаем их по соцсетям, и нам приятно, когда они появляются, например, на свадебных фотографиях.

Поскольку фестиваль несет не только развлекательную нагрузку, но это и ещё и профессиональное мероприятие – международный конкурс, в рамках которого в Нижний Новгород приезжают архитекторы из других городов России и стран мира. И эти объекты начинают жить конкурсной жизнью. Объекты "Таблоид" и "Гамаки" стали лауреатами премии "Архивуд", а "Павильон у реки" вошел в топ-10 по версии ArchDaily – это очень влиятельный международный ресурс.

Как вы собираетесь развивать фестиваль?

Сейчас мы выбираем площадку для нашей арт-интервенции. Мы всегда стараемся понять, промониторить, каким образом складывается активность в разных пространствах города для того, чтобы понять, где эта культурная перезагрузка нужнее. Для этого мы работаем с городскими сообществами, с культурными институциями, которые так или иначе связаны с различными площадками.

Так, например, мы всегда проводили фестиваль на каких-то классических в понимании общественного пространствах: парках, скверах. А в 2016 году мы решили не ограничиваться одной площадкой, и сделали объекты более адресными. По итогам анализа было отобрано одиннадцать площадок для того, чтобы закрыть какие-либо функциональные потребности этих мест: у детской областной библиотеки, двор музея Добролюбова, двор при школе им. М.В. Ломоносова, арт-кластер "Почаина". У мест, в которых появляется подобный объект, появляется много новых возможностей.

Если посмотреть на Александровский сад, на который все возлагали большие надежды, особенно когда вы провели фестиваль, то там и осталось только несколько объектов.

Мы думали, что после 2013 года этот интерес выльется в более динамичное развитие, и вернулись на площадку в 2015 году. К тому моменту там уже были возведены девять объектов, и все они продолжают там находиться.

Конечно, они сейчас не в том состоянии, в котором были с самого начала. Да и вообще ваш фестиваль с вандализмом сталкивался не раз. Но это дело даже не только фестиваля. Как бы мы ни относились к фигурам на Большой Покровской, и их регулярно ломают. Понятно, что это не работа архитектора – следить за тем, в каком состоянии его работа будет находиться в пространстве, это работа администрации. Но как вы оцениваете состояние города сейчас? И есть ли шанс, что с вновь построенными объектами будут аккуратнее обращаться?

Это тема для отдельного разговора. Внутри профессионального сообщества много рассуждают и борются за то, чтобы найти путь к такому городу, в котором ничего не ломается. Люди методом проб и ошибок медленно движутся к этому. Сейчас, многие говорят, что у нас работает теория разбитого окна: когда вокруг все не очень хорошо, ты тоже не можешь ценить и рассматривать объект как важный.

Ну и физический износ тоже никто не исключал. Мы стараемся следить за своими объектами. В прошлом году начали проводить арт-реставрацию. Мы приглашали всех желающих принять участие в некоем субботнике, просто привести в порядок объекты. Но мы понимаем, что этого недостаточно.

Например, мы понимали, что с "Павильоном у реки" (это белая стена с местом для сидения на консоли) в Александровском саду и с "Очками", история повторится. Поэтому решили пригласить нижегородских стрит-артистов, чтобы перезагрузить объекты. Были придуманы специальные паттерны, которые должны были оградить их от последующих атак. С "Павильоном" очень хорошо получилось: с растительным орнаментом он получил новую жизнь, стал ещё более органично смотреться в этом месте, это создало новую волну интереса к нему.

Для нас – организаторов и авторов этих объектов, которые продолжают за ними следить из других городов – это определенный стресс, когда видишь, что город эти объекты не принимает. Но это тоже коммуникация, через которую ты понимаешь, насколько место готово к тому или иному художественному образу или функциональному наполнению. Бывает, что устанавливаешь какой-то объект, а рядом с ним начинает разрастаться хаос, люди оставляют мусор и вытаптывают траву. Становится понятно, что этому объекту здесь в таком виде, может быть, не место. Это тоже определенная проверка для этой территории.

Вы занимаетесь пересмотром городских пространств в рамках еще одного проекта – "Огорожено". Вы выбираете одно из неиспользуемых нижегородских пространств и придумываете, как оно могло бы выглядеть иначе. У вас в архиве и парк Свердлова, и площадь перед Юпитером и вот в последнем номере газеты "Селедка" появились ваши идеи о Щелоковском хуторе. Это ведь своего рода фантазия о том, каким город мог бы быть, ведь пока они не реализованы. Но к этой фантазии у вас есть научный подход. Расскажите, как вы готовитесь, на примере Щелоковского хутора, к реорганизации и какие основные идеи в него заложили?

Суть в том, что через проект "Огорожено" мы пытаемся внедрить систему. Мы считаем, что проектирование должно быть комплексным, открытым, а проектирование любых общественных пространств должно происходить при участии и вовлечении сразу четырех групп стейк-холдеров (заинтересованных лиц в развитии той или иной территории – ред.): это представители администрации, бизнеса, горожане и экспертное сообщество. Нам важно, чтобы весь процесс проходил в постоянной коммуникации этих четырех групп.

Для этого разработали определенную структуру: мы выбираем площадку, которая по тем или иным причинам выключена из городской жизни, затем мы начинаем исследование. Предпроектное исследование включает в себя и интернет-анкетирование (опросы горожан, как они видят это место сейчас и какие типы активностей хотели бы видеть в дальнейшем). Это и наблюдение, и определенная серия глубинных экспертных интервью. Все эти профессиональные практики позволяют понять, что нужно сделать с этой территорией. Все эти данные служат основанием для проектирования, для разработки концепции. Это, по сути, такое первичное техзадание, которое мы облекаем в определенные формы. Те картинки, которые мы размещаем на страницах "Селедки" – это такие первые мысли о том, каким образом эта территория может быть перезапущена.

Например, Щелоковский хутор. Там есть активность: люди отдыхают на пляже. Но сейчас для этого существует только остаточное советское металлическое неоднократно перекрашенное благоустройство. Понятно, что это не соответствует представлениям о комфортной, безопасной и эстетически грамотной городской среде, за которую мы боремся в нашей организации. И мы предлагаем, как реорганизовать эту зону таким образом, чтобы там были все необходимые объекты, чтобы организовать свой отдых и решить определенные вопросы, связанные с транспортными и пешеходными потоками.

Так, сейчас туда проезжают машины, которые мешают отдыхающим, но при этом и они сами являются отдыхающими, они хотят там делать шашлыки и что-то в этом духе. Этот конфликт нужно снимать проектными мерами: делать зону для барбекю, блокировать доступ автомобилям. Например, там есть променад, по которому ходят люди и наслаждаются окружающей природой, но есть и те, кто там загорает. Эти потоки тоже нужно развести. Это решается концепцией.

Мы приглашаем всех на обсуждение, поскольку необходимо протестировать решения, поговорить с людьми, которые потом будут это использовать. Бизнес такой же пользователь этого пространства и несет при этом двойную функцию: образует точки притяжения и использует инфраструктуру. Важно, чтобы это грамотно сочеталось.

У вас с таким скрупулезным подходом обработано уже несколько площадок. Что касается сквера Свердлова, администрация района регулярно появлялась вместе с вами в новостях, одобрила вашу идею. Но пока чиновники не спешат брать ее на вооружение. Как вы думаете, почему? Ведь на стадии концепции вы для них деньги уже сэкономили.

Мы прошли стадии исследований, публикаций и обсуждений. На встрече была сформирована рабочая группа, которая дальше должна была двигать проект к реализации. Мы стали локомотивом этой истории. Доработали проект с учетом замечаний участников встречи до программы развития, которую представили на заседании постоянной комиссии по экологии городской думы. Депутаты решили нас поддержать, с условием, что это будет происходить вне городского бюджета. Сейчас на нас лежит большая ответственность – привлечь средства, чтобы мечты стали реальностью. Нет непреодолимых сложностей, чтобы к 2018 году, нашей главной отметке, сквер не стал качественно новой точкой на карте города.

Наша администрация часто использует аргумент о том, что в бюджете нет средств. В принципе, это правда, он достаточно маленький. Но я уверена, Нижний Новгород не единственный в России и мире небогатый город с городскими проблемами. У вас большой опыт, вы знаете, что происходит в этой сфере по всему миру. Есть ли какой-то путь, как внести глубокие изменения за небольшие средства?

Сейчас вообще есть общемировой тренд широкого использования нескольких практик. В первую очередь, это place making: люди, связанные с конкретной территорией, горожане сами создают повестку того, что на этой площадке происходит, предлагают временные и недорогие решения, изыскивают возможности для того, чтобы эти решения осуществить. То есть буквально, строят объекты на свои средства или привлекают партнеров, которые помогают им это делать. И так они создают инфраструктуру, для того, чтобы им на этом месте производить какие-то действия, активности. Повторюсь, это общемировая практика последних двадцати лет.

В России же в какой-то момент произошел разрыв связи между городом и его жителями. У нас не воспринимают улицу, парки и скверы как продолжение своего дома. Это происходит по многим причинам. И это отношение спровоцировало такую деградацию благоустройства окружающей среды, когда мы можем прямо говорить, что наш город совершенно не расположен к тому, чтобы гордиться им и называть городские пространства титульным и важным элементом.

Понятно, что сейчас город пытается привести себя в порядок – к чемпионату мира по футболу всё это будет активнее происходить. Ещё одна форма, которая в России работает достаточно успешно – это государственно-частное партнерство, то есть привлечение дополнительных, возможно, ключевых инвестиций для развития пространства через больших партнеров, через бизнес с определенными условиями для этого бизнеса.

Получается, что пути есть, осталось по ним пойти.

Да, надо начать что-то делать. Горожанам следует иначе относиться к своему городу, а бизнесу открываться к такому виду приложения своих средств.

К вопросу о чемпионате мира. Вы станете одними из исполнителей этого проекта по изменению ключевых городских пространств. Расскажите о нем, ведь информации пока почти нет. Что это будет, как вы будете работать над концепцией? И будет ли это вновь благотворительность с вашей стороны?

Этот проект мы не инициировали сами, поэтому он для нас – социальная ответственность, которую мы пытаемся реализовать. Этот проект – большая федеральная программа. КБ "Стрелка" – оператор программы. Они провели в нашем городе конкурентные переговоры – это аналог конкурса, для того, чтобы определить подрядчика на разработку дизайн-проекта нескольких территорий. Мы её называем одной, общей, поскольку она должна таковой быть: пл. Горького, ул. Большая Покровская, пл. Минина. Эта площадка, которая станет "Путем болельщика" к чемпионату мира, и она должна отвечать новым стандартам городской среды.

То есть к какому-то сроку вы, грубо говоря, представите нам картинки того, как изменятся наши главные городские точки?

Да, пока нет определенных деталей, но, согласно официальной программе, к концу апреля, мы вместе с бюро Туманина и Горшунова, которые также стали победителями конкурентных переговоров, представим концепции. Мы всегда за то, чтобы держать всех в курсе, рассказывать, что в городе будет происходить.

Pro
Наслаждайтесь упущенными возможностями: советы для тех, кто вечно спешит
Pro
Как получить повышение в 2025 году: пошаговый план
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
Родственники в офисе: битва кланов или командный дух
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса