Нижний Новгород, 17 мая 2018, 10:35

Александр Скульский: "Наша публика – наше счастье"

Руководитель и главный дирижёр симфонического оркестра Нижегородской филармонии им. Ростроповича рассказал Георгию Молокину о программе "сахаровского" фестиваля и летнем благотворительном музыкальном сезоне
Читать в полной версии
(Фото: РБК)

Буквально недавно мы беседовали с вашим хорошим другом и руководителем филармонии Ольгой Томиной. О фестивале имени Сахарова сказано уже немало, но мы продолжим: я на личном опыте знаю, как бывает непросто попасть к вам на концерты, и сколько желающих толпится у входа. Скажите, как сделать так, чтобы максимальное число людей смогли окунуться в прекрасное?

Ответить на этот вопрос сейчас очень просто, хотя решить данную проблему было сложно.  Дело в том, что у нас появился виртуальный концертный зал – редкость для российских филармоний. Теперь многие программы нашего оркестра и некоторые другие концерты транслируются в прямом эфире в интернет, а мы получаем самые свежие отклики и зрительские впечатления из Америки, Чехии, Франции, Израиля и других, порой из самых неожиданных точек планеты. Надеюсь, дальше такие программы будут накапливаться на сайте филармонии, и наш контакт со слушателем станет обширнее и больше, чем только лишь с нашими земляками.

Мне очень нравится, что и фестиваль, и филармония тесно связаны с именами великих людей, близких нам по времени. Ростропович и Сахаров не нуждаются в чьих-то рекомендациях –​ важно, что они жили на нашей земле, что их работа и творчество тесно связаны с нами, с филармонией и оркестром. Это не просто сезон или время года, а идеи Сахарова и Ростроповича, находящие прямое отражение в программах.

Наш оркестр на фестивале играет пять концертов – это больше, чем обычно. Мы выходим на сцену поочередно: после Российского национального оркестра и камерного оркестра, который приезжает сюда с Башметом, мы выходим с дирижёрами из Америки и играем американскую программу, потом с дирижёром из Нидерландов исполняем их программу современной музыки.

За пультом нашего оркестра – дирижёр-итальянец. Играется русско-итальянская программа, плюс две моих: одна – в честь Пушкина и русской поэзии, которую читает Василий Лановой, а вторая открывается "прометеевской" темой, которая на "сахаровском фестивале" поднималась не раз. На сей раз будет "Прометей" не Скрябина, а Бетховена – сочинение редкое, потому что композитор написал балет, который у нас никогда не ставился и не исполнялся. Музыка известна только в отрывках, но мы сыграем целые сцены. После будет Рахманинов, а затем – Гершвин. Все программы, идеи и исполнители фестиваля родственны, притянуты к именам Сахарова и Ростроповича.

Беседуя с такими людьми как вы, я всегда чувствую, что ни в вас, ни в ваших слушателях нет налета провинциальности. Такое ощущение, что мы являемся ценителями и частью мировой культуры. А теперь еще и виртуальная функция реализована.

Во-первых, такова и была задача, поставленная нами перед собой. Импульсом стало высказывание Шостаковича на первом фестивале современной музыки, что Москва на те дни стала "музыкальным пригородом Горького". Эта фраза до сих пор в наших сердцах и памяти.

Перечислять большие имена, связанные с фестивалем, можно очень долго. И всё-таки, кого бы вам хотелось упомянуть в его многолетней истории?

За прошедшие десятилетия были все самые лучшие исполнители из нашей страны, и многие крупные зарубежные гастролёры.

А какие имена из тех, с кем вам довелось играть, приходят на память в первую очередь?

Конечно, первым надо назвать самого Ростроповича, затем – наших верных и многолетних партнеров: Спивакова, Башмета, Элисо Вирсаладзе, Сергея Крылова, квартет Бородина, Дениса Мацуева и многих других.

Мы говорим о друзьях-исполнителях, друзьях-артистах. Но, как мне кажется, у вас появилось ещё и несколько поколений друзей из числа слушателей и зрителей?

Наша публика – наше счастье и гордость, потому что у нас в филармонии, в отличие от многих других городов, зрителя можно назвать искушенным, требовательным, придирчивым. Вместе с тем, публика доверчива – она доверяет нам даже тогда, когда мы заявляем в программу ранее не исполнявшиеся сочинения, или когда на сцену выходят новые солисты, инструменталисты и вокалисты.

Я был поражен, когда однажды заметил, что некоторые зрители приходят на концерты с нотами.

Да, это так. Может быть, мы заведём практику, которая была только в ленинградской филармонии, когда на каждом концерте в специальной библиотечной комнате обязательно выкладывались ноты всех исполняемых произведений, а также книги об этих сочинениях. Слушатели имели возможность посмотреть партитуры, изучить книги, получить новые знания и ответы на свои вопросы.

Каким бы ни был великим "сахаровский" фестиваль, как бы ни признавался он во всём мире, но работа с публикой им не заканчивается. Я знаю, что в июне, в дни чемпионата мира по футболу, у вас начинаются благотворительные концерты. Расскажите об этом.

Непрерывность нашего сезона в этом году абсолютно наглядна. 17 июня, накануне начала чемпионата мира, мы даем "бетховенскую" программу, которая примыкает по идеям к "сахаровскому" фестивалю. Прежде всего, надо упомянуть 9-ю симфонию, в которой участвуют хоровая капелла имени Юрлова и квартет солистов-вокалистов из Большого театра. В ней звучат знаменитые слова "Обнимитесь, миллионы!", что в этот раз особенно важно, поскольку мелодия является гимном Европы. В этой программе исполняется тройной концерт Бетховена для скрипки, виолончели и фортепиано: солисты – Павел Милюков, Мирослав Култышев и Сергей Ралдугин.

Этим мы фактически закрываем нынешний сезон, но уже через три дня начнём новый. Речь идёт о летнем благотворительном сезоне, в котором будет около двадцати разнообразных концертов и гости со всей планеты – из Москвы, Петербурга и Новосибирска, из Испании, Израиля, Австралии. Главенствовать наш оркестр будет как в целом, так и его отдельные солисты и ансамбли, сложившиеся внутри.

Похоже, вы совершенно не идёте на поводу у публики, не заигрываете с ней.

Никогда. Наоборот, мы чувствуем ее доверие, и она это показывает открытостью ко всему тому, что мы предлагаем, даже если предложение оказывается достаточно сложным, необычным и явно не относится к категории шлягеров.

Как же это важно в наше время, когда многие кивают: мол, публика требует, и приходится спускаться. Важно, что наши филармония и оркестр не пошли по самому лёгкому пути, а подтягивая публику к себе, воспитали несколько поколений нижегородцев.

Такого системного благотворительного концертирования, как в Нижнем Новгороде, летом нет больше нигде. Иногда я думаю, что и публики такой, как у нас, тоже больше нигде не бывает.

Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Как нанять лучшего руководителя отдела продаж, не обещая ₽300 тыс.
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии