Нижний Новгород, 17 сен 2015, 18:30

Нижегородские промоутеры: "Организация концертов – пожароопасный бизнес"

Игроки рынка рассказали РБК-Нижний Новгород о нерешенных проблемах нижегородской индустрии развлечений
Читать в полной версии
(Фото: Анастасия Макарычева/РБК)

В последние годы концертная жизнь Нижнего Новгорода стала более насыщенной, однако при всех изменениях в лучшую сторону организация концертов в Нижнем Новгороде остается рискованным предприятием. Игроки рынка рассказали РБК-Нижний Новгород о нерешенных проблемах нижегородской индустрии развлечений.

Концерты в кризис

"На данный момент концертная индустрия Нижнего Новгорода находится в весьма печальном состоянии. Из-за валютного курса гонорары зарубежных артистов выросли вдвое. На их концертах в нашем городе пока можно ставить крест", — отмечает основатель "Кафе Дель Пара", музыкальный промоутер и сценарист Игорь Преображенский (привозил Brazzaville, Emika).

По его словам, многие профессионалы, занимавшиеся организацией концертов в Нижнем, переехали в Москву или ушли в смежную сферу (в частности, это касается команды крупнейшей нижегородской концертной площадки MILO Concert Hall).

"Это тоже некий показатель того, что концертами сейчас заниматься на профессиональной основе, прямо скажем, не очень интересно. Таким как я сейчас проще. Для меня это просто хобби", — говорит Преображенский.

По подсчетам главы концертного агентства CleverSmile Игоря Слепченкова, в кризис спрос на концерты снизился примерно на 20%. "Падение спроса ощущается на проектах, на которые можно сходить, а можно не ходить. Такие "боевики" как группа Сплин, Гришковец и "Квартет И", с которыми мы работаем, всегда выстреливают. На них падения спроса нет", - говорит он.

Организаторы инди-концертов о кризисе задумываются в последнюю очередь. "Независимая музыка поэтому и имеет такое наименование, что она не зависит даже от экономической ситуации. По большому счёту, инди-артистам всегда было нелегко. Для единиц музыка является средством заработка", - отмечает руководитель промогруппы "Стереоборода" Алексей Лифанов (привозили On-the-Go, Motorama, Jack Wood).

По его словам, даже относительно известные инди-группы готовы ехать на выгодных для промоутера условиях, снижая гонорар и райдерные требования. "Наиболее радикальный случай - когда группа сама оплачивает свой тур. Есть примеры популярных российских групп, откатавших по Штатам в весьма жёсткий минус", - добавляет Лифанов.

Негативное воздействие на индустрию оказали валютные колебания (Фото: Анастасия Макарычева/РБК)

Безымянная скала "Юпитера" и аренда ТЮЗа

Эксперты по-разному оценили обеспеченность Нижнего качественными концертными площадками, но сошлись в одном – городу не хватает большого концертного зала.

"Площадки, способные переварить более-менее приличную афишу, есть. Если говорить о большом концертном клубе, то тот же MILO Concert Hall отвечает всем задачам, и другого такого не нужно. Небольшие клубы (такие как "ВАСЯ+1") тоже есть. И они даже не работают в полную силу", — считает Игорь Преображенский.

По его словам, ранее эту нишу занимал "Юпитер", который, по выражению самого промоутера "уже несколько лет стоит безымянной скалой", а другие площадки слишком дороги. 

"Для меня как для организатора "с улицы" аренда ТЮЗа очень высока. Примерно та же ситуация с Кремлем. Аренда зала на тысячу мест не может быть больше 50 тыс. руб., чтобы хоть как-то снизить риски стороннего промоутера. А когда она 80-100 тыс. руб. – это нереальные деньги", — рассказал Игорь Пребраженский.

"Пока у нас есть только ТЮЗ, там уютно, но зал рассчитан на детские тела, и 3-часовой спектакль или концерт там высиживать тяжело. Кремлевский концертный зал отреставрировали, но это тот же зал образца 80-ых", — говорит Игорь Слепченков.

Строительство площадок – большой инвестиционный риск и без участия властей на него никто не пойдет, считает промоутер. Однако, по словам Слепченкова, пока что власти не демонстрируют заинтересованности в этом.

"Я сам видел проект замечательного многофункционального зала-трансформера, который, видимо, так и не будет реализован. Коммерческая ликвидность содержания такого зала не очень большая. На аренде не отобьешь. Концертная деятельность – пожароопасный бизнес", — объяснил Слепченков.

Инди-сцена, в свою очередь, количеством площадок удовлетворена. "С площадками и уровнем техобеспечения в данный момент проблем никаких нет. В этом плане Нижний можно назвать весьма передовым городом, ситуация у нас куда лучше, чем в среднем по стране. Проблемы бывают с политикой и идеологией площадок", — отмечает Алексей Лифанов.

Раньше сочетание "цена-качество" для промоутеров воплощал ныне закрытый концертный зал "Юпитер" (Фото: Анастасия Макарычева/РБК)

В "черный список" из-за зрителей

Одной из основных проблем индустрии являются зрители. "Нижний исторически — не самый музыкальный город. Плохо собирают как большие артисты, так и инди-музыканты", — говорит руководитель "Стереобороды".

По словам Игоря Преображенского, Нижний у федеральных промоутеров в "черном списке". В основном, потому что аудитория города тяжела на подъем и звезд повезут скорее в Екатеринбург, чем в Нижний.

По словам Лифанова, большие площадки избаловали зрителей бесплатными вечеринками, и теперь независимые промоутеры оказались заложниками ситуации. "Доходило до того, что на некоторых концертах количество безбилетников существенно превышало число тех, кто готов платить за интересную музыку", — вспоминает он.

Публика изменится, когда Нижний появится в графиках федеральных промоутеров и концерты звезд мирового уровня станут ежемесячной реальностью, считает Преображенский.

По мнению Слепченкова, главным фактором является финансовое благосостояние горожан. Ничего не поменяется, пока у аудитории не будут меняться приоритеты, говорит Лифанов. "Нынешнее поколение двадцатилетних живёт в совершенно иной системе ценностей. Так что скоро околомузыкальный ландшафт будет выглядеть иначе", — резюмировал он.

Pro
Зарубежным мессенджерам выдали красную карточку: 5 вариантов на замену
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
«Фантомные акции» и другие способы поощрения директора: как это оформить
Pro
«Продавать всем подряд — табу». Как понять, что бизнес готов к франшизе
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование
Pro
Нерезидент с бизнесом в России: можно ли избежать проблем с налоговой
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя