Нижний Новгород, 18 янв 2018, 10:43

Алексей Миронос: "Цифровые технологии освобождают учёного для творчества"

Заведующий кафедрой информационных технологий в гуманитарных исследованиях ИМОМИ ННГУ рассказал Георгию Молокину о современных методах исследования исторических источников и новых возможностях их выбора
Читать в полной версии
(Фото: РБК)

Мне как гуманитарию чрезвычайно интересна тема новых технологий в гуманитарных исследованиях. Есть довольно популярное мнение, что история – не наука, а набор версий, мнений, суждений, сказок. Позволяют ли технологии повысить уровень достоверности, подлинности в гуманитарной сфере?

И да, и нет. Все зависит от того, что мы понимаем под достоверностью. Технологии – это исследовательский инструментарий. Он позволяет решать определенный спектр задач, но задачи эти локализованы и не являются универсальной отмычкой для открытия всех дверей. Что дает использование технологий – так это возможность для исследователя обрабатывать ранее недоступные массивы данных. На смену бумаге, ручке и книге пришли многие тысячи единиц архивных документов, библиотек. Мы можем объединять и анализировать содержание множества текстов, ведя поиск по заданным параметрам.

Второе направление связано с визуализацией объектов и процессов прошлого. Например, есть интересные архитектурные комплексы, монастыри, крепости, древние поселения, ныне не существующие или не сохранившиеся в прежнем облике. Мы можем создавать 3D-модели, позволяющие не просто мысленно путешествовать, но внимательно изучать, считать, измерять расстояния. Универсальная визуализация является способом иллюстрации, выступает исследовательским инструментом.

Наконец, новые технологии качественно расширяют источниковую базу исследований. Если в социологии мы можем выйти на улицу с опросником, и качество работы будет зависеть от технологии исследования, то применительно к истории мы располагаем только тем, что есть.

И как историки выходят из ситуации, когда источников куда меньше, чем хотелось бы?

В свое время одна из моих аспиранток занималась тематикой земских участковых начальников конца XIX и начала XX века. Институция была призвана в какой-то степени взять на себя функции земства. Изучение этого исторического сюжета во многом застопорилось из-за того, что архивы земских участковых начальников в значительной степени были уничтожены. Было сочтено, что все эти горы бумажек не представляют никакого интереса, и их благополучно отправили в печь. Остались лишь описи, но это только метаданные. Когда мы работаем со списками традиционными способами, никакой информации от этого не получаем. Когда создаем базу данных, объединяем сотни и тысячи записей в единый массив, мы получаем новый источник информации, превосходящий исходные описи. Благодаря этому, удалось выявить структуру деятельности и достаточно много рассказать об этом институте.

Есть темы, по которым существуют десятки тысяч книг и прочих источников, как в случае с наполеоновскими войнами и революцией 1917 года. Помогают ли технологии осваивать подобные объемы? В традиционном ручном режиме изучить все это не представляется возможным.

Да, конечно. То, что ранее называлось невкусным термином "библиотечное дело", сегодня кардинальным образом изменилось. Это уже не дама, приносящая из хранилища стопку бумаг, а электронная база, позволяющая достаточно оперативно находить нужную информацию, причем делать это сразу по нескольким параметрам, формируя индивидуальный запрос. Эти технологии снимают гигантский пласт рутинной работы, освобождая исследователя для творчества.

У традиционных методик исследований наверняка тоже есть свои приверженцы?

Мне бы не хотелось, чтобы новые веяния воспринимались как оппозиция традиционным подходам и взглядам на работу с историческими источниками. По узловым сюжетам истории существуют десятки и сотни томов, зачастую сильно различающихся в оценках и суждениях. История – живая наука, обеспечивающая диалог сегодняшнего общества со своим прошлым. Общество постоянно меняется, в нем возникают новые вопросы, новые проблемы. Меняется взгляд исследователя и полученный им результат. Но, наряду с традиционной формой диалога с прошлым, нам крайне важно многие вещи понимать на уровне фактологии четко и однозначно.

Молодые люди часто интересуются, что почитать о французской или русской революции, о гражданской войне. И я, когда даю рекомендации, порой чувствую, что движим вкусовщиной. Да, я знаю эту книгу, но наверняка есть и более глубокие, интересные, парадоксальные. Объемы информации растут стремительно, лавинообразно. Как отобрать самое ценное? Как среди гигантских объемов найти жемчужные зерна?

В описанной вами ситуации речь идет о вполне традиционном подходе, и в исторической науке он регулируется сегментом знаний, называемым историографией. Историография – это экспертное суждение, в котором специалист располагает сведения по определенной шкале. Да, субъективно, но в этом нет ничего плохого – один из методов, имеющий свои достоинства и недостатки.

Как найти объективные подходы к поиску?

Есть и способ формализованной оценки – библиометрия. Здесь все достаточно понятно, хотя и непросто с точки зрения результата. В основе всех библиометрических моделей лежит идея, что, если книга интересна, полезна, оригинальна, то на ее автора часто ссылаются. Учет ссылок позволяет выявить позиции, которые с формальной точки зрения являются приоритетными. Это тоже достаточно любопытный метод, но и его не стоит абсолютизировать. Сочетание обоих подходов может дать более взвешенную оценку.

Каким вы видите будущее информационных технологий для гуманитарных знаний?

Поступательное развитие. С 80-х годов в нашей стране началось использование компьютеров гуманитариями. Тогда это были громоздкие, тяжелые машины. Я с ужасом вспоминаю свои аспирантские годы, когда была введена обязательная дисциплина "Информационные технологии". На первой лекции преподаватель предупредил, что для освоения техники придется изучить как минимум два языка программирования.

Второй существенный этап – появление персонального компьютера и программ в среде Windows, позволяющих пользователю не погружаться в написание скрипта. На этом этапе мы получили очень интересную ситуацию. Есть понятие "цифровая гуманитаристика", и на сегодняшний день мы не можем договориться, что это такое. Спектр применения чрезвычайно широк. Думаю, потенциал экстенсивного развития, проникновения цифровых технологий в самые разнообразные области гуманитарных знаний до сих пор не раскрыт. Будут появляться все новые и новые сферы, где это окажется востребованным, особенно по мере усложнения программного обеспечения, роста возможностей и объемов оцифрованных источников.

Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
До десяти лет тюрьмы. 7 статей, по которым чаще всего судят руководителей
Pro
Получивший $25 млн бывший CEO Intel обещал голодать: как спасают компанию
Pro
1С-аналитик получает до 500 тыс. руб.: чем он занимается
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Не заметить нельзя: как руководителю реагировать на буллинг
Pro
Стоит ли вступать в споры с налоговой инспекцией и как это делать
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных