Нижний Новгород, 19 мая 2016, 15:53

Алексей Ситдиков: "Население всё ещё мало знает о программе капремонта"

Заместитель гендиректора по развитию ПАО ГК "ТНС энерго", депутат думы Нижнего Новгорода Алексей Ситдиков рассказал РБК-НН о необходимости господдержки программы капремонта МКД и низком уровне информированности жителей
Читать в полной версии
(Фото: личный архив )

Тема капитального ремонта многоквартирных жилых домов не теряет своей актуальности. Собираемость платежей региональным оператором существенно ниже той, что ожидалась при введении данной программы. Часть населения принципиально не вносит платежи. Как вы полагаете, в чем причина этого и как с этим бороться?

Одной из основных причин этого является низкий уровень информированности населения о программе капремонта. Отчасти в этом виноваты органы власти, отчасти – представители средств массовой информации, но факт остаётся фактом – у нас есть инициативные люди, те, кто хотел бы разобраться в вопросе, но не знают, как подступиться к этой теме.

Однако есть и другая причина. Некоторых людей пугает непрозрачность фонда капитального ремонта, то есть им неясно, каким образом расходуются средства, куда конкретно будут направлены деньги, которые вносят в так называемый общий котел жители многоквартирных домов. Другие не понимают, почему взносы надо платить сейчас, а ремонт будет через 20–30 лет. Недоработок и спекуляций на этой теме, действительно, много. Мы стараемся восполнить этот пробел. У нас есть успешный опыт создания обучающих групп и семинаров для активных жителей, работают "Университет старшего поколения", школа ЖКХ. Но должны быть серьёзные усилия и со стороны федерального центра.

Разные мнения вызывает и установление размера платежей. Не следовало бы тут разграничить, новые дома и, например, дома более ранней постройки, которые уже сегодня нуждаются в капремонте?

Безусловно, необходимо дифференцировать размер платежей для домов, нуждающихся в капремонте уже сейчас, и домов, по которым идёт накопление средств на будущее. Одновременно с этим жители новых домов зачастую не видят смысла отчислять платежи вовсе, мотивируя это тем, что необходимость в капремонте у них возникнет через 10-20 лет. Однако эта позиция в корне неверна, поскольку, когда придет время капремонта этих домов, деньги на него будет просто неоткуда взять.

Правда, пока сама программа требует доработки и недостаточно обкатана, ни о какой дифференцированной плате и речи быть не может. Возможно, когда все станет привычным и понятным, жители более старых домов будут платить больше. Но и тут придется искать баланс.

Отдельно государство должно расплатиться с собственниками квартир, которым оно в 2005 году передало общедомовое имущество без проведения ремонта.

Как?

Вплоть до 2005 года общее имущество многоквартирных домов принадлежало государству. Оно несло ответственность за капитальный ремонт. Необходимо разработать методику расчётов и честно признать долги государства перед каждым конкретным домом. Не только для домов, которые к 2005 году находились в аварийном состоянии или по которым ремонт уже был просрочен. Но и учесть фонды, которые должны были быть накоплены. Причём размер обязательств не должен снижаться для домов, уже отремонтированных гражданами за свой счёт. Таким образом, государство честно выполнит свои обязательства, а бремя капремонта для граждан существенно снизится.

Много разговоров ведется о кредитовании капитального ремонта жилья. Однако не вполне понятен механизм того, каким образом, на каких условиях оно должно предоставляться. Каким вы видите развитие этого направления?

Я считаю, что программу кредитования капремонта необходимо запустить, чтобы его можно было выполнить, не дожидаясь стопроцентного накопления денег. Но при этом очень важны две вещи. Во-первых, обеспечение господдержки, в частности, при помощи субсидирования процентной ставки кредитов на капремонт. Во-вторых, принципиально новый инструмент кредитования. Банкам придется в каждом конкретном случае кредитовать общедомовое имущество, принадлежащее нескольким десяткам собственников. Схемы, при которой кредит может быть выдан такому большому количеству собственников жилья, пока нет. Кроме того, сами банки хотят быть застрахованы от проблем, которые могут возникнуть в случае нового изменения законодательства, как это нередко случается.

Уже существующие кредитные продукты зачастую неприменимы для данных нужд в силу самой их специфики. Поэтому я считаю, что верным решением станет создание нового инструмента кредитования специально для проведения капитальных ремонтов, а не выбор из существующих и их адаптация.

Вероятнее всего предоставить такие кредиты смогут госбанки под поток поступающих от населения платежей, который, чтобы это стало возможным, должен повыситься до уровня собираемости всех коммунальных платежей, то есть на 20-30% от текущего объема.

Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Путь героя: как составить жизненную стратегию, которая приведет к успеху
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски