Нижний Новгород, 19 мая 2017, 10:30

Ольга Томина: "В сложные времена человек тянется к вечному, к искусству"

Директор Нижегородской государственной академической филармонии рассказала Георгию Молокину о причинах феноменальных аншлагов и звездах предстоящего летнего сезона
Читать в полной версии
(Фото: Михаил Солунин/РБК)

С нашими гостями мы не раз поднимали тему падения культуры. Однако, стоило филармонии объявить о продаже абонементов, как в кратчайшие сроки их приобрели тысячи нижегородцев. Люди чуть ли не штурмовали кассы. Как вы это объясните?

Посещая филармонию, вы можете сами убедиться, что у нас едва ли не каждый день аншлаг. При этом концерты совершенно разные, и каждый из них бывает только один раз, в отличие от репертуарных театров, когда одни и те же события могут "крутиться" годами. Поэтому людям хочется успеть попасть на наши концерты. Посетить 250-300 мероприятий трудновато, но зал переполнен, и для нас это самое главное признание того, что наше дело правое.

Искусство никогда не упадет, пока жив человек. Музыка окружает нас, а искусство – самое лучшее, что можно придумать для людей сейчас. Оно смывает с души пыль повседневности. Шостакович говорил, что знатоками музыки не рождаются а становятся, а чтобы стать знатоком, надо слушать. Ему же принадлежат слова: "Великое искусство, особенно музыка, может показать всему миру, что творится в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем живет вселенная". В нашей филармонии есть все жанры, кроме скучных.

Штурм касс – это буквально или преувеличение?

Это правда. У нас каждый год около филармонии толпа-демонстрация, потому что мы продаем либо новые абонементы, либо фестивальные билеты. Огромному числу людей в очередях бывает не очень комфортно. Мы вынуждены были изучать новые методики, и в этом году применили несколько организационных инноваций. Нижегородцы получили полный список планируемых имен, талончик электронной очереди, полную информацию о ценах. Мы открыли фойе, устроили ярмарку, и вся дирекция общалась с людьми.

Шансы попасть на ваши концерты в новом сезоне еще остаются?

Конечно. Информация есть в кассах, и работают онлайн-продажи на нашем сайте. Там же можно найти все о сезоне. В первый же день было продано 2 тыс. абонементов, к маю - уже 6 тыс. Всего же их – 12 тыс., то есть за месяц мы продали половину, при том что до сезона ещё почти полгода. Если честно, то начинаем немного напрягаться. Мы же не можем оставить людей за дверями. От нас никогда не уходят люди, пришедшие на концерт, даже если мест нет. Мы в фойе повесили огромный экран с трансляцией из зала.

Не раз приходилось слышать о феномене нижегородской филармонии. Как вы его объясняете?

Мне бы не хотелось сводить это только к нашим заслугам. Обратите внимание: в Москве уже и в музеи не попасть, в библиотеках тоже людей много. Это пробуждение. Чем сложнее атмосфера вокруг, тем больше потребность человека в общении с вечным, с искусством, которое дает ответы на все вопросы, дает гармонию, успокаивает душу и оставляет надежду.

Тем не менее, если говорить о филармонии, у нас действительно есть много уникальных вещей. Мы – одни из немногих, кому присвоено звание национального достояния России. В этом году будем праздновать 80-летие. История сегодняшних аншлагов кроется в многолетнем опыте нижегородской системы "Филармония школьника". Более тысячи концертов в год мы проводим для учащихся школ и вузов.

Как это выглядит организационно, и что это дает?

Для учащихся мы специально разрабатываем абонементные циклы литературных концертов, где вся русская, советская и зарубежная литература собрана, включая сказки и классику XIX-XX веков. Живое русское слово, ничем не искаженное. Мы либо дополняем школьную программу, либо иллюстрируем ее вместе с ведущими мастерами страны. Это длится уже 40 лет. То же самое – музыкальные часы в школах для детей разного возраста, где в форме сказок, приключенческих событийных представлений наши замечательные лекторы-музыковеды сочиняют сказки про веселый скрипичный ключ, басовый ключ и так далее. После уроков дети спускаются в актовый зал, где есть дисциплина и организованность обычной школы, но и отдых, потому что это не учебный процесс, а уже представление.

Дети даже не замечают, как через сказку познают музыкальный язык. А ведь говорят, что интеллект пятилетнего ребенка выше интеллекта академика. Я когда-то думала, что это абракадабра какая-то, и интеллект – сумма накопленных знаний. Нет, это всего лишь способность к восприятию. И все, что ребенок получил в детстве, рано или поздно воспринимается и прорастает в жизни, по мере его взросления. Дети потом идут в филармонию, на "Ступеньки музыкальных знаний", на "Органную азбуку", на концерты для всей семьи. Так мы растим свою публику буквально с детского сада. "Филармония в школах" – уникальный опыт, и нигде в России такого больше нет. Почему-то нигде больше это не получается, хотя мы делаем это с 1969 года. В свое время Дмитрий Николаевич Журавлев назвал это "горьковским чудом".

Это действительно фантастика.

Вы посмотрите, что делается на концертах "Ступеньки музыкальных знаний". Не вмещает зал всех желающих, мы даем их по два раза, как это обычно происходит с киносеансами. Но и два раза не вмещает, так что, наверное, будем делать по три концерта.

Поэтому мы даже взрослые абонементы разрабатываем с учетом всей семьи. У нас есть абонементы с прекрасным лектором Артёмом Варгафтиком, у нас Михаил Казинник приезжал, у нас есть Александр Скульский – замечательный разговорник. Наработанными методиками мы стараемся дойти до сердца любого. Даже если человек пришел впервые и захлопал между частями, мы ему радуемся. А так у нас устоявшаяся публика, пусть и меняющаяся с годами. Посмотрите на наши афишные стенды по городу: весь первый ряд российских и зарубежных имен – они все здесь. У меня навязчивая маниакальная идея – сделать Нижний Новгород не уступающим столице.

Верно. Имена-то – господи, боже мой…

Дружба дружбой, но они не поехали бы в город, где плохой оркестр и плохой зритель. Посмотрите на сегодняшний зал: либо тишина, и люди буквально не дышат, либо взрыв аплодисментов и приветствие стоя. У нас опытные, образованные слушатели, потому сюда и едут великие. Все знают, какая дружба нас связывала с Ростроповичем. Когда мы приехали к нему с просьбой о присвоении филармонии его имени, он сказал: "Почту за честь". Благословение великого музыканта еще при жизни – это он нас и оценил, и поставил в ситуацию, когда мы обязаны подтверждать статус каждым концертом.

Расскажите об именах, которые мы увидим в этом сезоне. Что нас ожидает?

Обо всех не скажу. Их будет около трехсот из девяти стран мира. В ближайшее время ждем Юрия Башмета и Дениса Мацуева. Получается так: зимний сезон еще не закрыли, а уже открываем летний. Он начнется 2 июня благотворительным концертом. Башмет приедет со своим оркестром, а Мацуев – с сольной программой. У нас теперь есть новый рояль, о котором по стране ходят легенды. Музыканты из Ленинграда сказали, что такой инструмент, который подарил нам губернатор, есть только у Валерия Гергиева. Видимо, наши заслуги и зрительское внимание убедили правительство выделить к 80-летию филармонии деньги на лучшие оркестровые инструменты. У нас весь оркестр к юбилею будет держать в руках инструменты японских, немецких, французских и американских фирм. В новом сезоне будут все лучшие имена, какие есть.

Юбилей начался 1 января этого года. Всех желающих и любящих нас музыкантов мы не можем вместить в один гала-концерт, который состоится в декабре. Мы сделали парад концертов из имен, с которыми нас связывает долгая дружба. Его открыл Квартет им. Бородина, недавно была Светлана Безродная с "Вивальди-оркестром", приедет Алена Баева. Все едут поздравлять филармонию.

Сахаровский фестиваль будет?

В 2017 году ему исполняется 25 лет, а благотворительным сезонам, которых тоже больше нет нигде – уже 60. Нижегородцы, мы живем в городе, где столько мест, чтобы подумать, решить внутренние терзания и даже помолиться под музыку!

Pro
«Продавать всем подряд — табу». Как понять, что бизнес готов к франшизе
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
«Не успеваю тратить»: каково работать в аудиторах «большой четверки»
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
1С-аналитик получает до 500 тыс. руб.: чем он занимается
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м