Нижний Новгород, 19 июл 2018, 12:33

Александр Ефремцев: "Откровенных подделок на рынке молока мало"

Депутат областного заксобрания рассказал Георгию Молокину о механизмах борьбы с недобросовестными производителями молочной продукции
Читать в полной версии
(Фото: РБК)

В региональном парламенте вы возглавляете аграрный комитет, поэтому мне бы хотелось в первую очередь обсудить с вами вопросы, связанные с продовольствием и питанием – как известно, это одна из главных сфер, характеризующих качество жизни. За последние годы вы видите здесь какие-либо серьезные изменения?

В целом, люди стали более внимательными к тому, чем они питаются. Еды у нас очень и очень много, а вот её качество зачастую оставляет желать лучшего. Прежде всего, лучше питаться тем, к чему ты привык – мясом, молоком, яйцами, овощами, зеленью, произведёнными в нашей местности. В связи с этим мы заинтересованы, чтобы на стол жителей региона попадали наши продукты.

Что конкретно для этого делается?

Для поддержания качества питания оно должно подвергаться проверкам, а это бывает непросто. В последнее время столкнулись со снижением закупки нашими переработчиками сырого молока и молочных продуктов. Основная причина – большой ввоз пальмового масла и сухого обезжиренного молока из других регионов и стран. Некачественная или не соответствующая определённым параметрам продукция бывает двух видов: откровенная подделка, подпадающая под уголовное преследование, и фальсификат – когда в технологию или компоненты вносятся изменения, с тем чтобы извлечь дополнительную незаконную прибыль, но формально этот продукт по своим параметрам соответствует техническим условиям. Добросовестные производители, выпускающие действительно качественную продукцию, не могут бороться с этим своими силами и заведомо оказываются в невыгодных условиях. Потребитель выбирает более дешёвую продукцию, где ему пишут, что с ней все хорошо.

На этот счет уже есть конкретные решения и механизмы?

Довольно неплохо работает Роспотребнадзор – на сайте ведомства регулярно публикуются результаты проверок. Однако, я считаю, что с учётом развития современных технологий должна появиться система, которой позволит зайти в неё с любого смартфона и узнать информацию о продукте. Такую платформу нужно продумать, и по итогам совещания в областном правительстве мы пришли к конкретным рекомендациям. Во-первых, решено создать реестр добросовестных производителей. То есть, если вы видите молоко, сметану или другую молочную продукцию этого предприятия, её можно брать – там точно не будет фальсификата, и всё сделано по ГОСТу.

То есть, вы предлагаете потребителям самостоятельно отслеживать информацию и делать соответствующие выводы?

Наверное, да. Было бы неплохо иметь возможность включить камеру и тут же получить на смартфон всю информацию о продукте и его изготовителе. Подобного рода рекомендации будут выложены в открытом доступе, и можно будет убедиться, что продукция того или иного молочного завода безопасна.

Понятно, что многие производители пытаются обойти законы, поэтому мы рекомендовали внести изменения в федеральное законодательство – в том числе, усилить ответственность за повторное появление фальсификата в торговых сетях, а также ввести уголовную ответственность за фальсифицирование продуктов. Если вас не уведомили об использовании определённого процента сухого молока – значит, ввели в заблуждение. Технологии дошли до такого уровня, что в сливочном масле животных жиров вы можете и не обнаружить – там соя, пальмовое масло и прочее, что сейчас у всех на слуху. Этот вопрос мы постарались разобрать совместно с коллегами из Россельхознадзора, Роспотребнадзора и прокуратуры, по итогам чего выдвинули соответствующие предложения на федеральный уровень. В результате проделанной работы некоторые компании-призраки, которые вообще не закупают молоко, но производят якобы молочную продукцию, сейчас закрыты. Кроме того, я думаю, что совместно с региональными СМИ мы постараемся создать что-то вроде программы "Контрольная закупка", в рамках которой мы могли бы осуществлять мониторинг прилавков магазинов в режиме онлайн.

Сейчас лето, изобилие фруктов, овощей, и люди активно закупаются, в том числе, для заготовок на зиму. Как сориентироваться в таком разнообразии?

Покупайте нижегородское.

Это понятно. К сожалению, не все нижегородское – есть качественное.

Сфальсифицировать картофель или овощи достаточно тяжело. Зато можно так обработать химикатами и стимуляторами роста в течение лета, что за конечный результат страшновато.Могу сказать, что ни одна из крупных компаний, работающих в Нижегородской области, этим не пользуется. Работает очень жесткая система сертификации: нарушители не смогут ничего вывести и продать – то есть, просто окажутся в убытке.

Каким образом сейчас обычные граждане могут следить за тем, чтобы на их столах была качественная еда?

Если случилось так, что вы купили продукцию, которая вызывает у вас подозрения, нужно обращаться в Роспотребнадзор. Там возьмут образец на проверку, и, если будет подтверждено, что продукция сфальсифицирована, будут приняты необходимые меры. Кроме того, нужно доверять проверенным производителям, которые отвечают за качество своим авторитетом. Большинство наших молочных комбинатов предпочитают не рисковать: если у них написано, что продукция изготовлена по ГОСТу, значит, так оно и есть.

Фальсификат в основном попадает к нам из других регионов и стран, в том числе, из Беларуси. Их продукция по праву завоевала статус качественной и натуральной, но недобросовестные производители и продавцы как раз этим пользуются. Это не массовое явление, но фальсификат в целом очень сильно влияет на доверие населения к производителям. В результате страдают все: потребители получают некачественный продукт на столе, а добросовестные производители и переработчики не получают деньги, так как не могут сбыть продукцию.

Каковы ближайшие планы вашего комитета по борьбе с фальсификатом?Какие шаги намерены предпринять для дальнейшего улучшения качества продуктов питания?

Эта работа ведется постоянно. У нас очень много контролирующих структур, а именно – 54 на весь действующий бизнес. Это очень много, хотя звучали мнения, что нужно создать еще одну межведомственную лабораторию. Но, когда начинаешь разбираться, оказывается, что все работает. Только, может быть, не совсем доходит до простых граждан.

Каким вы видите использование современных технологий, смартфонов и интернета в решении этой задачи?

Проведение лабораторных исследований – достаточно долгая и недёшевая процедура. Сейчас разработан прибор, который мы пытаемся внедрить совместно с РАН: он работает по так называемому методу "высыхающей капли" и позволяет в течение двадцати минут определить, является ли тот или иной продукт фальсифицированным. Может быть, это пока не станет последней инстанцией, но работу по повышению оперативности исследований надо проводить постоянно. Если через интернет человек сможет в любой момент посмотреть информацию о той или иной продукции, поверьте мне, доля фальсификата резко сократится: продавцы не возьмут на себя смелость поставить подобный товар на полку, а производители будут бояться уголовного преследования. В целом же, должен сказать, что контролирующие органы и сегодня работают нормально, а количество некачественной продукции всё равно снижается. Откровенных подделок и фальсификата очень мало.

Pro
Родственники в офисе: битва кланов или командный дух
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Манифест гибкости: лидер Agile-движения учит планировать проекты
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
«Не успеваю тратить»: каково работать в аудиторах «большой четверки»
Pro
Как получить повышение в 2025 году: пошаговый план
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году