Семён Ланцман: "Люди никогда не будут экономить на образовании"
Официальное открытие ваше проекта в Нижнем Новгороде «Умный Нижний» запланировано на 24 марта. Насколько я понимаю, это научный проект для детей?
Совершенно верно. Для детей и их родителей.
Расскажите подробнее об этом проекте. Вы приехали к нам из Москвы, чтобы открыть здесь филиал. Чем конкретно вы занимаетесь?
Основной наш продукт, если переводить на язык экономики — это двухчасовые научные программы. К нам приходят родители со своими детьми, мы их делим на 4-5 команд и проводим вводный инструктаж. После этого дети расходятся по лабораториям и делают там что-то своими руками, а для взрослых в это время предусмотрена отдельная программа — викторина в жанре "научный stand up", на которых им задают вопросы в формате "верю — не верю". Например, верят ли они, что в уставе Вооружённых сил РФ прописано, что лётчики должны ежедневно выпивать стакан свежевыжатого морковного сока.
.А что в это время делают дети?
Это зависит от программы: например, во время химической программы они проводят простенькие синтезы и другие несложные научные манипуляции — экстракцию, фильтрование, пробирочные опыты и так далее.
Какова структура вашей компании? Насколько мне известно, у вас есть проекты в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.
У компании есть два основателя — выпускники химического и географического факультетов МГУ. Есть бренд-менеджер, директор по развитию, отдел франшиз — из 20 городов нашего присутствия 15 работают именно по этой модели. Существует отдел разработки — это те люди, которые, собственно, и придумывают все программы.
Кроме того, есть также отдельные менеджеры индивидуальных проектов и огромное количество детских ведущих. Последние официально не входят в штат и работают проектно: в Москве их график согласовывается чуть ли не на полгода вперед. Наконец, есть ведущие взрослых программ, и есть руководитель проекта, основной работой которого является PR-продвижение и организация мероприятий.
Почему вы решили создать в Нижнем Новгороде филиал, а не франшизу?
Когда мы запустили проект в 2013 году, мы не ожидали, что вырастем до уровня франшизы. Первая заявка появилась в 2015 году из Перми — мы тогда еще смеялись. Но, действительно, у нас появилась "Умная Пермь", а вслед за ней ещё 14 городов-франшиз. Потом мы поняли, что достаточно окрепли для того, чтобы создавать филиалы: у нас есть человеческий ресурс, достаточно опыта, есть даже свои небольшие резервные инвестиции. Кроме того, открывать филиал выгоднее, чем работать по франшизе.
Первым филиалом после Москвы и Санкт-Петербурга стала Казань, где у нас был прекрасный старт — сразу с двух уикэндов, что мало где удается. В этом сезоне мы, тоже довольно-таки успешно, открыл филиал в Ростов-на-Дону. На очереди Нижний, и мы надеемся, что и здесь у нас все будет прекрасно.
Нижний Новгород считается довольно рискованным вариантом для открытия развлекательного бизнеса: существует стереотип, что нижегородцы — люди не очень активные. Изучали ли вы местный рынок, прежде чем заходить на него? Ведь развлечения, как известно — первое, на чем люди экономят в кризис.
По нашим наблюдениям, в какой бы город мы не пытались зайти, первым делом нас пытаются убедить в том, что ничего не получится, но до сих пор нам удавалось это мнение опровергать. Кроме того, наш проект — не совсем развлекательный, Мы позиционируем его как edutainment, совмещение образования и развлечения, и убеждены, что на образовании люди не будут экономить никогда. Мы делаем акцент именно на образовательную составляющую и считаем это своим конкурентным преимуществом над похожими проектами — такими, как "Эйнштейниум", музей "Кварки" или парк "Галилео".
Если говорить конкретнее, нашим преимуществом, во-первых, является то, что дети не просто смотрят за тем, как препарируют раков или как протекают химические процессы — они все делают сами. Кроме того, с ними работают не аниматоры, как это обычно принято, а молодые ученые — учащиеся старших курсов и выпускники вузов по естественнонаучным специальностям, у которых есть хороший опыт работы с детьми, будь то детские лагеря, преподавание или репетиторство. Нам кажется, что в любом большом городе — а Нижний Новгород всё-таки город-миллионник — есть прослойка интеллигентных, образованных родителей, которые предпочтут поход с детьми на научно-познавательное мероприятие очередному блокбастеру или мультфильму.
Любой бизнес, связанный с детьми, предполагает социальную ответственность. В чем, как вам кажется, ваша миссия?
Это хороший вопрос, и мы периодически пытаемся осмыслить свою социальную миссию. На данный момент основные задачи, которые мы для себя определили — заинтересовать, замотивировать, познакомить, рассказать. Естественно, у нас нет иллюзий относительно того, что ребенок, сходив однажды на нашу программу, станет учёным и посвятит свою жизнь науке. Тем не менее, мы считаем важным привить интерес к физике, химии, биологии и медицине детям в возрасте 7-14 лет — до того, как это появится в их школьной программе. Кроме того, мы стремимся развивать в них критическое и аналитическое мышление, без которых научное образование невозможно. При этом мы понимаем, что интерес к учебе закладывается на уровне воспитания, поэтому работаем и на детей, и на родителей.
В последние годы действительно сложился тренд на популяризацию науки, в том числе среди уже взрослых людей. Вы привлекаете родителей для того, чтобы объяснить важность науки для их детей?
Совершенно верно. Вообще есть несколько причин, по которым мы создали отдельные программы для взрослых. Это одно из наших ноу-хау, поскольку практически никто этим почему-то не занимается, хотя идея, в общем-то, лежит на поверхности — ты привел ребенка на мероприятие и, вместо того, чтобы сидеть на лавочке, уткнувшись в смартфон, можешь провести время интересно и с пользой.
Так вот, первое, зачем мы это делаем — для того, чтобы родителям было о чём поговорить с детьми после программы. Кроме того, как я уже говорил, интерес к науке в большой степени определяет воспитание и семья. Если родители не считают, что научные знания и критическое мышление — это здорово, шансы, что ребёнок будет думать по-другому, минимальны. Наконец, программы для взрослых — это наш инструмент маркетинга. Мы очаровываем родителей для того, чтобы они приводили к нам своих детей, чтобы сформировать постоянную лояльную аудиторию. И это нам удаётся — мы тратим не так много денег на продвижение, предпочитая "сарафанное радио" в лице довольных детей и их родителей.
Всё это выглядит как идеальная задумка, однако известно, что на этапе реализации даже самые хорошие идеи могут провалиться по самым разным причинам — например, из-за грубого персонала. У вас, вероятно, очень высокие требования к сотрудникам — они должны иметь естественнонаучное образование, должны уметь находить общий язык и с детьми, и со взрослыми. Найти такие кадры в Москве и Санкт-Петербурге, возможно, не проблема, но где их взять в малых городах?
Ни в одном из городов, где мы открываем филиалы, в том числе в Нижнем Новгороде, проблем с персоналом не возникло. Здесь много хороших вузов, к тому же, как и во всей стране, сложился большой профицит научных кадров. Молодым ученым банально некуда идти работать — они либо пытаются поступить в аспирантуру за рубежом, либо остаются в России, где они отнюдь не всегда попадают в передовые лаборатории, где зачастую мало платят, и им попросту скучно. В этом смысле мы для них — идеальный вариант подработки, а в дальнейшем и полноценной работы, поскольку все наши сотрудники набираются из числа бывших ведущих. Плюс ещё и в том, что это не раздача листовок возле перехода, а работа по специальности, которая хорошо оплачивается. Но при этом действительно надо любить детей и уметь с ними работать — это одно из главных условий нашего отбора.
Что касается проблемы с кадрами в малых городах — на самом деле, единственный проблемный город, который я могу с ходу вспомнить, это Сочи, поскольку там нет ни одного естественнонаучного вуза. Химиков, физиков и биологов там действительно днём с огнём не сыщешь. Но и там мы нашли десять ребят, в том числе выпускников МГУ, из числа тех, кто в этот город переехал. В других городах всегда есть два-три факультета, которые представляют для нас интерес: в каждом городе нам требовалось порядка десяти ведущих, и найти их оказалось не сверхсложной задачей, хотя постараться пришлось — всё-таки существуют другие фильтры. Тем не менее, однажды попав в команду, люди вливаются, поэтому текучки кадров у нас практически нет. К тому же проект еще молодой, и во многом держится на нашем энтузиазме: мы много времени уделяем нашим ведущим, с удовольствием оплачиваем им любую научную литературу, которую они хотят читать, участие в научных мероприятиях, посещение музеев и так далее.
Это довольно приличные вложения в сотрудников.
Как я говорил, мы тратим мало денег на маркетинг, и вкладываем почти всё в продукт, качество которого напрямую зависит от наших сотрудников. Этим мы и берём аудиторию.
Ещё один момент, который наверняка волнует родителей — это безопасность детей, особенно учитывая, что те самостоятельно работают в лабораториях. Как вы решаете этот вопрос?
У нас очень жёсткие правила разработки программ, и безопасность является одним из краеугольных камней. Безусловно, мы не используем ничего ядовитого или токсичного, и у нас нет больших, сложных приборов, которые могут сломаться, взорваться, упасть и так далее. В обязательном порядке применяются средства индивидуальной защиты — все дети работают в халатах, очках и перчатках. Кроме того, существуют ограничения по количеству детей в группе — их не может быть больше восьми на одного ведущего. За пять лет работы у нас не было ни одного инцидента.
Насколько я понимаю, вы связываете большие ожидания с запуском проекта в Нижнем Новгороде. Сколько человек вы рассчитываете видеть на своих мероприятиях?
Мы всегда арендуем площадки для мероприятий только на выходные и проводим по три программы по субботам и воскресеньям. Каждая программа длится два часа, между ними есть часовой перерыв для того, чтобы отдохнуть и переподготовить лаборатории. В программе одновременно могут участвовать примерно 60 детей — соответственно, за выходные мероприятия могут посетить 360 детей плюс их родители. Мы рассчитываем на максимальную заполняемость и планируем продавать за уикенд 360 билетов, может чуть больше — в зависимости от тематики программы.
Кажется, что для Нижнего Новгорода это довольно много. Вы уверены в таком спросе, учитывая, что цена билета всё-таки немного выше среднего?
Мы не занимаемся специальными исследованиями аудитории, но анонсируем наши программы заранее. Если мы сомневаемся, то иногда открываем продажи не на шесть программ, а, скажем, на три-четыре. Тем не менее, в случае с Нижним Новгородом мы не сомневаемся, что продадим все билеты.
То есть, на данный момент первый уикенд в Нижнем Новгороде уже практически закрыт?
Да. На самом деле, наша задача — сделать так, чтобы первый уикенд был закрыт за три-четыре дня, в идеале даже за неделю до мероприятий, чтобы люди понимали, что нужно покупать билеты заранее. Потому что в последний момент они часто заканчиваются.
Расскажите подробнее, какие программы у вас есть. Чего ожидать нашей публике?
Пока что мы планируем проводить мероприятия раз в месяц. Первая программа, которая состоится 24-25 мая, называется "Таблица Менделеева". Это наш классический «хит»: мы всегда открываем проекты в новых городах с химических программ, поскольку они нравятся всем. Для всех программ существует квестовая механика — некая игровая форма, которая предполагает выполнение определенной сверхзадачи. Задача ребят по программе «Таблица Менделеева» — заполнить пропуски в таблице. Мы обыгрываем миф о том, что Менделеев увидел ее во сне: у нас есть кукла, которую мы торжественно "укладываем спать". Пока Менделеев спит, ребята ищут пропущенные элементы — всего их восемь. Надо определить их химические свойства, вписать в пустые ячейки и разгадать девятый, любимый элемент Дмитрия Ивановича.
Работа будет идти в четырех лабораториях — по принципу деления элементов на металлы и неметаллы, а также на тяжёлые и легкие. В каждой лаборатории нужно определить два элемента — например, в лаборатории тяжёлых металлов есть два раствора, которые нужно смешать с "раствором-помощником", получив таким образом два чистых неизвестных металла. Затем нужно исследовать, как эти металлы взаимодействуют с кислотами, основаниями и окислителями, и по таблице определить, какие это металлы. После прохождения программы ребята получают диплом и подарочный набор, который называется «Одна сплошная химия». Там есть ссылка на наш сайт, по которой можно пройти и выполнить кое-какие эксперименты самостоятельно дома. В наборе есть всё, что нужно — несколько пробирок, реактив, шпатель, пипетка, стаканчик и подробная инструкция. Хочу отметить, что наши программы никогда не повторяются — те, кто хочет попасть на "Таблицу Менделеева", смогут сделать это только в ближайшие выходные.
Через месяц нижегородцев ждёт программа "Планета Земля", участники которой будут изучать свойства минералов, учиться определять погоду и предсказывать её с помощью научных данных. Также они будут изучать типы почв, смоделируют геологический разрез определённой местности и заберут модель домой. Кроме того, они узнают, как добывается нефть и производится бензин — у нас есть маленький игрушечный бензовоз, который они будут заправлять. А в мае будет проходить из моих любимых программ — "Биологический эксперимент": дети будут запускать мышек по лабиринту и изучать, как они реагируют на освещение и темноту, будут препарировать раков и сажать горох на искусственную почву. Но самый крутой эксперимент связан с генетикой — у нас есть специальные мушки-дрозофилы, чистая генетическая линия, с которой работают учёные на биофаке МГУ. Дети их скрещивают, а потом забирают с собой домой и смотрят, каким образом наследуются те или иные признаки. Не буду открывать все секреты, но это будет очень интересно и познавательно.