Нижний Новгород, 22 фев 2017, 10:40

Мария Батусова: "Коворкинг не приносит финансовой отдачи"

Сооснователь мастерских "Артель" рассказала РБК ТВ Нижний Новгород о столярном бизнесе нового поколения, перестройке бизнес-модели на ходу и будущем Нижполиграфа
Читать в полной версии
Мария Батусова
(Фото: РБК)

Несколько лет назад тренд на уход с работы ради ручного труда был очень популярен. Впрочем, серьезными бизнесами закончились немногие из таких случаев. Вы выбрали другой путь – предоставили площадку желающим создать что-то из дерева. Получилось ли построить из этого бизнес?

Этот проект за год очень сильно изменился. Мы начинали как пространство, как коворкинг. К нам приходили ребята, пробовали себя в чем-то новом. Но сейчас Артель – это уже не просто пространство, это объединение мастерских: у нас шесть столярных мастерских, одна слесарная. И это только тысяча квадратных метров Нижполиграфа, которую мы оккупировали в первую очередь. Мы надеемся на дальнейшее развитие в этом направлении. Одна из мастерских по-прежнему выполняет функции коворкинга, куда можно прийти, купить абонемент и поработать над своими проектами или заказами. Но в первую очередь за год работы "Артель" стала объединением профессионалов.

Мастерские производят мебель?

В первую очередь. Мы работаем с ресторанами, дизайнерами, делаем мебель и лестницы в дома. Есть ребята, которые занимаются небольшими изделиями из дерева: украшения, предметы интерьера.

Человека, который хочет научиться работать с деревом, могут у вас научить?

У нас была программа мастер-классов, которая сейчас приостановлена, потому что к нам стали присоединяться профессионалы. Новичков мало, но все мастера открыты и готовы поделиться своими знаниями. Изначально у нас не было профессионального столяра, все были самоучками. И это не изменилось до сих пор. Люди, которые учатся сами, больше способны на эксперимент.

Насколько сложно содержать само пространство, материалы и инструмент?

Это самое сложное. Как заниматься любимым делом, если для этого нет ни материала, ни инструмента? Для этого мы и создали "Артель", чтобы у людей всегда был инструмент под рукой. Поэтому самым серьезным вложением на старте и был парк инструментов. Часть станков у нас старые советские, это станки Нижполиграфа, которые мы изъяли из местной столярки, они большие и громкие, но, тем не менее, они вековые. У нас есть партнеры – фирмы, производящие инструмент. Мы с ними дружим, они регулярно устраивают у нас презентации, предоставляют инструмент для мероприятий. Постепенно обрастаем чем-то новым.

"Артель" – это малый бизнес. Сложно ли было с этой точки зрения запускаться?

Да, для нас это был эксперимент чистой воды, и до сих пор остается экспериментом, мы не боимся рисковать каждый раз. Но, наверное, только так сейчас и можно, необходимо двигаться, потому что если просто расслабиться и кивать на кризис, можно остановиться. Это не наш путь. Мы экспериментаторы.

Когда мы начинали как пространство, в нас никто не верил. Говорили, что это не нужно, никто не пойдет, люди боятся. И нам тоже было страшно и довольно одиноко вдвоем в этом пространстве. Но постепенно люди подтянулись, и к концу года отстроились шесть огромных мастерских. Я считаю, это большой рывок за год. И сейчас мы занимаем другие площади Нижполиграфа, нам предлагают другие этажи. Формат коворкинга не коммерческий, он не приносит той финансовой отдачи, которая позволила бы нам покрывать расходы на нашу мастерскую. Все это время мы жили за счет заказов. Но сейчас мы хотим делать свое и учиться продавать свое.

Вы открылись в кризис, как он повлиял на вашу работу?

Кризис не отразился на нашей сфере, потому что большие рестораны продолжили открываться, а дома строиться. И за год ни одному из наших партнеров не пришлось закрыться. Заказов было очень много, мы делили их между собой, чтобы успеть.

В Нижнем Новгороде много мастеров, у которых можно заказать мебель. Как правило, это несовременный дизайн и устаревший подход к работе. Много ли конкурентов в вашем современном направлении?

Мы стараемся аккумулировать их у себя в "Артели". В действительности многое зависит от заказчика. Часто приходят неинтересные заказы, и сейчас мы можем позволить себе от них отказаться. Нам самим интересно делать то, что модно, экспериментировать. В чем-то нам уже и последние тренды кажутся устаревшими, хочется экспериментировать.

Один из таких путей – это аукционы, которые вы проводите онлайн и оффлайн. Этот путь оказался успешным?

Это одно из главных наших сумасшествий. Это было важно и для того, чтобы позиционировать себя в общественном пространстве. Мы предлагаем серьезные лоты из массива ценных пород дерева, и начинаем торги со 100 руб. В итоге борьба доходит до справедливой цены. Онлайн аукционы очень популярны у клиентов из Москвы, поскольку, хотя в Москве тоже все это делается, цена гораздо выше.

Для Нижполиграфа это довольно естественный путь развития, учитывая его историю, то что он был собранием мастерских, сейчас его назначение возвращается. Нижполиграф как пространство вы начали осваивать одними из первых. И сейчас там много творческих закутков, куда можно заглянуть. Как вам работается с этим интригующим зданием?

Когда мы пришли в Нижполиграф, здание было заброшено. Мы заняли этаж не из самых привлекательных. Он был завален мусором, который мы самостоятельно разгребали. Кроме того тогда ещё и вход в здание выглядел не очень презентабельно. Но постепенно, это происходило параллельно с нами, туда заселились интересные проекты: "Кинофактура", Центр театрального мастерства, фото-студии. Уже сейчас новые управляющие Нижполиграфа активно взялись за его развитие: делают ремонт в коридорах, отремонтировали входную группу. И у них есть интерес к привлечению в Нижполиграф творческой молодежи, поэтому перспективы большие.

Какое развитие ждет ваш проект?

Как минимум – мы хотим завоевать еще несколько этажей Нижполиграфа, чтобы там появились другие направления ремесел. Туда могут заехать те, кто занимаются кожей, гончарным делом, швейные мастерские, шоурумы. Конечно, дерево – наша любовь. Но наша главная цель – объединить ремесленников Нижнего Новгорода на одной площадке, создать базу, куда можно прийти и увидеть все, что сделано в Нижнем Новгороде.