Нижний Новгород, 22 мар 2017, 10:51

Александр Казарин: "Дизайн-рынок перестал быть местечковым"

Член-корреспондент Российской академии художеств, руководитель школы Mobile design Academy рассказал РБК ТВ Нижний Новгород о балансе между классическим и онлайн-образованием и жажде знаний среди нижегородцев
Читать в полной версии
(Фото: Михаил Солунин/РБК)

Сейчас есть популярная теория, что классические университеты потеряли свой вес. В них часто преподают теоретики, а образование доступно с развитием онлайн-платформ, многие иностранные университеты выкладывают свои курсы, а работодатели обращают больше внимания на опыт. Как вы к этому относитесь? Важно ли высшее образование, например, для дизайнера?

Я думаю, что не стоит путать базовое образование, которое дают высшие учебные заведения, и дополнительное образование, которое дают другие институции, такие как школы дизайна, студии и прочие. В сфере дизайна, в сфере искусства первостепенно важен контакт ученика и учителя. Это ключевой момент. Тем более, когда учат на дизайнеров, художников, соотношение учеников к педагогам обычно один к трем, один к четырем. Это не потоковые лекции, когда лектор аудитории на сто человек рассказывает что-нибудь всем уже известное, а это ситуация, когда он в каждом студенте видит личность и пытается помочь найти их сильную сторону. Я думаю, если говорить о классическом образовании, оно сохранится в том виде, в котором мы его имеем. Разумеется, в этих рамках можно улучшить программу, способы донесения информации до учеников, самих учеников мотивировать как-то иначе. Но эта схема передачи информации от человека к человеку является очень эффективной.

Если говорить об онлайне, то я думаю, что это замечательный способ дополнять свое базовое образование. Потому что онлайн-программа при всех своих плюсах и минусах все-таки усредненная. Она рассчитана на людей, которые в первую очередь сами хотят, во вторую, уже что-то уже умеют. А базовый навык умения учиться, находить информацию останется на какое-то время прерогативой традиционного классического высшего образования.

Вы учите детей дизайну в школе Mobile design. Это базовый старт для творческих способностей? И в целом занятия творчеством для ребенка – это очень общее понятие: поделки, лепка и рисунки в той или иной степени дает и обязательная программа в детском саду, в школе – в чем ваше отличие?

На этот вопрос ответ мы нашли не сразу. Когда мы начинали, мы действовали на уровне интуитов, пробовали что пошло, что не пошло. Линия, по которой мы сейчас движемся описывается таким кратким выражением: мы учим думать. Мы учим детей не бояться творить, придумывать то, чего не было до них.

При всем уважении к классическому детскому дополнительному образованию, а я сам и часть моих детей через это прошли, это обучение по образцам. В сегодняшнем мире ребенка нужно научить быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации. Он должен понимать, что происходит, не бояться менять, не бояться пробовать новое. Мы пытаемся сделать это через творчество. Согласитесь, через математику, через точные науки к творчеству подойти труднее, а через рисование, через работу с цветом, с объемом проще, потому что дети это чувствуют, а с другой стороны, именно этого они и боятся, это же не школа. Мы даем ребенку возможность проявить себя, пойти своим путем решения задачи. Учитель для него не столько наставник, сколько друг. Я не раскрою большого секрета, если скажу, что в процессе обучения дети преподавателей тоже учат. Современные дети имеют собственное мнение, не боятся высказывать его, что заставляет нас идти на педагогические эксперименты.

Раньше вы преподавали у взрослых, у молодых людей, сейчас – у детей. Как вам ощущается эта разница?

По-разному: иногда легче, иногда тяжелее. С детьми интереснее – у них нет барьера "я не могу, я боюсь, я не умею". Особенно это проявляется в возрасте до 9-10 лет. До этого возраста ребенок ещё остается ребенком, он не боится экспериментировать, пробовать. А уже когда он становится старше, когда он переходит в старшую школу, у многих появляется внутренний "тормоз", который мешает им попробовать что-нибудь новое. В этом отношении работать с детьми намного интереснее. Но дети и более требовательны, они чувствуют, что ты отдаешь им мало эмоций. Преподавательская работа не имеет возраста: либо ты всегда развиваешься, либо ты не в теме и уже на обочине.

Вы кроме того один из создателей центра "Я знаю", довольно успешного просветительского проекта. В прошлом году у вас прошло множество громких лекций, вы привозили экспертов разной степени известности из разных областей. Успешным ли был старт проекта?

Это был не столько старт, сколько этап. Сейчас мы готовимся к другому формату, более экспертному. Он будет направлен на популяризацию на уровне экспертизы: мы приглашаем гостя, рассказывающего о теме в сфере культуры, литературы, философии, и приглашаем нижегородских экспертов, которые вступают в дискуссию с приезжим гостем, высказывают мнение по поводу проблематики, интересной для всех.

Прошлый год был экспериментом в том смысле, что мы пригласили разных людей, сейчас мы сфокусируемся на направлении философско-литературном, которое для нас более интересно. Это проект, который позволяет нам самим развиваться в том направлении, которого нам не хватает в обычной деятельности. И благодаря тому, что новые гости приезжают, рассказывают новости для нас в этой сфере, мы тоже продолжаем расти.

Почему люди потянулись к дополнительному образованию? Даже в Нижнем Новгороде каждую неделю можно найти до трех интересных лекций в разных местах – музеи, галереи, любое творческое пространство ищет спикеров. Почему?

Мне кажется, у людей сейчас перебор общей информации. Слишком большой информационный поток обрушивается на них со всех сторон. Для них поход на лекции – это желание услышать оценку эксперта, человека, который среди массива информации может выделить главное и это главное донести до слушателей лектория. Этим ты экономишь время с одной стороны, с другой – узнаешь, как эксперт оценивает картину в целом.

Насколько дополнительное образование в Нижнем Новгороде успешный бизнес? Я предполагаю, что обучение детей должно быть востребовано, ведь на детей родители не жалеют средств. За счет чего живет проект "Я знаю", лекции которого, по крайней мере те, на которых я была, бесплатны?

Мы финансируем его сами. Этот проект является с нашей стороны благотворительным, он не предполагает под собой получения прибыли. Я думаю, что по этой схеме действуют в нашей стране все проекты подобного типа. Это вклад в общее дело изменения нашего города, нашего региона с нашей стороны, который каждый делает тихо, спокойно, без лишнего ажиотажа. Если каждый из нас будет делать чуть-чуть на своей работе, и это чуть-чуть в итоге соберется в большую гору, на которую мы все сможем в итоге подняться. Наверное, это настоящая причина. Заработать денег на этом невозможно. И более того, не нужно, иначе проект потеряет ту искренность, которая есть в нем сейчас.

На каком уровне качество специалистов на рынке дизайнеров Нижнего Новгорода?

Дизайн – очень широкая сфера. В первую очередь, это графический дизайн, то, что мы видим на уровне рекламы, на уровне материалов, которые мы каждый день получаем в почтовый ящик. Дизайн интерьера, с которым каждый из нас хоть раз в жизни столкнулся. Это промышленный дизайн, предметный, который гораздо менее развит. Он сохранился на крупных промышленных предприятиях, например, облик автомобилей, облик судов, различных промышленных изделий. И если говорить об остальных видах дизайна, то они больше имеют отношение к искусству: дизайн ювелирный, декорирование.

В Нижнем Новгороде, если сравнивать по российским критериям, очень хорошее качество интерьера, графического дизайна в рекламе. Промышленный дизайн у нас имеет отличные корни, отличную школу, но на сегодня, к сожалению, не востребован массово, поэтому студий, работающих на этом рынке, здесь немного. Большинство работают на дальние страны и в Нижнем Новгороде находятся только территориально.

Учиться дизайну сейчас – насколько это перспективное направление в нашем городе, рынок наполнен специалистами или еще есть места?

Рынок дизайна сегодня нагрет, интересен, на нем есть работа. И в ближайшие десять – пятнадцать лет это положение сохранится. Но по прошествии этого срока произойдут внутренние перемены по структурированию рынка. С развитием интернета, дизайн-рынок перестал быть местечковым. Конечно, личный контакт между дизайнером и заказчиком очень важен, но, если у тебя налажены бизнес-отношения, по большому счету не важно из какого города мира ты работаешь.

Многие ли ваши коллеги, бывшие студенты уезжают не только из Нижнего Новгорода, из страны? Этот отток силен сейчас?

Этот отток всегда был сильным. Первая линия оттока – это Москва, Санкт-Петербург, далее: Италия, Германия, Китай. У нас люди уезжают туда, потому что там есть работа. И это касается в первую очередь тех, кто занимается digital-дизайном, медиа и промышленным дизайном. Те, кто занимается дизайном интерьеров часто находят здесь. Стартуют в Нижнем, ищут работу в других городах и постепенно обрастают кругом клиентов, которые завязаны не только на наш город.

Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Инспектор ФНС вызвал вас на встречу и просит доплатить налоги. Что делать
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства