Нижний Новгород, 24 мар 2017, 10:38

Анна Гор: "В каждую эпоху есть своё современное искусство"

Директор Приволжского филиала ГЦСИ "Арсенал" рассказала РБК ТВ Нижний Новгород, о том, чем живет сейчас нижегородское культурное пространство и какие знаковые события пройдут в городе в ближайшее время.
Читать в полной версии
(Фото: Сергей Малаховский)

За несколько лет с момента открытия "Арсенал" стал культурным пространством, которое любят и которым дорожат нижегородцы. А чем является "Арсенал" для вас?

Сколько бы, возможно, пафосно это ни звучало, для меня "Арсенал" — это проект жизни. Это идея, которую, к счастью, в силу множества обстоятельств, большого труда и помощи разных людей, удалось воплотить в жизнь.

Существование такого пространства в Нижнем Новгороде, где, по мнению многих, снижается уровень культуры, особенно ценно. Какими проектами и направлениями работы "Арсенала" гордитесь вы сами?

Речь можно вести скорее о снижении культуры в целом, не только в Нижнем Новгороде. Среди проектов, которые, безусловно, значимы для нас и которыми мы гордимся — еженедельные кинопоказы в рамках работы киноклуба "Фильмы, которые нельзя не смотреть". Мы стараемся показывать культуру в широком контексте. То, что когда-то в культуре было и нуждается в новом понимании — это тоже современная культура, и мы стоим на этой позиции.

Как вы совмещаете в "Арсенале" современное искусство и традиции?

В свое время мы с Любовью Михайловной Сапрыкиной придумали "Арсенал" и стали его обсуждать с разными видными московскими художниками, галеристами, архитекторами. Тогда и была принята эта концепция — "лаборатория будущего на территории прошлого". Это было в 2000 году, а здание арсенала в Нижегородском кремле получили только в 2003-м. Моя точка зрения такова: сначала надо иметь развитое воображение, сочинить свой проект и только потом можно его сделать, а не наоборот.

Как говорил Рене Клер: "Фильм готов — осталось его только снять".

Совершенно верно. Современное искусство, конечно, сложно для понимания, не очень известно широкой публике, своеобразно. Надо уметь читать его язык. Наши коллеги в Екатеринбурге, в Уральском филиале ГЦСИ даже придумали такую программу — "Современное искусство как иностранный язык".

В каждую эпоху было свое современное искусство, которое впоследствии становилось классическим. Что-то отсеивалось и неизбежно уходило — поэтому нам иногда и кажется, что в современном нам искусстве много чего-то необязательного и наносного. И мы показываем современное искусство не как что-то принципиально новое, а как продолжение классики, большой традиции, и в то же время — как новый язык. Каждое время для выражения своих образов вырабатывает собственный новый язык.

Какие проекты "Арсенала", как вам кажется, наиболее ярко это иллюстрируют?

Самый свежий проект, буквально только что открытый — это выставка под названием "Отоваренная мечта". В ее основе проект, который нам любезно предоставил Мультимедиа Арт Музей (известен также как Московский Дом фотографии — ред.). Директор музея Ольга Свиблова — наш очень близкий друг и стратегический партнер, и пару раз в год мы стараемся показывать их проекты.

Выставка включает в себя снимки советских фотографов, которые демонстрируют все, что связано с потреблением в СССР — дефицит, очереди, витрины, рекламу, которая и в те годы тоже существовала. Это очень любопытный исторический материал. Мы сделали его частью экспозиции, которая у нас была, и где показаны вещи, о которых в свое время мечтал советский народ. Выставка, с одной стороны, имеет ностальгический контекст, с другой стороны — заставляет задуматься о нынешнем обществе потребления. Все познается в сравнении, и мы задали такую вот точку отсчета.

Есть еще один проект, который обращает на себя внимание и который вы делаете в сотрудничестве с Российским государственным гуманитарным университетом.

Это цикл публичных лекций "Революции и искусство". В этом году исполнилось ровно 100 лет событиям революции 1917 года — период, который просто так не "объедешь". Задача, которую мы ставим перед собой — вызвать рефлексию, раздумья, размышления. И, чтобы эти размышления поставить на историческую основу, мы говорим о том, что каждая революция рождает новые взаимоотношения в сфере искусства и культуры. Мы говорим, в том числе, об Английской буржуазной революции, о Нидерландской революции, о Великой французской революции — пролистываем историю искусства под определенным углом. Но начинаем цикл именно российскими событиями и ими же закончим.

Кроме выставок и кинопоказов вы ведь проводите еще и музыкальные мероприятия?

Действительно, это так. Кстати, теме революций посвящен еще один наш проект — "Музыкальные революции", Это наше совместное детище с Московским ансамблем современной музыки. Мне очень понравилась первая лекция-концерт в этом цикле, которую открывали произведения Кейджа, а в конце прозвучала "Симфония машин" Мосолова. Между ними звучали музыкальные произведения разных веков — XIV-го, XIX-го, начала XX-го. И самое главное, что, мне кажется, осталось у слушателей — изменившееся представление о музыке, понимание того, что музыка — это не только мелодия, гармония и тональность. Сам звук в разные времена понимался по-разному, и это — важный ключ к прочтению современных музыкальных опытов.

Какие выставки, проекты и музыкальные события ожидают нас в "Арсенале" в ближайшее время? На что обратить внимание?

В конце апреля мы собираемся открыть очень важную для нас выставку, она называется "Свежий слой". Она посвящена новейшему нижегородскому искусству. У нас сейчас появилось целое поколение молодых художников, вышедших из стрит-арта, из городской живописи. Это не столько ассоциируется с граффити, сколько именно с живописью на стенах старых домов, сараях и заборах в самом центре Нижнего Новгорода. Наши художники любят "старый" Нижний, они понимают, что он с неизбежностью исчезает, и нет таких сил, которые могли бы затормозить этот процесс. Но они, во-первых, пытаются "зафиксировать" своими произведениями внимание и память людей. А, во-вторых, делают это новым языком живописи. Сейчас эти художники, правда, уже переходят к проектам в выставочных залах, "подрастают", но все равно это молодые люди. Московский куратор Анна Нистратова увидела в их творчестве некоторую аналогию с деревянной резьбой, городецкой живописью — иными словами, с народным искусством. Она сказала: вот они — современные народные художники. И это народное искусство и будет сравниваться в едином пространстве экспозиции.

Какие еще будут проекты?

Постоянно идут разного рода лекционные события — в апреле продолжится цикл "Музыкальные революции". Будут события, посвященные различным жанрам искусства — может быть, не всегда непосредственно современному искусству, но вещам, которые расширяют представление о нем. Например, наш друг, Павел Милославский, привозит музыкантов, играющих экспериментальный джаз.

Очень любопытной, кстати, будет "Ночь музеев" в конце мая с объединенной темой "Искусство быта". Искусство как таковое, может быть, затрагивает не всех, но быт касается всех и каждого. И все наши посетители — а в прошлом году "Ночь музеев" в "Арсенале" посетили примерно 15 тыс. человек — должны найти что-то для себя.

Это большое число посетителей, что не может не радовать. И, тем не менее, большинство мероприятий востребовано лишь десятками людей в нашем городе. Должен ли огорчать такой уровень посещаемости?

Однажды я была в Нью-Йорке в Музее современного искусства на встрече с выдающейся звездой польского видеоарта Катаржиной Козырой. В зале было буквально 30-40 человек, и это на весь Нью-Йорк! Это нормально: когда проводится много событий, появляется ощущение их "нишевости". Бывает, когда свободных мест нет, и посетители сидят в проходах. Посещаемость событий во многом зависит от медиараскрутки, от популярности фигуры. Они, безусловно, интересны, но не менее интересными могут быть и другие, менее раскрученные события. Хотя, конечно, мы за то, чтобы наша аудитория расширялась.

Есть ли у вас ощущение некой "миссии", которую вы должны выполнить? Если да, то в чем ее суть?

Да, конечно. На то, чтобы понять суть этой миссии, мы с коллегами в свое время потратили три дня на семинаре, работали в замкнутом пространстве, и к концу третьего дня сформулировали эту суть без лишних слов: "Арсенал — пространство художественной коммуникации для развития человека и территории". "Арсенал" — это пространство, художественная коммуникация, то, что возникает у нас по поводу искусства: оно существует не само по себе, а для того, чтобы мы думали о нем, общались и обменивались мнениями. А развитие Нижнего Новгорода, развитие каждого конкретного человека — это то, ради чего все это делается.

Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить