Нижний Новгород, 24 апр 2017, 10:51

Алексей Малышев: "Нижегородские IT-компетенции не уступают столичным"

Генеральный директор компании "Сонет" рассказал Руслану Станчеву о том, почему нижегородская компания чувствует себя на рынке лучше, чем московские конкуренты, и как избежать выгорания за 18 лет в бизнесе
Читать в полной версии
(Фото: Михаил Солунин/РБК)

В XX веке основой бизнеса был капитал и орудия производства, в XXI веке – это капитал и информация. В этом плане, как мне кажется, вы на пике?

Скорость получения информации, умение ее обрабатывать, делать правильные выводы, принимать своевременные решения – это один из ключевых способов успеха. Именно поэтому сбору, хранению и обработке информации в современном бизнесе придается большое значение, особенно, если у компании большое число клиентов, она работает на больших рынках. Более того, базовые бизнес-процессы практически всегда автоматизированы, и отказ IT, простой системы ведет к простою основного бизнес-процесса. Поэтому важно понимать не только ценность данных, но и обеспечивать непрерывность процесса автоматизации.

Что сегодня в первую очередь требует от вас бизнес?

Мы являемся инфраструктурным системным интегратором. Это значит, что мы, во-первых, строим базовую IT-инфраструктуру для наших заказчиков. Это ядро: сервера хранения данных, основная вычислительная мощность бизнеса и система хранения данных. Во-вторых, это телекоммуникационные решения, сетевые технологии, которые позволяют обращаться к информации внутри компании, собирать ее с удаленных точек, выстраивать систему распределенных офисов. Третий большой блок – инфраструктурное программное обеспечение. Сейчас оно постоянно усложняется, и подбор правильных комплексных решений для железа и программного обеспечения – это одна из наших ключевых компетенций.

Россия не является лидером в части производства ни софта, ни "железа". В основном это западные компании и Китай. С кем вы работаете?

К сожалению, наша страна существенно отстала в области производства технологий, "железа" и софта, поэтому мы как интегратор, который должен предоставлять своим клиентам самые передовые современные технологии, сотрудничаем с мировыми лидерами, их довольно много, в этом пуле порядка 30 мировых компаний, все они есть в списке Forbes.

Российские поставщики есть?

Да, в среднем сегменте есть, и в рамках текущей мировой ситуации есть неплохие решения. Санкции и контрсанкции помогли нашим отечественным производителям. Они, может быть, не настолько высокотехнологичны, но достаточно дешевы.

Ваша компания работает на рынке с 1999 года. Вы – одна из крупнейших компаний в нижегородском регионе, одна из тех немногих, которые вышли на федеральный рынок. Как вам это удалось? С какими сложностями сталкивается провинциальная компания, приходя в Москву, на большие рынки? Как вы их преодолеваете?

С умом. Возможности есть всегда. Мы используем наше местоположение. Нижний Новгород, несмотря на всю его провинциальность, является ближайшим городом-миллионником к Москве. Транспортная инфраструктура в последнее время позволяет виртуально и физически присутствовать в столице нашей Родины часто. Если посмотреть на последние тренды, то все крупные компании, работающие в сфере IT, занимаются выводом своих бэк-офисов за МКАД. И Нижний Новгород предоставляет определенную базу по учебным заведениям, по специалистам. У нас есть возможность выбрать, подготовить кадры, которые востребованы на российском рынке. В результате такого подхода наши компетенции ничем не уступают компетенциям компаний, которые находятся в Москве. Поэтому мы не находимся в каком-то униженном положении, наоборот – имеем те же финансовые условия, что и московские компании, плюс наши инженеры стоят для нас дешевле.

Есть ещё очень важный момент, который выяснился в процессе общения с нашими московскими коллегами. Специфика Нижнего Новгорода такова, что крупных компаний довольно мало, все владельцы и топ-менеджеры вращаются в одном кругу: школа, садик, рестораны, фитнес-клубы и так далее. И вот эта среда приучила отвечать за свои слова, проекты. Если вдруг мы где-то ошибаемся, мы не имеем возможности бросить заказчика. Это будет не просто стыдно, а невозможно. Этот подход за 18 лет "впитался" в компанию: в ключевых сотрудников, сейлзов. И когда мы приходим к нашим федеральным заказчикам и демонстрируем нашу личную ответственность, это очень бросается в глаза. Они нам неоднократно говорили: "С вами приятно работать, потому что видно, что вы переживаете за результат и готовы лично ответить за него".

Вы сейчас живете на два города, ездите между Москвой и Нижним. Вы все-таки нижегородец или уже москвич?

Я, скорее, нижегородец. Но изменения все-таки произошли. Когда мы начинали работать в Москве, я возвращался оттуда усталый, потому что темп жизни там совершенно другой. Сейчас я возвращаюсь из Москвы, и мне кажется, что здесь все медленно. Несмотря на все недостатки, я люблю Нижний, но уважаю работоспособность и темп работы, который демонстрирует Москва. По духу она мне ближе, но жить я бы в Москве не хотел, по крайней мере, сейчас.

Банк данных требует защиты. Какие решения позволяют крупным компаниям жить спокойно?

Около 5-7 лет назад, когда периметр компании ограничивался устройствами, которые находились в офисе, обеспечивать информационную безопасность было довольно просто. Это был сплав простых и понятных технологий: маршрутизаторы, специальная охрана периметра сети, плюс организационные мероприятия из разряда "нельзя втыкать флэшки в компьютеры" и все в таком духе. Сейчас – сплошная мобилизация. Задача IT – предоставить сервисы сотруднику компании, где бы они ни находился. Задача по защите информации существенно усложнилась. И решений, которые выполняют эту задачу, очень много.

Любая информационная безопасность – это уникальный набор решений, который подбирается путем анализа деятельности компании: анализа возможностей и угроз. Это всегда некий компромисс: можно закрутить гайки, но будет неудобно, можно сделать удобно, но будет опасно. Поэтому такие вопросы обсуждаются и с "айтишниками", и с "безопасниками", и с топ-менеджментом, после чего и находится компромисс.

Важность хранения информации делится на два момента: информация не должна пропасть, и в силу каких-то поломок и ее не должны украсть и злонамеренно повредить. Поэтому первая часть означает, что ваша инфраструктура как заказчика должна быть надежна, продублирована. Должны быть использованы те решения, которые сопоставимы со стоимостью самой информации. Если ваша информация стоит миллионы и миллиарды, не надо надеяться, что решение за 100 тыс. руб. вас спасет. Второе – это защита периметра, мобильных устройств. Третье – организационные мероприятия, без них все равно никуда. Важно понимать, кто имеет доступ к информации.

С кем проще найти общий язык: с госкомпаниями или с частными предприятиями?

Кроме формальных вещей, связанных с конкурсными процедурами, нет разницы. И тем, и другим заказчикам мы стараемся предлагать решения, которые им нужны. Правда, решения в коммерческой сфере принимаются быстрее, а в государственном или окологосударственном сегменте процедура подготовки этих решений, закладывания их в бюджет, существенно медленнее. Но если вы понимаете, как это правильно делать, то работать можно.

Сегодня происходит некий перелом в государственных компаниях. Там работают высококвалифицированные специалисты. Речь идет не об освоении бюджетов, а о деле. Это нас радует. Это соответствует нашему подходу, потому что наша задача – не освоить бюджет, а сделать так, чтобы наше решение было эффективным, полезным и удобным.

Как вы успеваете за бурно растущей отраслью высоких технологий, ведь почти каждый год происходят прорывы?

Мы выделяем огромные бюджеты на обучение. Чаще всего проблема не в деньгах, а во времени. Мы давно уже не торговая компания, а инженерная. Больше половины сотрудников – это инженеры разной специализации. Объемы и графики обучения – это большие документы, над принятием которых мы работаем не одну неделю. Составляется матрица компетенций, сроки – все это непросто. Когда я смотрю годовой бюджет на обучение, он впечатляет.

Вы начали бизнес в 90-х. С этого времени менялась амплитуда, регламент, работа регуляторов, наконец, и мы были другими. Вам когда легче работалось? Когда куража было больше: в 90-х, в нулевых, или сейчас? Сталкивались ли с проблемой выгорания?

Начну с заказчиков и технологий. В 90-х потребность бизнеса в технологиях была на начальной стадии. Все бизнесы были "в детских штанишках", они предъявляли соответствующие требования, да и IT в тот момент тоже не обладал развитым набором технологий. Все было просто и весело, мы все были значительно моложе, нам все это нравилось. Конечно, о задачах, которые мы решаем сейчас, тогда никто даже не думал.

Нулевые – это время легких денег, которое порождало бурное развитие бизнесов, которые зачастую были убыточными, но мечтали когда-то перепродастся и получить прибыль. IT-решения покупались, потому что это было модно. Соседи купили сервер – и мы должны.

Сейчас при выборе решений в первую очередь оценивается результат, который эти решения принесут для бизнеса. Экономическая ситуация и зрелость рынков привела к уменьшению количества игроков, рынки консолидировались. Остались только те, кто долго, много и тяжело работал над своей эффективностью, боролся с выгоранием, это компании другого масштаба. Соответственно, требования у них очень высокие. Наша задача как нижегородской компании предоставить в Нижнем Новгороде бизнесу, замахнувшемуся, как и мы когда-то, на федеральный уровень, решения, соответствующие их потенциалу и желаниям. Я очень уважаю этих людей, многих из них знаю лично. Я помню, какая это была песочница, и как эти люди благодаря собственным усилиям, работе и вложениям добились высочайшего уровня. Приятно осознавать, что мы с ними были от начала и до текущего состояния. Все эти люди инвестируют свое время, усилия в Нижний Новгород, а мы помогаем им. Кроме того, мы создаем в Нижнем Новгороде площадку для людей, которые всерьез хотят работать в сложных технологиях, выходить на федеральный уровень, но делать это здесь: в привычной атмосфере, дома.

Теперь про команду и про выгорание. После того, как я принял решение строить крупную федеральную компанию с крупными заказчиками, после того, как мы начали обсуждать эту задачу с разными IT- и управленческими специалистами, количество людей, которые захотели у нас работать, существенно увеличилось. Новая команда, новый, гораздо более высокий уровень специалистов – в последний кризис всё это очень помогло нам. Понятно, когда есть команда, с которой можно решать интересные задачи, это вдохновляет. Это и есть способ лечения от выгорания.

Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
В США и ЕС уже оплачивают товары и услуги криптовалютой. Как все устроено
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино
Pro
Одинокие люди работают хуже, выяснили ученые
Pro
Поиск работы: что успеть сделать в новогодние каникулы