Нижний Новгород, 25 апр 2017, 16:21

Бак до отказа: нижегородские сервисы такси заявляют о росте бизнеса

Участники рынка пассажирских перевозок на такси увеличивают обороты, делая ставку на разные ниши и потребности клиентов
Читать в полной версии
Фото: Михаил Солунин/РБК

Рынок услуг такси, диспетчерских служб и интернет-агрегаторов в Нижнем Новгороде продолжает расти. Благодаря жесткой конкуренции ценовых предложений, форм и инструментов оказания услуг, в обозримом будущем эта сфера останется одной из самых динамичных, считают эксперты, опрошенные РБК-Нижний Новгород. Успеху бизнесов способствует отсутствие жесткого регулирования отрасли со стороны государства и прогнозируемое сокращение доли теневого сектора.

Сегодня таксомоторные компании уступают диспетчерским службам и агрегаторам по числу машин, по возможностям интеграции с соцсетями и мобильными приложениями. Традиционному такси все сложнее противостоять рекламным возможностям брендов "Яндекса" и Uber, ценовой доступности такси "Сатурн" и "Везет". При этом, как оказалось, нижегородские таксопарки также находятся в зоне роста, отвечая на тотальную экспансию в массовых сегментах ростом числа премиальных и корпоративных клиентов.

Повышаем обороты

Количество заказов в Нижнем Новгороде с апреля 2016 года по апрель 2017 года, увеличилось в 70 раз, сообщают в "Яндекс.Такси". Компания постоянно увеличивает число автомобилей, подключенных к сервису. Сейчас агрегатор объединяет 13 тыс. машин из 135 таксопарков и диспетчерских служб.

С февраля у крупнейшего в России игрока действуют фиксированные тарифы, благодаря чему клиенты знают о стоимости поездки еще до посадки. "Такая прозрачность положительно влияет на пользователей: за неделю количество заказов значительно увеличилось и продолжает расти, — говорит Алексей Федотов, руководитель отдела развития регионов "Яндекс.Такси". — До запуска мы несколько месяцев тестировали фиксированные цены в нескольких городах, а по итогам тестирования внесли некоторые изменения в мотивационную программу для водителей. Благодаря этим изменениям, а также росту заказов, который повлекло введение точной цены за поездки, водители не только сохранили свой заработок, но и увеличили его".

В службе "Такси Сатурн" объемы по Нижнему Новгороду не называют. В масштабах России компания обрабатывает более 1,5 млн заказов еженедельно. "Федеральные службы заказа перевозок с помощью технологий позволили снизить стоимость поездки — услуга становится доступной для большего числа людей. Мы "раскатываем рынок", делая его удобным для горожан. Водители, которые понимают преимущества нового формата, используют эту возможность для получения дохода", — комментирует пресс-секретарь компании Fasten (бренд "Такси Сатурн") Зоя Австрийская.

По словам собеседницы РБК-Нижний Новгород, для перевозчиков действует несколько тарифов: безлимитные на день, на неделю и фиксированная плата за каждый заказ. "Некоторые сервисы берут до 25% комиссии за поездку, но это сильно бьет по карману водителя. Мы стараемся выстроить такие отношения с перевозчиками, чтобы им было выгодно работать на дорогах Нижнего Новгорода", — говорит Австрийская.

В ООО "ТП Нижегородец" также фиксируют рост бизнеса год к году. По сравнению с первым кварталом 2016 года, в нынешнем объемы выросли на 25%. В эпоху доминирования федеральных и зарубежных игроков успех местной компании говорит только об одном: есть устойчивая категория клиентов, предпочитающих такси со штатными водителями, собственным подвижным составом, строгим техническим и медицинским контролем.

В этой связи слухи о скорой кончине таксопарков сильно преувеличены, подчеркивает директор службы пассажирских перевозок "Нижегородца" Сергей Крайнов. Соревнование в демпинге с агрегаторами он называет "бессмыслицей и верным путем к разорению". По его мнению, разумнее параллельно развивать обслуживание частных клиентов, корпоративных клиентов и транспортный аутсорсинг. Все три направления сопоставимы по значимости и темпам роста, а расхожее представление о том, что компания работает только в премиальном сегменте, в корне ошибочно, считает Крайнов.

"С 2012 года мы тарифы не меняли, несмотря на то, что тогда стоимость машины составляла 800 тыс. руб., а сейчас — 1,5 млн. Как была цена 38 руб. за километр, 200 руб. — минимальная поездка и 300 руб. за час простоя, так и осталась. Основная масса поездок сейчас — это 200-250 руб., если не учитывать огромное количество заказов в аэропорт и обратно", — рассказывает собеседник РБК-Нижний Новгород.

Диджитал рулит

Согласно исследованию маркетингового агентства DISCOVERY Research Group, крупнейшими игроками на рынке таксомоторных перевозок в городах с населением менее 1 млн человек в 2016 году стали диспетчерские службы "Везет", "Сатурн" и "Максим". Они занимали 11%, 9% и 7% рынка, соответственно. На мобильных агрегаторов ("Яндекс.Такси", Uber и др.) пришлось 3% рынка.

В более крупном Нижнем Новгороде доля агрегаторов доходит до 8%, считают в "Сатурне". Проникновению диджитал-технологий все еще мешают неравномерное покрытие мобильного интернета и привычка звонить, полагает представитель бренда Зоя Австрийская. "Действительно, оператору часто бывает проще объяснить, где ты находишься, чем вбивать комментарий замерзшими пальцами на улице", — рассуждает она.

Подавляющее большинство клиентов "Яндекс.Такси" пользуется сервисом с помощью приложения, подмечают в компании. Тенденция очевидна, как и то, что число транзакций, совершенных нижегородцами с помощью банковских карт, за год выросло в 1,5 раза.

На недавнем совещании перевозчиков в Сочи доля интернет-заказов и вовсе оценивалась в 15-20%, сообщает Сергей Крайнов из "Нижегородца". У старейшего местного игрока также есть свое мобильное приложение, и его актуализацию собеседник агентства считает следующим этапом развития. Что до безналичной оплаты — это давно уже реализовано предприятием. Куда привлекательнее здесь выглядит доступ в интернет в автомобиле, чему удивляются даже иностранные клиенты.

Разошлись дороги

Приоритетом бизнеса в 2016-м и начале 2017 года в "Нижегородце" выбрали завершение обновления подвижного состава и систем связи с водителями.

"Мы занимались более важным, как нам кажется, делом — в прошлом и нынешнем году полностью обновили парк автомобилей. Сейчас предлагается поездка в Ford Mondeo (комфорт-класс) и Hyundai Equus (премиум). Все автомобили — не старше 2016 года. Развивать мобильное приложение на предыдущем поколении автопарка мы посчитали некорректным", — говорит Крайнов.

Корпоративный сегмент интересен и "Яндекс.Такси", хотя доля таких поездок в Нижнем Новгороде пока незначительна. "Что касается премиум-сегмента, мы его пока не рассматриваем. На данном этапе нам важно обеспечить качественными и безопасными перевозками всех жителей города", — отмечает Алексей Федотов.

Основная потребность горожанина — быстро и недорого доехать до места назначения, соглашается с Федотовым представитель "Сатурна" Зоя Австрийская. "Чаще люди вызывают стандартное авто. Тем не менее, все сегменты, которые приносят прибыль, значимы для бизнеса. Мы предлагаем специальную услугу — поездки автомобилями повышенного комфорта", — уточняет собеседница агентства.

Бизнес на доступности

Представители таксомоторных парков, делающие ставку на собственный подвижной состав и штат водителей, традиционно сетуют на отсутствие должного контроля за качеством и безопасностью услуг у диспетчерских служб и агрегаторов. По данным Росстата, за последний год в масштабах страны доля неформальной занятости во всех сферах трудового рынка выросла с 20,5% до 21,2%. В НИУ ВШЭ говорят о 10-15%, поскольку госстатистика учитывает индивидуальных предпринимателей, фермеров и частнопрактикующих специалистов. Профессия водителя при этом признана самой массовой в России (в ней занято 7% населения). В условиях сжатия экономики работа в такси зачастую остается едва ли не единственным доступным способом заработка.

Крупные компании ("Яндекс", Uber, Gett и другие), напротив, подчеркивают экономическую целесообразность легализации своих водителей, лояльность государству и максимальную демократичность тарифной политики. К тому же, современный рынок пассажирских перевозок без них представить уже невозможно. В августе 2016 года руководитель департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов заявил, что на интернет-агрегаторы приходится 85% от всех организованных поездок. По мнению опрошенных ранее экспертов РБК, именно развитие агрегаторов изменило правила игры на рынке, а их доля в крупных городах к концу 2017 года достигнет 90%.

На сочинской конференции с участием 120 служб такси конкуренцию в отрасли назвали граничащей с маразмом. По словам Сергея Крайнова, в ряде случаев доходит до ситуаций, когда сервисы бьются за клиента при цене 4 руб. за километр, хотя экономически обоснованный тариф – 28 руб. Точкой роста для своего бизнеса в "Нижегородце" считают ставку на клиентов с высокими требованиями к качеству.

"На днях к нам пришел руководитель московской компании, которая в Нижнем открылась полтора месяца назад и оказывает довольно дорогие услуги. Его сотрудники вызвали клиенту такси. Приехала колымага, за которую пришлось извиняться. После этого случая директор прибежал к нам заключать договор", — рассказывает Крайнов.

В такси "Сатурн" агентству сообщили, что придерживаются высоких требований даже в классе "Стандарт". Компания проводит ежедневный фотоосмотр, где проверяется чистота машин и отсутствие повреждений кузова.

В вопросах качества услуг, чистоты автомобилей и вежливости водителей "Яндекс.Такси" полагается на репутацию партнерских таксопарков. Со своей стороны, в каждом городе присутствия агрегатор открывает консультационные центры для обучения и тестирования водителей. В Нижнем Новгороде такой центр работает с осени 2016 года.

Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Выборы в Индии могут ударить по ценам на золото. Что будет с рынком
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком