Нижний Новгород, 25 июн 2014, 21:42

Госкомпании опасаются дополнительных рисков в связи с квотами на закупки у малого и среднего бизнеса

Эксперты РБК-Нижний Новгород упоминают проблемы со сроками, более высокой, по сравнению с крупными компаниями, стоимости и недостаточно хорошем понимании закупочных процедур
Читать в полной версии

Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов в начале июня отправил на доработку проект постановления правительства о дополнительных регламентах в сфере закупок, которые совершают госкомпании. Как отмечают «Ведомости», ссылаясь на собственные источники, в документе, который разработали специалисты Минэкономразвития, предполагается введение квот на контракты, получаемые предприятиями малого и среднего бизнеса. Из проекта следует, что к 2015 году на малый и средний бизнес должно приходиться не менее 25% всех закупок госкомпаний. В текущем году этот процент должен составить не менее 15%. При этом в дорожной карте, появившейся ранее и также описывавшей, как будет расширяться доступ небольших предприятий к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с госучастием, требования были менее жесткими. Так, по "карте" в 2015 году итоговая доля МСБ в закупках госкомпаний должна была составить 18%, а уровня 25% она должна была достигнуть лишь к 2018 году.

Отметим, новые регламенты касаются существующих дольше года госкомпаний с выручкой более 1 млрд руб. Требования распространяются на все закупки на сумму более 50 млн руб. Контракты от 50 млн руб. до 200 млн руб. рассматриваются как «зеленая зона», в которой госкомпаниям оставлен выбор. И еще одна важная деталь – минэкономразвития хочет отменить «комиссию» в 2% с участников торгов в обеспечение заявки.

Как подчеркивают «Ведомости», если постановление будет утверждено, госкомпаниям придется ежегодно отчитываться о доле малого и среднего бизнеса в закупках. А несоблюдение квот будет грозить им переходом со следующего года на закупки по более жесткому закону о федеральной контрактной системе.

По данным Общероссийского гражданского фронта, которые приводят «Ведомости», госкомпании размещают у предприятий малого и среднего бизнеса в пределах 5% заказов. Источник РБК-Нижний Новгород в госкорпорации Росатом отметил, что уже сейчас процент закупок предприятий атомной отрасли у организаций малого и среднего бизнеса составляет 11%.

«При реализации «дорожной карты» необходимо учитывать отраслевую специфику госкомпаний, – говорит собеседник агентства. – Например, предприятия Росатома в большинстве случаев относятся к ядерно- и радиационно-опасным. Для нас соответствие показателям безопасности – доминирующий фактор при закупке товаров и услуг на предприятия атомной отрасли. И если речь идет, к примеру, о строительно-монтажных работах и оборудовании для АЭС, организации малого и среднего бизнеса, скажем так, не всегда могут в полной мере соответствовать этим показателям».

При этом, по словам сотрудника Росатома, хотя постановление об исполнении «дорожной карты» еще не вышло, в этой госкорпорации уже приступили к реализации некоторых мер.

«Даже с учетом специфики отрасли среди потребностей предприятий Росатома мы все же смогли выделить товары, работы и услуги, которые наши организации готовы приобретать у малого и среднего бизнеса, – поясняет собеседник РБК в госкорпорации. – Перечень продукции, предназначенный для закупки только у МСП, был сформирован на основе данных предприятий Росатома, которые уже сейчас предпочитают закупать определенные товары и услуги у небольших организаций. И со вступлением в силу Постановления просто станет обязательным условием придерживаться этого перечня».

На сегодняшний день в списке порядка 900 позиций, но «он, безусловно, не является окончательным и будет корректироваться в соответствии с потребностями предприятий Росатома».

В другой крупной госкомпании «Автодор-Закупки» также разработан и в данный момент проходит согласование реестр товаров, работ и услуг, которые могут поставлять, выполнять и оказывать только субъекты МСБ. При этом специалисты «Автодора» считают, что предприятия малого и среднего бизнеса, особенно предприятия инновационной направленности, располагают значительными конкурентными преимуществами.

«Такие компании обладают гибкостью и мобильностью, которые позволяют им оперативно реагировать на запросы потребителей, быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям рынка. Они как раз играют связующую роль между наукой, производством и рынком, выполняют заказы на рыночно ориентированные исследования и разработки, продвигают свои разработки на рынок», – поясняет официальную позицию госкомпании «собеседник в интервью РБК-Нижний Новгород.

В Росатоме же говорят, что выбирая организацию малого и среднего бизнеса, заказчик заведомо берет на себя дополнительные риски, поскольку эта категория поставщиков может подвести со сроками поставки. И причины кроются в проблемах, свойственных большинству некрупных российских организаций.

«Наши предприятия с этими проблемами сталкиваются. Такие организации не обладают достаточным объемом оборотных средств, как, например, крупные игроки, и в связи с этим могут возникать проблемы с нарушением сроков», – поясняет источник РБК в госкорпорации.

«Конечно, государство пытается поддерживать и стимулировать развитие малого и среднего бизнеса разными способами, но нужно учитывать, что в случае с Росатомом существуют еще и наши бизнес-задачи. Есть отраслевые сегменты, в которых крупные предприятия готовы поставлять ту же самую продукцию, но дешевле, чем малый и средний бизнес, просто за счет того, что у них больше обороты. Сейчас фактически госкомпании поставлены в условия, когда они должны будут возможно даже в ущерб себе отдельные категории продукции закупать только у малого и среднего бизнеса», – резюмирует сотрудник Росатома.

Добавим, при этом в госкорпорации отмечают, что в регионах во многих компаниях до сих пор просто не знают, где именно можно найти информацию о закупках, каким образом принять участие в закупочных процедурах и что для этого необходимо, поэтому вынуждены работать через посредников.

При этом, по словам источника РБК в компании, «как показывает практика, все эти сложности можно решить». С 2012 года Росатом запустил целый ряд инструментов, позволяющих публиковать всю необходимую информацию о наших закупках на разных электронных площадках. Но если в центральном регионе уже удалось справиться с трудностями в коммуникациях с небольшими предприятиями, то в остальных регионах России госкорпорация по-прежнему сталкивается с проблемами отсутствия опыта взаимодействия с ЭТП и дефицитом квалифицированных специалистов.

Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР