Нижний Новгород, 25 июн 2018, 10:27

Павел Корчагин: "ЧМ-2018 пойдет на благо экономике территорий"

Управляющий компанией "Финам" в Нижнем Новгороде рассказал Руслану Станчеву о плюсах турбулентности для инвесторов, влиянии мундиаля на экономику и вложениях в цифровые компании
Читать в полной версии
(Фото: РБК)

С момента нашего с вами последнего разговора прошло полгода. Что изменилось за это время в российской экономике? Как чувствуют себя ваши клиенты? Остались ли вообще люди, готовые рисковать своими сбережениями?

Финансовые рынки, конечно, стали более турбулентными, но мы стараемся, чтобы на доходах клиентов это отражалось как можно меньше, и по числу клиентов пока наблюдаем прирост.

Для вашей компании лучше, когда есть турбулентность, движение, эмоции?

Безусловно, нам интересно, когда есть движение. Мы живем за счет комиссионных от заключаемых сделок: если рынок движется, сделок становится больше. Падение на рынках активизирует тех, кто давно хотел недорого купить акции качественных компаний. Люди приходят, открывают счета и инвестируют. Как пример, 9 апреля случился "чёрный понедельник", и многие испугались зарубежных санкций. Но испуг оказался кратковременным, а людям, которые в теме, посчастливилось приобрести хорошие акции со скидкой 15-20%.

Сейчас они стали богаче?

Да, конечно.

Грядущее повышение НДС и пенсионного возраста, пусть и сдемпфированное чемпионатом мира по футболу, вызвало особый резонанс. Как рынок оценивает происходящее, и повлияет ли это на экономику в целом?

Да, повлияет, потому что существует очень серьезная демографическая проблема, и рабочих рук не хватает. Даже мы, набирая персонал в компанию, столкнулись с трудностями. Что касается повышения пенсионного возраста, здесь просто нет другого выхода. Людей мало, у каждого – 28 дней отпуска и 20 праздничных дней в году. О нехватке средств в Пенсионном фонде мы с вами уже не раз говорили, хотя я придерживаюсь мнения, что можно изыскивать внутренние резервы: не нужно фонду столько сотрудников, не нужны топ-менеджеры с зарплатой в десятки миллионов. Кроме того, сейчас жизнь встает на "цифровые" рельсы, и это может дать экономике огромный ресурс. Например, компания Amazon сокращает высокооплачиваемых сотрудников, а на их место приходят роботы – программные средства, способные самостоятельно работать с ценами для магазинов. Нужно пользоваться преимуществами экономики 4.0.

Тем более, это стало частью доктрины России. Но вы же сами сказали, что людей не хватает. Получается, их не хватает, но их увольняют. Я вижу в этом противоречие.

У нас зарплата растёт. Бизнес вынужден увеличивать вознаграждение, потому что конкурирует за персонал. В итоге снижается его маржинальность, плюс своё влияние оказывает повышение НДС. Его, если вы помните, мы тоже обсуждали раньше, но взамен предлагали снижение страховых взносов с 30 до 22%. К сожалению, этого не случилось, и, я думаю, не случится.

По вашему мнению, на сегодняшний день Россия по-прежнему остаётся зависимой от нефти? Какая её цена сейчас считается комфортной, и есть ли прогноз по динамике?

В структуре экономики мы примерно 20% доходов получаем от нефти, а от сырья в целом – примерно половину. Нефть по 80 или 100 долларов нам невыгодна – это слишком высокая цена, это "перегрев" рынка. Так считают многие нефтедобывающие компании и страны. Высокие цены делают рентабельными проекты с высокой себестоимостью, как то нефтеносные пески или трудный сланец. Это всё может выйти на рынок и потеснить традиционную добычу.

Оптимальная цена – 50 долларов за баррель, потому что операционная стоимость добычи у нас даже ниже, чем в Саудовской Аравии, хотя и ей высокие цены тоже не нужны. На экономическом форуме в Петербурге прозвучал посыл ОПЕК+ об увеличении добычи. Ещё до их встречи Россия и саудиты уже нарастили объемы –таким образом, сейчас нефть стараются чуть-чуть опустить. К слову, у нас есть прекрасный инструмент плавающего курса рубля – бесплатный хедж для инвесторов, держащих акции отечественных компаний, особенно нефтяных. Будут падать цены – рубль пойдет вверх, а вместе с ним и акции.

Мне показалось, что связь нефти и рубля разорвалась: и нефть росла, и рубль дешевел. Это была политическая история, эмоциональная, или все-таки изменилась экономическая модель?

Конечно, эмоциональная. Есть ещё один фактор поведения рубля: его связь с нефтью не является постоянной. Если мы вернемся на полтора года назад, то там рубль укреплялся, а нефть падала, и крупному капиталу было интересно выходить на развивающиеся рынки, в том числе, на наш. Инвестор приносил доллар, покупал рубль, укрепляя нашу валюту и облигации.

Ныне ситуация полностью противоположна: 15-20 развивающихся стран уже повысили учетную ставку. В Турции на 40% девальвировалась лира, и ставка там сейчас как у нас в январе 2015-го. Кстати, на этом тоже можно зарабатывать. В Аргентине песо также девальвируется со страшной силой, а ставка – 40%. На фоне оттока с развивающихся рынков рубль стал более уязвим: мы видим, что даже при росте нефти курс доллара вырос с 57 до 63 рублей. Центробанк признает в этом опасность, и на последнем заседании ставку снижать не стал.

Чем спасаться будем?

Можно посмотреть на фондовый рынок Аргентины, который за несколько лет вырос в пять раз. Вообще, фондовые рынки являются одним из способов защиты.

Главная мировая тема сейчас – это футбол. Для нас она интересна еще и с точки зрения наследия: российское правительство оценивает вклад ЧМ-2018 в 0,2 процентных пункта к росту ВВП, который, как мы знаем, не особо-то и растет – устойчивые 1,5% не дают шанса для рывка. Как вы оцениваете влияние чемпионата на экономику, допустим, в масштабах Нижегородской области?

Безусловно, чемпионат на неё повлияет. В Нижнем Новгороде уже сделано многое: даже остановки в транспорте стали объявлять на английском. У нас очень выгодное географическое положение для развития туризма – нам нужна дружелюбная среда, и, я надеюсь, она останется как важная часть наследия.

В целом же, я согласен с представленной оценкой влияния чемпионата на ВВП. Возможно, мундиаль скажется на показателях компаний, связанных с индустрией 4.0 – различных агрегаторах, такси, букингах, платежных системах и всего того, что вытеснило когда-то привычные нам сервисы. Хорошо зарабатывают сейчас сети быстрого питания и авиакомпании – мы ожидаем высокий пассажиропоток у "Аэрофлота", что позволит получить неплохие дивиденды. Кроме того, если вы посмотрите на Сочи, где Олимпиада прошла четыре года назад, то увидите, что город до сих пор процветает. Так что мероприятия подобного уровня сказываются на экономике территорий позитивно.

Существуют ли в цифровой экономике интересные нижегородские стартапы, на которые вы бы обратили внимание, и акции которых быстро растут на хайпе?

У нас есть спецпроект "Банкинг 2.0" – готовый пакет ценных бумаг и стратегия работы, включающая в себя финансовые стартапы. В основном от новых веяний выигрывают финансовые компании – банки, а также небанковские организации, предлагающие технологии скоринга. Есть проекты онлайн-банкинга, платежные кошельки, банки без отделений. Всё это как раз входит в наш продукт. Из публичных крупных компаний любопытен Сбербанк. Он и другие кредитные учреждения, ушедшие в онлайн, движутся в сторону создания рынка экосистем, которые будут решать все жизненные ситуации.

Это очень хорошо для потребителя, когда с помощью одного устройства решаешь всё.

Это и для компаний хорошо. Они получат дополнительный доход от своих приложений и экосистем.

Что сейчас рекомендуете покупать? На что нужно обратить внимание?

Невзирая на определенную турбулентность, рекомендую хорошие дивидендные российские акции. Их стоит покупать без заемных средств. Интересны, например, "Башнефть" и "Сургутнефтегаз", а в электроэнергетике – "МРСК Волги": думаю, они вырастут в будущем году. У меня своя стратегия работы, и в ней одновременно присутствует от девяти до одиннадцати идей.

Вы строите технологическую карту управления финансами для любого, кто к вам приходит? Не жалко?

Я считаю, что знаниями нужно делиться. Основные принципы того, как обезопасить себя при вложении в ценные бумаги, достаточно просты и доступны любому – даже закоренелый депозитчик сможет. Депозиты не спасут его от девальвации, а акции спасут.

В диверсификации и интересных акциях человек может чувствовать себя достаточно свободно. Я бы посоветовал разделить деньги на разные источники доходов, включая валютные инструменты. Сейчас привлекательны российские облигации в долларах, и я не исключаю, что они станут еще интереснее, так как инфляция в Штатах уже выше, чем у нас.

Pro
Зарубежным мессенджерам выдали красную карточку: 5 вариантов на замену
Pro
Одинокие люди работают хуже, выяснили ученые
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
«Продавать всем подряд — табу». Как понять, что бизнес готов к франшизе
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Наслаждайтесь упущенными возможностями: советы для тех, кто вечно спешит