Павел Корчагин: "События на финрынке сейчас мало зависят от геополитики"
Агентство S&P повысило рейтинг России до "инвестиционного". Может быть, это не совсем вяжется с тем, что мы читаем в прессе о нашей экономике, но мы вышли из мусорной зоны. Как вы оцениваете это событие?
Безусловно, это хорошая новость. Мы стали более привлекательными, и на самом деле решение отражает объективную реальность. У S&P были страны с инвестиционным рейтингом гораздо хуже нас. Эксперты приняли достаточно обоснованное решение. У нас действительно многое сделано из того, что можно было сделать для инвестиционной привлекательности и устойчивости бюджета. Падение нефти оказалось в итоге даже глубже, чем в 2008 году, но мы его перенесли легче. Не было повальной безработицы, не было закрытия компаний, не было большой депрессии.
Зато был резервный фонд, который аккуратно распаковали и закрыли дыры. Запас сработал.
Вот вам пример заначки для любого человека, кто учится управлять личными финансами. Обязательно какую-то часть нужно оставлять и инвестировать.
Хорошо. Инвестпривлекательность России восстанавливается. Но посмотрите, что творится в геополитике. Американцы немного остыли – начали британцы. Понятно, что многие инвесторы и хотели бы вложиться сюда, но не могут. Так кто инвестирует в Россию сейчас? Кто повернется к нам лицом? Китай, арабские государства?
Перечисленные вами страны – да. Более того, если мы говорим о биржевых инструментах, для глобальных игроков геополитики не существует, для них существуют только деньги. Миром правят процентные ставки. Если у нашей московской биржи есть одна из самых высоких доходностей в мире, так она и реализуется, несмотря на все пертурбации, санкции Трампа, высылку дипломатов из Англии.
Наш индекс – вблизи исторических максимумов и в этом году их побил. Если мы видим, что доходность американских трежерис начинает расти, то и доходность наших еврооблигаций поднимается, а их цена снижается на данный момент. Пока происходящее имеет малое отношения к политике. Процентные ставки и капитал двигают цены на активы. Политика будет играть какое-то значение, но для этого должны произойти более серьезные события.
Государство призывает быть патриотичными и вкладываться в российские ценные бумаги. Мы видим это на экранах. Есть ли подобные настроения у клиентов?
Клиенты как раз в основном и вкладываются в российские активы. Нам приходится даже несколько переориентировать их на другие рынки, чтобы не было сильной зависимости от нашего. Желание вложиться в российские компании очень понятно. Это русскоязычная среда, новости выходят на своем языке, информационный фон звучит постоянно. Здесь нет ничего удивительного, и мы даже за, поскольку наш рынок недооценен, хотя иногда и более рискованный в силу качества корпоративного управления, другого отношения к инвесторам, нежели за рубежом. В целом, это дает возможность получить в карман высокую премию за риск. Главное – грамотно с этим работать. Заработать можно. Более того, у нас есть открытые стратегии, которые мы сделали в Нижнем Новгороде. Любой человек может зайти и посмотреть статистику. Двумя стратегиями управляю я. Там – плюс за прошлый год.
Есть одна дьявольская цифра минимального значения максимальной процентной ставки по банковским депозитам – 6,66%. Думается, это праздник для вас. Чем меньше дают банки, тем больше у вас клиентов, желающих заработать. Вы почувствовали движение людей с деньгами в вашу сторону?
Да, конечно. Люди ищут альтернативные способы инвестирования. Есть еще другая цифра – вложения физлиц в Российской Федерации в инструменты фондового рынка. Она превысила 1 трлн руб. В декабре у нас было открыто в два раза больше брокерских счетов от новых клиентов, чем год назад.
В прошлом году серьезно пострадал банковский сектор. Судя по всему, он и сейчас чувствует себя не очень хорошо, не считая ведущих банков. На ваш взгляд, как это влияет на экономику, и правда ли то, что пишут СМИ о нашей банковской системе?
Информация о том, что в банках не очень хорошее качество активов, идет достаточно давно. Прогнозы начинают сбываться. Пресловутое письмо, которое мы с вами обсуждали прошлым летом, оправдалось на сто процентов, за исключением "Московского кредитного банка", который привлек очень серьезный депозит от "Роснефти". Естественно, это мешает, и компании стараются вести себя консервативно, размещаясь в банках с госучастием и на менее выгодных условиях. Но мы надеемся, что в банковской системе все наладится. В конце концов, это же кровеносная система экономики, и мы, как компания, работающая на финансовом рынке, тоже от нее зависим. В нашем холдинге также есть банк, который все эти вещи ощущает.
В России курсы валют – вечная тема, которую все обожают. Связь доллара и евро с ценами на нефть по-прежнему прямая, или ситуация все же меняется?
Прямая, хотя и несколько нарушена в сторону снижения темпов укрепления рубля. Мы видим, что у нас очень серьезно растут золотовалютные резервы, и в этом кроется одна из причин. Экономике нужен здравый баланс между сильной и слабой валютой. Слабая поддерживает внутреннее производство, сильная интересна компаниям, импортирующим из-за рубежа. Минфин и ЦБ ищут равновесие, хотя курс у нас свободный.
Во что люди сейчас верят? Какие продукты у вас покупают? На какую доходность рассчитывают?
Каждый приходит со своими целями. Есть очень консервативные инвесторы, есть другая крайность – люди, предпочитающие более доходные и рискованные инструменты. У нас работает штат инвестиционных консультантов, которые стараются клиентов сопровождать и предлагать им более взвешенные решения. Я понимаю, что диверсификация мешает заработку, но первоначальная-то задача – сохранить. Поэтому мы предлагаем консервативные инструменты – еврооблигации, российские и американские ценные бумаги.
Есть консервативные инвесторы, которые вкладываются исключительно в еврооблигации. На данном этапе они чувствуют себя не очень комфортно. У них нет минуса, результат околонулевой. А те, у кого есть добавка в рисковых инструментах, сейчас в плюсе. Мы не можем отговаривать человека самостоятельно распоряжаться своими деньгами, но стараемся донести мысль, что набор продуктов должен быть разнообразным.
Что нового вы готовы предложить рынку? Что продаете из области эксклюзива для России?
Мы запустили два интересных сервиса. Один из них – "копилка" – реализует возможность постоянно довносить деньги на брокерские счета в те или иные активы. Это очень успешная стратегия покупки акций по любой цене. Как бы себя не вели бумаги, вы все равно их покупаете. Успех в том, что постоянными покупками вы усредняете цену. Поскольку акция – это растущий в долгосрочной перспективе актив, в конечном счете вы получите хороший плюс.
Второй сервис, которого раньше не было – "мультиследование". "Финам" успешно поработал с Центробанком, и у нас есть сервис автоследования, позволяющий человеку присоединиться к успешному управляющему. Мультиследование заключается в том, что специалисты компании с математическим и статистическим образованием нашли стратегии, не связанные между собой, но совмещенные на одном счете у клиента. Если одна стратегия попадает в неблагоприятный период, другая начинает вытаскивать. Может быть и три, и четыре стратегии – все зависит от суммы, которую приносит инвестор. Таким образом, мы добиваемся, что у клиента серьезно снижаются риски, а инвестиционную доходность он не теряет. Этот сервис только запустился, и в рамках нашего клуба инвесторов подробно будем о нем рассказывать 28 марта. Специально приезжают эксперты из Москвы, которые участвовали в разработке и запуске.
Мы с вами неоднократно обсуждали тему криптовалют. Вы говорили, что это больше похоже на пирамиду, что в крипту не верите. Ваш прогноз, что все развалится, пока оправдывается. Хотя, даже после снижения биткойна с 20 тысяч вдвое, это все равно колоссальные деньги, и люди начавшие этим заниматься много лет назад, по-настоящему разбогатели. Мир пытается эту сферу как-то регулировать. Половина стран поставила запрет, Россия пока думает. Тем не менее, технология, лежащая в основе, непобедима. Насколько применимы новые технологии в вашей сфере, и как "Финам" с этим справляется?
Их начинает применять Московская биржа. У них даже площадка готова для работы с криптовалютами, и в целом от этих технологий мы действительно никуда не уйдем. Наша компания прямо заинтересована в новых технологиях. Мы одни из первых, кто внедрил электронный документооборот, очень серьезно сократив издержки на работу с документами. Отдел отчетности находится в Москве: изначально там работало много людей, потом – четверо, сейчас, правда, больше, потому что бизнес растет. Раньше клиент у нас подписывал целую стопку документов, теперь – четыре бумаги, все остальное – усиленной квалифицированной электронной подписью. Все брокерские отчеты раньше приходили на бумаге, у менеджеров лежали стопки документов, за которыми клиенты даже не приходили. А для высокочастотных трейдеров документы еще и в двух экземплярах приходили. Сейчас это все в электронном виде, а бумаги нужны только когда необходимо подать вычет на инвестиционный счет.
Аналитики сходятся во мнении о неизбежности в России двух вещей – роста налогов и повышения пенсионного возраста. Насколько вероятными считаете эти прогнозы лично вы?
С пенсионным возрастом идет игра. "Внешэкономбанк" выпустил прогноз о повышении, потом его убрал. Думаю, что это все-таки жизненная необходимость. У нас средняя продолжительность жизни растет, а мы, как озвучил президент, должны войти в клуб "80+". При этом людей трудоспособного возраста из-за демографической ямы стало меньше. Поэтому мы призываем всех людей думать о своей пенсии самостоятельно. Есть расчеты нынешней пенсионной системы, по которым, если вы сейчас получаете 75-90 тыс. руб., ваша пенсия будет в районе 15 тыс. Разрыв колоссален, и больше вы не получите. Государство сделало индивидуальные инвестиционные счета, нужно активно их использовать и заботиться о своем благополучии самостоятельно. Даже для людей, кто мало зарабатывает, есть много способов накапливать. Здесь важна дисциплина.
Что касается налогов, не думаю, что их будут повышать. Сейчас обсуждаются некие маневры для бизнеса. Думаю, грамотнее было бы поработать над собираемостью. Чтобы собрать больше, повышать их точно не нужно. Очень много бизнесов находятся в тени. И это замкнутый круг, потому что белый бизнес проигрывает конкуренцию.
А разве диджитализация всего и вся не приведет рано или поздно к завершению серых историй?
Приведет, и все к этому движется. Рынок обналичивания денег существует, но ранее на нем была одна цена, сегодня – совсем другая. По стоимости это уже сопоставимо с тем, что собственник может взять "в белую", заплатив 13%.