Нижний Новгород, 26 июн 2017, 10:44

Дмитрий Волков: "Автобизнес не дает скучать"

Генеральный директор группы компаний Plaza (дилер Mercedes-Benz в Нижнем Новгороде) рассказал Руслану Станчеву о том, как за десять лет его работы на авторынке изменился премиум-сегмент, и современных авто-трендах
Читать в полной версии
(Фото: Михаил Солунин/РБК)

По данным продаж автомобилей за I квартал 2017 года, Нижегородская область занимает десятое место в России. Как считаете, достойно для региона, где областной центр является ещё и столицей ПФО? Не слишком ли все грустно по уровню благосостояния людей?

За время работы я уже свыкся, что Нижний Новгород – точно не третий в ранге российских городов. Безусловно, нам далеко до Краснодара, до Ростова, до Казани. Тем не менее, быть в десятке – это очень неплохо, на достойном уровне.

В каком состоянии вы видите рынок автомобилей на сегодняшний день?

Рынок как всегда интересный. Я бы сказал, что он стабилизировался, и мы учимся жить в новой реальности.

Как по вашему, будет ли 2017 год в отрасли лучше предыдущего? На сколько процентов собираетесь вырасти?

В целом, мы не ожидаем, что он будет лучше для ведения бизнеса, но по ряду направлений точно достигнем прогресса.

Сейчас много говорится о новых угрозах, например, о "перегретом" рынке Китая. Если он начнет тормозить, то потянет за собой мировую экономику, включая нас. Как вы к этому готовитесь?

Специфика бизнеса такова, что глобальные тенденции к нам приходят уже с погашенной волной. Мы работаем на локальном рынке, и до нас доходят только общие экономические факторы: снижение спроса, изменение курсов валют. Безусловно, если произойдет что-то с глобальной экономикой, мы почувствуем, но это будут какие-то проценты. Бизнес не закроется.

Когда считают проценты, все вспоминают предкризисный 2008 год. Тогда у всех были сумасшедшие продажи. Насколько мы сейчас далеки от тех показателей?

По премиальному сегменту мы выше. Правильно разделять потребление коммерческое и частное – и там, и там есть свои тенденции. Если мы говорим о коммерческом, то автомобиль рано или поздно все равно будет заменен, потому что это средство производства, а оно имеет свойство изнашиваться. Если мы говорим о частном потреблении, здесь включаются факторы желаний, симпатий, новизны или, наоборот, выжидания лучших времен.

Догадываюсь, что у вас все клиенты записаны, и вы прекрасно знаете, через какое время они меняют автомобили. Сколько это – три, четыре, пять лет или, может быть, год, как было когда-то?

Сейчас это три с небольшим года.

Как влияет повышение налогов на автомобили с большим количеством лошадиных сил? Отпугнуло ли это любителей мощных двигателей, или им все равно?

В целом, в России виден тренд на снижение объемов двигателей. Есть поклонники спортивных автомобилей, и они остаются в отдельной нише, но, если мы говорим о типичном покупателе, раньше он предпочитал купить самое мощное авто, а сейчас подходит к этому более рационально. Налоговая реформа стала некоторым отражением общего тренда, но принципиально мы этого не чувствуем.

То есть люди довольствуются 249-ю "лошадями", что вполне укладывается в нормальную ставку. Кстати, компании тоже полюбили эту мощность, или только в России так?

Производители всегда подстраиваются под местные рынки. Бывает, что на локальных есть автомобили, которых нет на соседних.

А многие сейчас берут Mercedes в кредит? Бренд дорогой, пафосный, для людей состоятельных: достал мешок с деньгами, купил, сел, поехал. Или же еще есть покупатели без жилья и работы, но зато по кредиту они втискиваются в премиум-сегмент?

Этот последний типаж остался где-то в 2008 году, и с тех пор мы его не видим. Тогда произошло определенное очищение, а сейчас можно говорить о повышении культуры потребления. Но доля кредитных автомобилей в "премиуме" достаточно велика. Это просто, удобно и выгодно. Ставки, предлагаемые производителем, не доставляют неудобств, не отвлекают средства из бизнеса, не вытаскивают их из семьи или личного строительства.

Премиальные бренды показывают рост. Это и к вам относится, и к вашим конкурентам. У нас и Cadillac открылся, и даже корейцы в эту нишу рвутся. Не тесно? Денег-то у людей больше не стало. Как вы толкаетесь локтями? В чем секрет?

Действительно, в Нижнем Новгороде представлены все марки премиального сегмента. Безусловно, конкуренция чрезвычайно высока, но это же прекрасно для покупателей. В нашем толкании локтями он получает больше преимуществ. Причем разного рода подарки и бонусы – преимущества второй или третьей очереди.

Главное – тот продукт, которым будет пользоваться покупатель: нравится ли, подходит ли, достаточного ли уровня и размера, дает ли нужные характеристики в движении и удовольствие от ощущений? Второй момент – атмосфера, в которую человек попадает. В нашем сегменте очень многие покупатели оценивают уровень сервиса, инфраструктуры дилерского центра и только потом мы уже начинаем говорить о дополнительных преимуществах.

Раньше считалось, что сервис является главным генератором прибыли в автобизнесе?

Правильный автомобильный бизнес – гармоничное сочетание результатов по всем направлениям – продажам, сервису, дополнительным услугам и решениям для клиентов.

Mercedes имеет мощную и фактически бесплатную рекламу: президент России, губернаторы, мэры – все передвигаются на машинах немецкого бренда. Вам это помогает?

Я бы назвал это не рекламой, а, скорее, признанием. Первые лица по всему миру выбирают Mercedes-Benz не просто так, а за надежность, безопасность и уровень комфорта.

Спор Mercedes и BMW – автомобильная классика. В прошлом году мы наблюдали ироничный и добрый троллинг в рекламных роликах, когда у компаний были юбилеи. Показалось, что работы рекламщиков подчеркивают взаимное уважение.

Оно действительно большое. Концерны Daimler и BMW внимательно наблюдают друг за другом и соревнуются в честной борьбе, отпуская шутки. По факту это очень серьезная конкуренция идей, технологий и всего, что за этим стоит.

Вы стали еще и дилерами Smart – дочернего бренда. За рубежом эти авто в контексте окружающей среды выглядят вполне гармонично, но в Нижнем Новгороде – пока, возможно, несколько странно. В чем может быть история успеха?

Мы – автомобильная группа и представляем практически всю модельную линейку Mercedes-Benz: от легковых автомобилей – до тяжелых грузовиков и коммерческой техники. Когда с появлением нового дилерского центра у нас появилась возможность дополнить линейку автомобилями Smart, мы согласились с удовольствием. Поддерживаем стремление концерна развивать эту марку в России. Думаю, через некоторое время она станет привычной на наших улицах.

По части легковых автомобилей вы – монополисты, да и с коммерческими у вас все хорошо. Но единственному дилеру продавать все на свете – это же труднейшая задача, колоссальные вложения.

В первую очередь, мы – энтузиасты марки Mercedes-Benz. Первый дилерский центр был построен в 2007 году. За десять лет изменился модельный ряд, ожидания покупателей – тоже. Мы должны были это сделать, чтобы удовлетворить все требования. Мы должны двигаться вместе с рынком.

AMG продолжает пользоваться спросом в России? Это же прямо luxury – дальше уже некуда. Как на этом фронте дела обстоят?

Это все-таки больше спортивное подразделение. Здесь есть два больших тренда – развитие спорткаров в мире в целом и развитие автоспорта в России. У нас открылось несколько отличных гоночных треков, страна принимает "Формулу 1". Так что AMG – это абсолютный тренд, и линейка за последние несколько лет выросла кратно. Сейчас есть возможность приобрести не только S- или E-класс в версии AMG или легендарный Gelandewagen, но уже практически каждая модель линейки имеют версию AMG.

Будущее мирового автопрома описано уже не только писателями-фантастами, но и в реальных испытаниях. Как думаете, когда оно дойдет до Нижнего Новгорода?

Наши автомобили уже частично беспилотные, хотя руки формально еще приходится держать на руле. Если же говорить о полностью беспилотном вождении, значительную поправку надо делать на климат и инфраструктуру. Думаю, в Европе беспилотное вождение – законодательная перспектива на 5 лет. В России – лет 10, как минимум.

У вас бизнес семейный – это не является секретом. Говорят, работать с близкими людьми тяжело или даже невозможно. Вы – исключение, или у вас за 10 лет дилерства сложился особый взгляд на эту ситуацию?

Действительно, непросто, но мы прошли этап разногласий в самом начале, а дальше правильное разделение обязанностей позволило комфортно работать.

Любой фанат своего дела или бренда, как в вашем случае, рано или поздно может уставать и даже стагнировать. Как вы реагируете на такие периоды? Как через них проходите?

Автобизнес не дает скучать. Во-первых, каждый год – абсолютно особенный, не похожий на другие. Во-вторых, мы развиваемся. 10 лет назад мы были маленькой компанией, сейчас – группа компаний с несколькими центрами и в разы увеличившейся численностью сотрудников. Мы вышли в Чувашскую республику – это тоже добавляет азарта и энтузиазма.

Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
Как платить НДФЛ за сотрудников с 1 января 2025 года. Примеры расчетов
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские
Pro
Важнее еды: кого обогнала Broadcom на пути в клуб триллионеров
Pro
Вам не нужно «больше работать» для успеха. Вам нужно сфокусироваться
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда