Нижний Новгород, 28 июн 2018, 10:29

Ольга Шайдуллина: "Композитор всегда говорит со слушателем о важном"

Обладательница премии "Золотая маска" рассказала Георгию Молокину о пути состоявшегося музыканта, новом поколении студентов ВГИК и приоритете взаимоотношений в образовании
Читать в полной версии
(Фото: РБК)

В 2006 году вы закончили Нижегородскую консерваторию, и на сегодняшний день уже состоялись как успешный композитор: ваши творения звучат в спектаклях в России и за рубежом, вы пишете музыку для фильмов и рок-опер.

Это вполне нормальная композиторская жизнь.

Мне кажется, многие молодые композиторы о такой жизни только мечтают. Что вы хотите сказать лушателю? Какие эмоции, чувства, скорби и радости хотите передать?

Наверное, мне уже сложно говорить как "Композитор Композиторович", как человек, который занимается только сочинением музыки. Просто моя жизнь сейчас связана с театром, и "Золотая маска" (за спектакль "И дольше века длится день" по роману Чингиза Айтматова – ред.) дана не столько за музыкальную работу, сколько за режиссёрскую и командную.

Хорошо. И тем не менее, что вы стремитесь сказать своей музыкой?

В последнее время больше всего хочется говорить о человеке, о пути самопознания, сопровождающего нашу жизнь.

Но подождите. Композитор, будь то Бах, Бетховен, Моцарт или Шостакович, всегда говорит о человеке.

Ничего себе, вы ряд выстраиваете…

Дело же не в сравнении и не в масштабах, а в судьбе и в профессии.

Меня волнует то, что происходит с человеком в современном мире. Прилетела в Нижний Новгород – здесь футбол и в Москве футбол. Льёт дождь с градом, а у меня нет зонта, и таксист задерживается. Стоит большая группа полицейских, и когда таксист подъезжает, ему в очень грубой манере не разрешают остановиться, чтобы меня забрать. У нас в спектакле есть эпизод со взлетом ракеты, и эти маленькие казахи, которые вокруг в степи пытаются жить, любить и строить свой мир, сохранить в себе что-то безусловное. Так вот, мы запускаем ракеты в космос, хотя не разобрались, как жить на земле.

Вы испытываете тревогу или отчаяние, глядя на всё это?

Я – молодая мама, и с появлением Варвары многие вещи стала острее ощущать, а спектакль как раз появился к моменту. Место человека в прогрессе – то, что волновало людей во все времена.

Очевидно, век технологий и скоростей тоже накладывает свой отпечаток на творчество. Я знаю, что вы соединяете разное – акустические приёмы, электронную музыку, видео и прочее. Это, безусловно, современно. Скажите, это ваш принципиальный выбор, или так получается само собой?

Это то, что мне на данный момент интересно. Недавно я выпустила балет в Красноярске: одной из режиссёрских задач там было поставить спектакль, который не будет тяжеловесным по музыкальному составу. "Линия судьбы" – а именно так называется балет – тема очень сложная. Я долго думала и выбрала ход, в котором на сцене присутствует одна виолончелистка, а голос классического инструмента погружен в электронную среду. Мне такое интересно уже несколько лет. У меня есть друг в Екатеринбурге – композитор Саша Жемчужников, он собирает казахский фольклор. Когда начинала делать спектакль "И дольше века длится день", попросила его открыть свои архивы. Найти в Москве музыкантов, которые бы это сыграли, можно, но я удовлетворилась готовыми записями и работала с ними.

Вы востребованы в театрах, киногруппах, на разных сценических и концертных площадках. Как состояться – это вопрос вопросов для многих творческих людей. Я не прошу рецепты, но меня интересует, насколько это возможно в современном мире?

Я работаю преподавателем во ВГИКе и веду определённые наблюдения. Это уже мой второй курс – замечательные студенты. В следующем году они заканчивают, а я смотрю на них и понимаю, насколько же они другие по отношению к учебному процессу и к любым вещам на их молодом пути. Я вижу, в чём их боль и нерв, пытаюсь удовлетворить их запрос, но понимаю, что мир распахнутого информационного пространства и тот  библиотечный мир, в котором жили мы, пытаясь достать информацию – это несоизмеримые вещи. Мы только можем попробовать понять, как они живут. Думаю, чтобы состояться, надо рисковать. Рисковать, быть верным себе и пытаться себя узнавать.

Изменения происходят настолько стремительно, что ты видишь человека на десять лет моложе, а его мир уже другой. У вас есть желание учиться у более молодых?

Конечно. Я этим и занимаюсь. Мы похоже на сообщающиеся сосуды, потому что, не будь студентов и моих с ними взаимоотношений, возможно, у нас не было бы таких затей как "Гадкие лебеди" по Стругацким.

Диалог со студентами получается?

Иногда кажется, что он есть, а потом вдруг обнаруживаешь непреодолимые вопросы и понимаешь, что фундаменты разные. Настолько разные, что ваш диалог может оказаться довольно-таки поверхностным.

Нельзя же делать музыку и спектакли только для своего возраста. Наверняка есть желание, чтобы ваше творчество узнавали и более молодые люди, и представители старшего поколения. Вы чувствуете интерес с их стороны?

Есть одна притча про музыканта, играющего при дворе: его очень любил и хвалил царь, говорил: "Как же ты хорошо играешь!". А тот отвечал: "Нет, вот мой учитель играет гораздо лучше". Царь не поверил, что у него не самый лучший музыкант, и попросил отвести к учителю. Учитель сидел на горе и играл. Царь спросил восхищенно: "В чём же его секрет?". "Скажу, только ты обещай меня не казнить. Я играю для тебя, а он – для бога", – ответил придворный музыкант.

Если ты думаешь, что сейчас делаешь спектакль для молодежи, а потом – для детей, ты должен разговаривать на их языке, но это вовсе не значит, что с какой-то из аудиторий ты говоришь о менее важном. Сейчас на наш спектакль приходит молодёжь, и мы вышли с инициативой, чтобы молодые оставались и делились впечатлениями. Диалог только намечается, но, как мне кажется, в чём-то мы совпадаем.

Молодая мама Ольга Шайдуллина не может не думать о взаимопонимании с дочкой Варварой, что очень важно в нашем меняющемся мире. Пройдет немного времени, и девочка начнет "нажимать кнопки", получать массу информации. Вы задумываетесь об этом?

Да. Мне кажется, знания, что сейчас пытаются дать система образования, школа и родители, вторичны для современного мира. Информация везде открыта, поэтому, в первую очередь, нужно заниматься взаимоотношениями: взаимодействовать друг с другом, а не буквы и цифры учить. Варваре сейчас год и десять месяцев. Она уже считает, хотя никто специально этим не занимался. Нужно учиться быть внимательным к человеку, каков он есть, попытаться его рассмотреть, дать ему внимание и уважение, перестать оценивать. Это легко сказать, но это целый путь. Путь интересный.

Pro
6 технологий, за которыми финансовой отрасли стоит следить в 2025 году
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Рекордная ставка и доллар под ₽115. Чем запомнился инвестору 2024 год
Pro
Чрезвычайные деньги: почему золото дорожает и что будет с ценами в 2025-м