Нижний Новгород, 28 дек 2016, 10:10

Валерий Барулин: "О Нижегородской ярмарке должна позаботиться власть"

Генеральный директор ВЗАО "Нижегородская ярмарка" рассказал РБК ТВ Нижний Новгород об итогах "АРТ России", трудностях в организации выставок в нашем городе и планах на 2017 год
Читать в полной версии
(Фото: Михаил Солунин/РБК)

Здание Нижегородской ярмарки – одно из наиболее знаковых в Нижнем Новгороде, его символ. Причем, по странному стечению обстоятельств, здание не внесено в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и пережило разные времена. Как сейчас обстоят у вас дела, как вы развиваетесь?

Ярмарка – это, безусловно, и само здание Главного ярмарочного дома, о котором мы беспокоимся и которое постоянно ремонтируем, и выставочный комплекс, который в этом году отмечает 25-летие. Историческое здание ярмарки является одним из "семи чудес" Нижегородской области. Для нас иметь в собственности такое здание – это и почетно, и исторически важно, и по-хозяйственному хлопотно. Оно требует достаточно серьезных вложений, которые мы, по возможности, делаем и пытаемся поддерживать объект в хорошем, рабочем состоянии.

Есть разные мнения о том, как сегодня работает ярмарка: кто-то говорит, что развивается, другие – что находится в стагнации. Но многие сходятся во мнении, что выглядит она провинциально, местечково. Конгресс-центр, о котором много говорилось, до сих пор не построен. Что мешает снова сделать ярмарку местом притяжения? Были долги, скандалы. Сейчас все это уже в прошлом?

Действительно, до 2012 года мы фактически не могли думать ни о каком развитии – до того момента, когда суд признал старые долги ярмарки не совсем законными. Во всяком случае, была резко уменьшена требуемая с нас сумма: до решения суда долги оценивались в $51 млн при балансовой стоимости ярмарки в $15 млн. Понятно, что при таком раскладе невозможно было ни получить кредит, ни найти инвесторов. С помощью губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева нам удалось решить эту проблему – долг остался, но он не такой большой и никак не влияет на наше сегодняшнее существование. Тем не менее, мы упустили время, когда экономика работала хорошо и была возможность развиваться.

Мы спроектировали универсальный конгрессно-выставочный центр, который спас бы нас от устаревшей инфраструктуры, поскольку с момента воссоздания ярмарки 25 лет назад в инфраструктурном плане кардинально ничего не поменялось. Подготовили ландшафтный дизайн территории, готовы были убрать временные павильоны (которые, как оказалось, не такие уж и временные и стоят уже 20 лет). Но опять в 2013-2015 годах случился кризис, и наш кредитный договор со Сбербанком, который был рассчитан на строительство этой новой инфраструктуры, затормозился, потому что изменились ставки по кредитам, и сейчас наша экономика не позволяет взять кредит под 20-25% и что-то при этом делать. Мы затратили большие деньги на проектирование, прокладку коммуникаций и уже два года как готовы строить. Сейчас ждем решения, которое, видимо, должны принять власти – как ярмарке выполнить этот план.

И все же, в преддверии чемпионата мира по футболу вопрос строительства конгресс-холла становится особенно актуальным. Рассматривается не только строительство стадиона, не только развитие Стрелки, но и Нижегородской ярмарки, и Старого Канавина – в комплексе, как это было изначально. Это колоссальная территория, которая – и с этим все согласны – является уникальной и имеет огромнейший экономический потенциал. В этом контексте, каким вы представляете будущее ярмарки? Или в свете прошедших лет вы растеряли оптимизм?

Я, безусловно, остаюсь оптимистом и вижу, что должно быть сделано. Другое дело, что мы до сих пор не знаем ответа на вопрос, будет ли, например, организована фан-зона на территории ярмарки. Официального ответа пока не было, неофициально говорят разное. Мы ждем решения, которое позволит нам избавиться от устаревшей инфраструктуры в том виде, в каком она существует сейчас, ждем, что мы все-таки построим конгресс-центр. Нижний Новгород – я не побоюсь этих слов – наверное, единственный город-миллионник в мире, где нет нормального универсального зала вместимостью более тысячи человек. Проект, повторюсь, есть – задача только найти ресурсы и построить.

И эксперты, и власть сходятся во мнении, что чемпионат – это все-таки некий "паровоз", за который за оставшиеся полтора года надо успеть ухватиться. Тем не менее, Ярмарка и в существующем виде принимает крупные мероприятия – приезжали c концертом The Prodigy, например, и все прошло вполне достойно. То есть, вам все-таки удается как-то выкручиваться и искать варианты?

Понимаете, занимается выкручиванием, приспосабливаться вопреки – уже как-то несовременно. Надо делать реальные шаги, создавать что-то новое. В сегодняшнем состоянии ярмарка не может двигаться вперед: мы с трудом поддерживаем ее на существующем уровне, но делать это становится всё сложнее с каждым годом, особенно когда одновременно снижается и деловая активность, и экономика не в порядке. Поэтому если нашим клиентам, нашим участникам выставок плохо, нам не может быть хорошо. А ничего нового мы предложить не можем.

Мы должны принимать какие-то кардинальные меры, на что сама ярмарка в силу своей специфики и экономики не способна. Во всем мире нет ни одного выставочного комплекса, который бы не дотировался государством. Мы – акционерное общество, при этом город и область у нас являются основными акционерами, и вся наша экономика выстроена не на зарабатывании денег как таковых, а на продвижении города, области и страны в целом.

Как вы поддерживаете конкурентоспособность в условиях падения деловой активности и нехватки качественных площадей? Удается ли полноценно соперничать с другими миллионниками, у которых эти площади есть? Что делаете специально для того, чтобы выставки у нас, в Нижнем Новгороде, все же проводились?

Конкуренция, действительно, сильная, тем более, что за прошедшие годы другие города серьезно шагнули вперед. Пока держимся, ведь сейчас всем не очень хорошо. Есть компании, которые вообще ушли с рынка, совсем ликвидировались. Самый яркий пример – это Пермская ярмарка, которая с мая этого года просто прекратила свое существование, а ее помещение просто продали под супермаркет. Этот частные владельцы, у которых нет особой ответственности. Им такой вариант показался выгоднее, и они не раздумывали. Нижегородская ярмарка такого сделать не может, поскольку мы все-таки имеем другой статус и наша задача, повторюсь, состоит в поддержании и повышении имиджа города и области. Хотелось бы, чтобы город и область тоже немного позаботились о ярмарке.

Если не секрет, какой объем вложений требуется для того, чтобы построить конгресс-центр, привести помещения в соответствие современным международным стандартам – чтобы ярмарка действительно стала выглядеть так, как мы хотим?

Есть точная оценка, но на 2013 год – тогда инвестиции оценивались в 1,35 млрд руб., но речь шла фактически о новом выставочном комплексе. Мы бы убрали все временные павильоны, ушли под одну крышу и с учетом уже существующих площадей имели бы даже больше квадратных метров, чем имеем сейчас. Плюс сюда заложено создание ландшафтного дизайна и благоустройство нашей территории, на которой могли бы проводиться все городские праздники – она позволяет собрать более 10 тыс. человек. в закрытом периметре, который при желании можно очень хорошо охранять. Кроме того, мы получили бы посадочный зал на 3500 мест с акустикой Ла-Скала, кстати.

Во всем мире существуют примеры концессионных отношений, государственно-частных партнерств. Возможно ли это применительно к Нижегородской ярмарке? Или просто к вам пока не выходили с такими предложениями?

Живых идей в таком формате на текущий момент нет, чтобы кто-то что-то сейчас предлагал и мы бы думали об этом. Кроме того, это не совсем право менеджмента – это право акционеров, и, если будет подобное предложение, наверное, они будут его рассматривать.

С точки зрения экономической модели это нормально, допустимо?

Если это не нарушает функций ярмарки, ее деятельность, наверное, это нормально. Но, если бы мы полностью отдали ярмарку в руки частникам лет пять назад, я думаю, она бы прекратила свое существование в том виде, в каком она есть. На этой территории можно вести более выгодный бизнес и зарабатывать лучшие деньги. Но город бы, на мой взгляд, лишился одного из своих замечательных мест, которых осталось всего два – Нижегородская ярмарка и Нижегородский кремль.

Поговорим о работе ярмарки в этом году. У вас проводилась, в том числе, выставка под названием "АРТ Россия", масштаб которой впечатлил. Долго ли вы готовились к ней, будет ли проведение таких выставок системным и какие у вас планы на 2017 год? Чего ждать нижегородцам и гостям города?

Действительно, мы сделали масштабный проект, и это говорит о том, что слухи о нашей смерти сильно преувеличены. Это результат нашего долгого, глубокого анализа ситуации экономики в стране и выставочного бизнеса в целом. Мы пытаемся искать новые форматы, новые темы – те, которые существуют у нас десятилетиями, уже далеко не все актуальны и приходится как-то меняться. Мы решили заняться темой искусства, привлекли партнеров, разбираются в этом лучше нас. Раньше мы уже делали арт-салоны, но они были именно местечковые. В этом году нам удалось задействовать все наши семь павильонов, включая Главный ярмарочный дом, где мы провели вернисаж и куда пригласили всех VIP-гостей из города и области – мы застроили 11 тыс. кв. метров. Было более 550 участников из 52 городов, 32 регионов и 16 стран — даже из Боливии и Сенегала.

Мне было очень приятно что наши усилия не пропали даром – мероприятие посетили почти 20 тыс. нижегородцев и гости из других городов, хотя мы не настолько широко его рекламировали. Но до проведения выставки мы сомневались в том, как отнесутся к ней нижегородцы и насколько востребован сейчас такой формат. Мне кажется, нижегородцы в чем-то похожи на жителей Санкт-Петербурга – они одинаково любят культуру и искусство во всех проявлениях и формах. Важным было также осознание того, что нижегородцы – не бедные люди: экспонаты можно было приобретать и все покупалось. Поэтому руководство Нижегородской ярмарки приняло решение сделать "АРТ Россию" ежегодным мероприятием.

Назовите две или три выставки, на которые стоит обратить внимание в 2017 году бизнесу и общественности. За чем следить?

У нас остаются наши традиционные проекты, главным из которых в 2017 году, я считаю, будет международный экологический форум "Великие реки". Не будем забывать, что следующий год объявлен Годом экологии. Мы надеемся, что в нем активное участие примет Нижегородская область, потому что именно она, на мой взгляд должна представить себя наиболее ярко и широко, показать, как мы боремся с нашими экологическими проблемами, которых достаточно. Мы должны показать на мировом уровне, насколько регион продвинулся вперед в этом плане.

Далее наш традиционный международный бизнес-саммит – мы привлекли целый ряд ассоциаций промышленников, которые вместе с нами будут активно его готовить. Третье главное мероприятие, которое у нас будет – это специализированная выставка "Машиностроение": в этом году мы тоже делаем ее масштабной. Ну и, конечно, "АРТ Россия". Хотя я бы не сбрасывал со счетов другие наши мероприятия, коль скоро мы занялись событийным туризмом и пытаемся максимально завлечь гостей в Нижний Новгород и область. Большая часть знаковых мероприятий международного уровня проводится именно на ярмарке. Если считать дальше – каждый доллар и евро, принесенный на выставочный комплекс, куда приехал турист, равняется 7-8 долларам и евро, оставленным в экономике региона в виде расходов на рестораны, гостиницы, такси и сувениры. Вот где деньги и где развитие.

В дальнейшем, когда будет достроен стадион "Нижний Новгород", мы планируем проводить мероприятия и на его территории. У нас есть несколько идей, которые мы собираемся обсуждать и отрабатывать.

Pro
Как снизить налоговую нагрузку и авансовый НДС при импорте из Китая: кейс
Pro
Инвестор из США хочет купить «Северный поток-2». Как он связан с Россией
Pro
Команда любит жесткую руку: главные менеджерские приемы Алекса Фергюсона
Pro
Природа лишнего веса: кто виноват в цифрах на весах
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
30 дней цифрового детокса: как защитить от технологий свой уязвимый мозг
Pro
Вечные. Как экс-топ ЛУКОЙЛа продает жизнь после смерти за ₽10 тыс.
Pro
Клиенты в бешенстве, водители бегут: как решать проблемы с логистикой