Окрылённые пивом: болельщики ЧМ показали прагматизм при выборе ресторанов
Ставка на наружную рекламу, активное продвижение в социальных сетях и поисковых системах, сделанная нижегородским общепитом в расчёте на иностранных болельщиков, во время ЧМ-2018 не сработала, рассказали РБК-Нижний Новгород отраслевые эксперты. Также не оправдались ожидания широкого территориального охвата туристами местных заведений и интереса иностранцев к русской кухне. Зарубежные гости не тратят время на поиски ресторанов, предпочитая питаться в пешеходных зонах: в ресторанах и барах, близких к фан-зоне довольны атмосферой и выручкой, в то время как остальная сфера услуг Нижнего Новгорода осталась без клиентов.
Кому маржа, кому – масло с ножа
Типичный любитель футбола, будь то россиянин или иностранец, предпочитает покупать продукты в обычных магазинах или еду с недорогих фудкортов. Судя по площадкам торгового центра "Небо", периферия общепита осталась за бортом праздника, отмечает председатель совета директоров группы компаний "Электроника" Сергей Кузнецов
"С кем ни общаюсь из разных сфер бизнеса – все говорят о падении потребления. Провал в магазинах, кинотеатрах, сфере услуг, полный провал у туроператоров в пик сезона. Люди сосредоточились на футболе, а за пределами фан-зоны и главных улиц город вымирает. Предприниматели ждут, когда все это закончится", – комментирует ситуацию собеседник агентства.
Львиную долю трафика посетителей в дни чемпионата мира захватили близлежащие к фан-зоне заведения. Несмотря на то, что основной поток болельщиков стекается от площади Горького, рестораны и бары, расположенные выше трамвайной линии по главной пешеходной улице Нижнего Новгорода Большой Покровской, визуально менее популярны.
Не место красит
Впрочем, как отмечают рестораторы, выручка всё равно существенно выше обычной. Популярность того или иного места во многом зависит от простоты меню, скорости обслуживания, наличия запасов продуктов и напитков.
Хозяин ресторана "Виталич" Сергей Рубан признаётся, что при всей готовности к мероприятию не ожидал настолько мощного наплыва клиентов. "Первый же приезд фанатов –а это были шведы – принес результаты, каких не было за всю историю ресторана. Людей примерно втрое больше, чем в обычные городские праздничные дни. Из них 70% – иностранцы, 30% – россияне, хотя по платежеспособности соотечественники ничем не уступают", – рассказал собеседник РБК-Нижний Новгород.
В ресторане "Английское посольство" (к слову, упомянутом в рейтинге городов-хозяев ЧМ-2018 британского таблоида The Independent) агентству сообщили о двойном росте числа гостей. При этом оценить популярность заведения по национальной принадлежности оказалось достаточно сложно: в день игры Аргентина – Хорватия паб заполонили латиноамериканцы, а победу англичан над Панамой за редким исключением отмечали нижегородцы.
"Мы прекрасно понимали, что для гостей на первом месте будет месторасположение, что мы проигрываем ресторанам на Большой Покровской и Рождественской. Да, идут за местом, но ещё за кухней и напитками. И тут главным было не ошибиться, чтобы всё было в наличии. Клиенты рассказывали, что в некоторых местах уже не было ни еды, ни пива. Видимо, кто-то не вполне просчитал поток", – отмечает управляющая рестораном Юлия Полякова. По её словам, экономический и атмосферный эффект получен именно за счёт сокращения меню в пользу традиционно популярных у болельщиков блюд, а также функциональности подачи. Кроме того, сработал отказ от многоразовой пивной посуды и смещение акцентов от тёмных к светлым сортам пива.
Сергей Кузнецов утверждает, что скачкообразная прибыль на потоках туристов в дни матчей погоды не сделала, поскольку основные траты болельщиков – это транспортные и гостиничные расходы. Об экономии постояльцев можно судить по прибыли ресторана в принадлежащем ГК "Электроника" отеле Hampton by Hilton. "Пики заполняемости длятся два-три дня, а в ресторане особой выручки нет. Пиво пьют самое недорогое. Всё очень прагматично и экономно – уровень "среднего минуса", – поясняет он.
Меню футбольных космополитов
Вкусовые предпочтения туристов в Нижнем Новгороде мало чем отличаются от футбольных форумов в других странах. Сумевшие предугадать тенденцию рестораторы оказались в плюсе, в то время как пропагандирующие аутентичную кухню заведения могут рассчитывать только на организованные группы туристов по предварительной брони.
Лишь каждый пятый иностранец интересуется местными блюдами и напитками, делится наблюдениями руководитель проекта "Неформат/Общение со смыслом" Михаил Рубинштейн. Популярность форматов бургерной, лапшичной и хачапури примерно одинакова – лишь бы были веранда, понятная закуска и пенный напиток. Другое дело – особенности менталитета гостей, к чему оказались готовы не все.
"Для шведов мы – страна дешевого алкоголя, и это правда, что в некоторых местах они выпили абсолютно всё. С другой стороны, в одном из баров, где гуляли аргентинцы, проанализировали выручку, и получилось, что гости пили только воду и кофе. Алкоголь оказался не нужен", – рассказывает Рубинштейн.
В "Английском посольстве" полагают, что сумели найти кулинарный компромисс: он не подразумевал блинов, курников и пришелся по вкусу клиентам любых национальностей.
"Нам было проще всего не пойти против формата паба. Традиционные блюда: ирландское рагу, стейки, а также хорошее пиво одинаково брали все. Болельщики не занимаются гастрономическим туризмом и не знакомится с тонкостями местной кухни. Им нужно то, к чему они привыкли", – считает Юлия Полякова.
Владелец ресторана "Виталич" Сергей Рубан, тем не менее, подмечает некоторые особенности национального "боления". По его словам, одни только шведы выпили в ресторане 600 литров пива, аргентинцы и хорваты наотрез отказались от волжской рыбы, окрошку и борщ заказывали исключительно россияне, а корейцы ели крайне мало. Самым интернациональным меню ресторатор называет пиво и куриные крылышки.
Впрочем, некоторые гости из зарубежья позволили себе отдохнуть на широкую ногу, говорит Рубан. "Среди иностранцев есть те, кому дорогие спиртные напитки и черную икру подавай. Мы икры столько продали, сколько не было уже лет десять. Одна семейная пара сразу килограмм на стол попросила. Похоже, некоторые клиенты на всю жизнь наелись", – резюмировал он.