Нижний Новгород, 30 мар 2017, 10:29

Валентин Недялков: "В индустрии развлечений не бывает "не той" публики"

Основатель нижегородского клуба Z-Top Club рассказал РБК ТВ Нижний Новгород о секретах успеха в бизнесе развлечений и о том, что дает человеку работа на себя
Читать в полной версии
(Фото: Михаил Солунин/РБК)

Первый вопрос к вам, к пионеру индустрии развлечений в Нижнем Новгороде — насколько сложен этот бизнес? Кажется, что это просто — достаточно арендовать помещение, сделать ремонт, нанять персонал и запустить рекламу. Так ли это? В чем ваш секрет успеха, и какие в этой сфере есть сложности и нюансы?

Я никогда не держал в секрете свои рецепты успеха, более того — много раз даже помогал своим конкурентам. Бизнес развлечений — достаточно любопытный, но ничего странного и сложного в нем нет: надо просто открыться и сделать все так, как нужно.

Но ведь сейчас учат тому, как открывать бизнес. В 90-х, когда вы начинали, этого не было. Вы действовали по наитию?

Культуру развлекательных заведений сформировали еще Ремарк и Хемингуэй в своих произведениях. И эти принципы до сих пор работают.

Тем не менее, за последние 25 лет в Нижнем Новгороде появилось и исчезло множество заведений. Необходимо следовать, что называется, "духу времени", меняться вместе с эпохой. Девяностые и нулевые — это действительно разные эпохи, в том числе по отношению людей к развлечениям. Чем отличался бизнес в эти десятилетия?

Бизнес нулевых, конечно, гораздо богаче и гораздо интереснее. Появились новые возможности, новые зрелища. В девяностых это было немного по-другому: погрубее, пожестче, но был и определенный, европейский я бы сказал, шарм.

В нулевых рынок развлечений стал очень конкурентным, что, безусловно, очень хорошо. Для меня конкуренция всегда служит индикатором моих ошибок, она определяет мое направление. Этот бизнес очень двоякий: можно развлекать людей, как они хотят, или же стараться прививать что-то публике.

Что делаете вы?

И то, и другое. Я не очень понимаю людей, которые говорят что у нас в городе "не тот народ". Народ везде одинаковый. Надо самим стараться быть лучше и уметь развлекать разную аудиторию.

В прошлом, когда вы давали интервью и отвечали на вопросы, связанные с бизнесом, вы говорили, что деньги важны, но они не первостепенны. Первичной является атмосфера, люди, определенный "дух" того или иного заведения. Всегда ли вы придерживались этой позиции?

Деньги как результат, конечно, имеют значение. Но такой результат в этом бизнесе не может быть целью. Есть тактические и стратегические цели — так вот, у меня всегда была стратегическая цель, которая заключалась в том, чтобы мои детища существовали "долго и счастливо", чтобы посетителям нравилось то, что мы делаем.

Не секрет, что в 90-е годы на бизнес "давил" криминал. Как вы пережили это время? И как изменилась ситуация в нулевых, когда проблемы с бандитами отошли в прошлое, но предприниматели оказались под пристальным наблюдением госорганов и силовых структур?

Честно говоря, было сложно. Своего малолетнего в то время ребенка я выпускал гулять с охраной, и мне это очень не нравилось. Я видел много примеров того, как таких же пионеров нижегородского бизнеса "ломали" бандиты, и они теряли все.

В нулевых стало проще. Проблемы с проверяющими были. С пожарниками мы судились не один раз — в какой-то момент разбирательство дошло даже до Верховного суда РФ. Некоторые претензии к нам были реальными, некоторые — нет. Но ничего, отбились.

Раньше предпринимателями становились активные, даже агрессивные люди, с харизмой. Им, может быть, не всегда хватало компетенций, но умения "расталкивать локтями", страсти к работе было хоть отбавляй. Сейчас желающих открыть бизнес раз-два и обчелся. С чем это связано и как, по вашему, должно быть — как раньше или как сейчас?

Мне кажется — как раньше. Когда я начинал заниматься бизнесом, мне попадалась на глаза, например, такая статистика: в США из 100 человек, открывавших дело, 70 банкротились в первый же год. Но при этом 60 из 70 таких банкротов начинали все заново. И это впечатляло.

Чем были по-своему интересны девяностые — государственная экономика была слабой, и люди пытались решать свои проблемы сами. Они рвались в бизнес для того, чтобы обеспечить семью, поскольку на государственной работе тогда платили мало. Потом экономика стабилизировалась, но вместе с тем государство фактически отбило у многих, особенно у молодежи, желание заниматься предпринимательством. Я тем не менее, всегда рекомендую десять раз подумать тем, кто хочет работать на начальника, поскольку личностная свобода очень важна. Она дает "крылья", которых нет у работников бюджетной сферы.

А у вас были начальники в жизни хотя бы раз?

Да, и, признаться, с моим характером это было нелегко. Если ты не уважаешь своего начальника, возникает внутренний диссонанс, и работать становится невыносимо. С 1991 года я работаю сам на себя и очень этим доволен. Возможно, мне стоило бы заняться чем-то другим, но я не жалею.

Вы уже много лет живете в Нижнем Новгороде, и прекрасно знаете, в каком состоянии находится город и какие тут есть проблемы. Вы хорошо знакомы и с представителями власти — губернаторами, мэрами, которые были здесь в разные годы. Вы можете сравнить разные этапы развития города, который сейчас, по мнению многих, находится в откровенном упадке. Кто, на ваш взгляд, лучше справится с управлением Нижним Новгородом — чиновники или бизнесмены, избранные руководители или назначенные?

Я однозначно считаю, что руководить городом должен человек, избранный на эту должность, и чем чаще будут проводиться такие выборы, тем лучше. В Болгарии, откуда я родом, власть стабильно меняется раз в четыре года. Это не дает руководителям "засидеться" и начать воровать.

Сити-менеджер должен заботиться о городе. Понятно, что сейчас отношения между муниципальной и областной властью непростые, но сейчас Нижний Новгород производит очень грустное впечатление и своим обликом напоминает как раз начало девяностых.

Есть мнение, что успехи в экономике страны связаны в том числе и с религией. Приводятся примеры: все самые успешные экономические модели развиваются в протестантских странах — Англии, Швейцарии, Германии. А православные страны, такие как Греция, Сербия, Болгария и Россия, "плетутся в хвосте". Объясняется это разным отношением к богатству в религиях — вроде как у нас это зазорно и грешно. Насколько, по вашему, справедливо такое деление?

Думаю, что оно немного ошибочно, и в каждом отдельном государстве ситуация складывается по-разному. Я помню, например, какой была Сербия в 1991-1992 годах — это было очень красивое, процветающее государство. Еще в период социализма Тито (Иосип Броз Тито, бывший президент Югославии — ред.) спокойно отпускал сербов работать во все страны Европы. Они возвращались, приносили деньги, экономика росла. Но потом началась война, Югославия распалась, и это сыграло плохую шутку [со всеми]. Некоторые республики, входившие в ее состав, уже начали "подниматься" — например, Хорватия. А в Сербии дела становятся все хуже и хуже.

В Болгарии проблема немного сложнее, поскольку за 500 лет правления Османской империи турки вырезали всю так называемую болгарскую элиту. В XIX веке хорошее образование получали единицы. По поводу современных успехов Болгарии на экономическом поприще могу сказать только то, что она, по крайней мере, "живет по карману", в отличие, например, от Греции. Пенсия моей мамы, которая в свое время занимала высокие должности в правительстве Болгарии, вполне сопоставима со средней российской — примерно 170 евро (по нынешнему курсу — 10,3 тыс. руб.). Но этих денег хватает — все стоит гораздо дешевле, чем в России.

Ещё один вопрос, быть может, неожиданный для вас, связан с технологиями. Вы, как представитель "старой школы" предпринимателей, легко адаптировались к реалиям новой, цифровой эпохи?

Я всегда окружал себя молодыми людьми, да и сам неплохо разбираюсь в технологиях. У меня нет проблем с гаджетами, с ведением соцсетей — в этом смысле я достаточно легко адаптировался.

В завершение разговора хотелось бы попросить вас дать совет тем, кто, возможно, еще мечтает начать свое дело и заняться бизнесом.

Был австрийский генерал, который говорил: моя самая главная добродетель в том, что я никогда не отчаиваюсь. Никогда не отчаивайтесь: можно упасть, но потом нужно подняться и идти дальше.

Pro
HR-тренды 2025 года — в 10 карточках
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Сгенерированная реальность: каким будет 2025 год для PR-специалистов
Pro
Экономика «скуфов». Почему мужчины в мире становятся все беднее