Нижний Новгород, 30 мая 2018, 10:23

Майя Ковальски: "Интерес художников к Нижнему Новгороду растёт"

Арт-директор галереи современного искусства Futuro рассказала Валентине Тимониной о том, как меняется культурная жизнь Нижнего Новгорода и местный арт-рынок, а также о поиске кадров в сфере искусства и планах на ближайшее будущее
Читать в полной версии
(Фото: РБК)

Ранее в нашей программе мы уже говорили о галерее Futuro. За последнее время она прошла через большое количество изменений, но по-прежнему значительное место в культурной жизни Нижнего Новгорода. По крайней мере, это одно из тех мест, которое может похвастаться очередью перед открытием своего мероприятия. Мне интересно, изменились ли цели и задачи проекта спустя год после того, как в галереи начали работать вы?

Галерее Futuro исполнилось два года этой зимой. За это время действительно был пройден большой путь: последний год мы находились в поиске того, что нужно городу, и того, что нужно нашему пространству - потому что у нас особенное пространство, и с ним нужно особенно работать. Нам показалось что этот год экспериментов прошел успешно, и мы думаем, что следующий наш выставочный сезон, который стартует 8 сентября, будет гораздо сильнее чем предыдущий.

Когда галерея открывалась, была задача продвигать нижегородских художников. Но, как мне кажется, быстро стало понятно, что это довольно небольшое сообщество, и сейчас вы уже часто отходите от этой концепции. Так ли это на самом деле? Как вы выбираете художников?

Выставочный план мы составляем на год вперед и стараемся ориентироваться на тенденции в художественном мире, прогнозировать, что будет актуально. Также мы общаемся с нашими коллегами из других городов и в итоге приходим к решению, что же будет интересно нашим горожанам. Нам каждый раз хочется показать что-то новое, как-то удивить нашего гостя и при этом не потерять ту художественную ценность, которая для нас все-таки является определяющей.

Насколько охотно сами художники откликаются на ваши предложения? Нижний Новгород не славится большим арт-движением, кроме, может быть, наших уличных художников, которые прославились на всю страну. Насколько они вообще открыты к сотрудничеству?

На самом деле, столичным художникам сейчас очень интересно работать в регионах. К нам приезжали художники из Москвы и Петербурга, кроме того, в марте у нас был первый международный проект, когда к нам приехал художник из Дюссельдорфа. Покорить художников и заставить их приехать в Нижний Новгород нам помогает наше пространство – федеральный памятник архитектуры XIX века никого не оставляет равнодушным.

Это действительно серьезное отличие от других галерей. В этом году вы открыли в этом же здании небольшой магазин, и, честно говоря, я удивилась, поскольку даже не подозревала, что там может быть какое-то потайное помещение. Остались ли у вас еще какие-нибудь неизведанные пространства и закрытые двери?

Это была последняя запертая дверь. Помещение, которое сейчас называется Futuro Store, не относится к исторической постройке: оно появилось в советские годы, и раньше там находилась кинобудка.

Теперь понятно, почему оно такой странной формы.

Мне кажется, оно очень камерное и уютное. Наши гости после просмотра выставок с радостью проходят туда, чтобы полистать свежую литературу о современном искусстве и посмотреть работы нижегородских художников.

Очевидно, что одна из главных задач любой галереи в том числе в том, чтобы продавать – соединять художников и тех, кто хочет приобрести произведения искусства. Но после 2014 года многим пришлось перестраиваться и делать акцент на выставочной деятельности. У вас сейчас какой баланс?

Сейчас наша галерея больше работает как выставочное пространство, без упора на коммерческую составляющую. Продажи имеют место быть, они случаются, и мы им рады. Но это не основа нашей работы.

Тем не менее, как вы организуете именно эту часть своей деятельности?

Отчасти для этого мы открыли магазин - пространство, которое выполняет в нашей галерее коммерческую функцию. На первом его этаже можно посмотреть книги и каталоги художников, а экспозиции современных молодых художников – работы из наших фондов, которые можно приобрести – есть на обоих этажах. То есть, мы полностью разделили коммерческое и выставочное пространство.

Мне кажется, что даже у современный зритель относится к искусству с благоговением. Отнестись к произведениям искусства как к товару кажется неправильным, а подойти и узнать, сколько стоит та или иная работа - сложным. Насколько вы открыты в этом вопросе?

В зале всегда присутствует администратор, который общается с гостями, рассказывает им про работы и делает доступ зрителя к искусству более свободным. Также у нас есть сайт, на котором представлены все работы, доступен наш рабочий телефон. Вешать ценники в выставочном зале нам кажется неэтичным.

Еще одна проблема, с которой сейчас начали сталкиваться по крайней мере столичные галеристы ​– это то, что современные технологии и средства коммуникации позволяют художникам самостоятельно завоевывать популярность, продавать свои работы и определять их стоимость.  Как вы относитесь к этой тенденции, и может ли интернет действительно "смести" галереи с рынка?

Такие практики действительно имеют место быть, но это ни в коем случае не уменьшает значимость галерей. Галереи выполняют очень важную задачу, продвигая художника и делая ему имя.

Но не только же галерея работает с художником, не она одна формирует цену на его работы?

Цена складывается под влиянием выставочной деятельности. Если художник выставляется в галереях, статус этих галерей во многом определяет стоимость его работ. Если художник выставляется в государственных выставочных институциях, то ценность работ, безусловно, становится еще выше.

Тема коммерциализации является деликатной для искусства, но все же это неотъемлемая часть работы галерей. Вот эта маркетинговая составляющая  часто кажется довольно спорной: с одной стороны, галерея должна привлечь много зрителей, с другой стороны – опасно, когда она заходит на территорию, где становится instagramable. Как здесь соблюсти баланс?

На самом деле, в каждой нашей выставке есть что-то, что непременно привлечет зрителя. Когда мы делали мартовскую экспозицию художника Алеши из Дюссельдорфа, выставка попала во все профили Instagram в этого городе: многие люди действительно приходили просто для того, чтобы посмотреть и сфотографироваться. Это момент привлечения гостя в галерею. При этом на выставке поднимались серьезные темы: даже если человек заходил просто так, он открывал для себя что-то новое, и, возможно, в чем-то менялся.

Какие у вас каналы продвижения, с чем вы работаете?

Мы работаем и с соцсетями, и с блогерами. С блогерами была очень интересная практика, когда мы их приглашали на монтаж. Для них это была возможность первыми увидеть будущую выставку и даже частично поучаствовать в монтаже. Это был интересный эпизод жизни галереи, и это очень понравилось зрителям.

Насколько образованным должен быть зритель для того, чтобы осмысленно посетить выставку современного искусства? Уделяете ли вы сейчас время просвещению аудитории?

Работая над каждой новой выставкой, мы всей нашей немногочисленной командой полностью погружаемся в её контент. Здесь очень важно общаться с художником, заниматься какими-то внутренними исследованиями его работ. Поэтому каждая наша экспозиция – это действительно подготовленный материал. В зале у нас работает человек, который всегда может рассказать вам про работы, изучению которых сам посвятил очень много времени для того, чтобы вы тоже могли их понять, и самое главное, прочувствовать.

И зрители обращаются к вашим сотрудникам?

Конечно. Гостям очень интересно поговорить с человеком, который работает в галерее. Всегда есть моменты, которые нуждаются в объяснении, и как раз на этот случай всегда есть человек, который жаждет рассказать о современном искусстве.

Хотелось бы еще обсудить кадровый вопрос, поскольку, все-таки в Нижнем Новгороде есть, где работать в сфере искусства. У нас есть огромный "Арсенал" (Волго-Вятский филиал ГЦСИ в составе РОСИЗО – ред.), выпускающий волонтеров и сотрудников с гораздо более обширными знаниями, чем те, которыми обладают даже выпускники профильных вузов. Но, по большому счету, квалифицированных специалистов в области искусства готовить сейчас негде. Как вы подобрали команду, особенно учитывая, что ее состав в последнее время практически полностью обновился?

Это действительно так. Нашли друг друга мы очень просто, через социальные сети - нам прислали очень много резюме. Экспертов в области современного искусства немного в первую очередь потому, что нет высших учебных заведений, где можно было бы обучаться не только искусствознанию, но и непосредственно современным практикам. Это связано даже с художниками – у нас в городе есть только художественное училище. Но мы занимаемся этим вопросом, и надеюсь, что в будущем поможем городу с кадрами в этой сфере.

Вы сказали, что планируете выставки на год вперед. Можете рассказать о самых ближайших планах?

15 июня у нас открывается выставка молодого краснодарского художника Александра Чурсина. Его работы можно было увидеть в различных галереях столицы, часть из них представлена в Музее Москвы.

Пару лет назад участники, громко выражаясь, нижегородского арт-рынка говорили что по факту рынка как такового нет, что он "в стадии строительства". Интересно, сдвинулся ли этот процесс, и построили ли мы что-то за это время? Безусловно, я хочу услышать какой-то оптимистичный ответ, но прошу вас быть честной

Культурная жизнь города действительно изменилась. Мне кажется, что у Нижнего Новгорода был какой-то запас потенциала, который мы сейчас наконец-то реализуем. В городе появляются новые галереи и пространства, открываются новые имена, проходят потрясающие выставки – как в государственных институциях, так и в частных галереях. Интерес к Нижнему Новгороду тоже вырос, в том числе в других городах и регионах, а местная публика очень отзывчивая и благодарная: люди с нетерпением ждут новых проектов.

Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
«Старики украли будущее». Кто сделал миллениалов ограбленным поколением
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки