Поточный метод: нижегородским отельерам понравилась событийность
Итоги пребывания в Нижнем Новгороде гостей чемпионата мира по футболу превзошли ожидания отельеров. Как отмечают опрошенные эксперты и участники рынка, заполняемость гостиниц в дни матчей оказалась вдвое выше обычного уровня и превысила прогнозные планы на период мундиаля. Несмотря на установленные законодательством ценовые ограничения и финансовый прагматизм болельщиков, отелям удалось заработать. При этом 95% прибыли пришлось на размещение, а весь сопутствующий сервис, за исключением питания, забрал на себя город.
По словам собеседников РБК-НН, главное событие десятилетия максимально использовано бизнесом для повышения качества услуг и привлекательности Нижнего Новгорода в целом. Рост числа жалоб на нижегородские гостиницы в первом полугодии они объясняют агрессивным поведением игроков с сомнительной репутацией. Дальнейшие перспективы отрасли эксперты связывают с политикой областных властей в сфере туризма.
Дошло до раскладушек
В дни матчей чемпионата средняя заполняемость гостиниц Нижнего Новгорода была выше 95%, что более чем вдвое превысило среднемесячные показатели апреля или мая (45%). Таковы официальные данные областного правительства по итогам мундиаля. Участники рынка говорят о загрузке в 95-100% в игровые дни и 60-85% - в перерывах между матчами.
По данным Ассоциации отельеров Нижнего Новгорода средняя загрузка по двадцати гостиницам преимущественно центральной части города составила: в январе – 36%, в феврале – 40%, в марте – 42%, в апреле и мае – 57 и 45% соответственно. Таким образом, среднемесячный показатель в первом полугодии не превышал 50%. В июне заполняемость выросла до 61%, а в период проведения чемпионата показатель предположительно достиг 80-85%.
Как рассказали РБК-Нижний Новгород в гранд-отеле "Ока", в июне загрузка несколько превысила уровень марта и апреля (60%). В Hampton by Hilton среднемесячная загрузка в июне достигла 80%, против 50-55% в апреле-мае. В дни матчей оба отеля забивались битком
В ряде случаев для размещения организованных групп приходилось устанавливать раскладушки, что, впрочем, не вызвало дискомфорта ни у зарубежных, ни у российских туристов. Гости заранее ощутили ажиотаж и бронировали номера с опцией предоставления дополнительных мест. При этом потребительское поведение болельщиков отличалось прагматизмом, и номера с более низкой стоимостью разлетались в первую очередь.
Воевали не зря
Финансовыми результатами менеджмент и владельцы ведущих гостиниц остались довольны. В свое время региональной ассоциации отельеров пришлось отстаивать более комфортный ценовой порог: изначальный предел стоимости проживания, установленный федеральным правительством для каждого региона отдельно, в Нижегородской области был ниже, чем в других субъектах, и составлял 6800 руб. за номер в трёхзвёздочной гостинице. С такими параметрами после обязательных отчислений бизнес оставался бы на нуле.
В результате длительных переговоров и корректировки законодательных ограничений планка была снижена. В итоге отели заработали чуть меньше запланированного, но остались в плюсе.
По словам гендиректора гранд-отеля "Ока" Елены Федотовой, с точки зрения прибыльности трёхзвездочные номера оказались более выгодными. Близкое расположение корпусов на три и четыре звезды позволило размещать группы, состоящие из гостей с разным уровнем запросов.
"Мы сработали на более высоких, чем обычно, ценах. Относительно периода до чемпионата выручка при сопоставимом уровне загрузки была в два раза выше", – отмечает собеседница РБК-НН.
Если по загрузке Hampton by Hilton превысил плановые параметры, то выручка могла быть и больше, делится наблюдениями председатель совета директоров владеющей отелем группы компаний "Электроника" Сергей Кузнецов. По его словам, отель был связан контрактом с FIFA, по которому к каждому матчу на день-два бронировалось 70% номерного фонда.
"У нас поступали групповые частные запросы на две-три недели. Люди готовы были платить гораздо дороже. Многим приходилось отказывать из-за того, что по линии FIFA все было в брони. В целом, за счет роста заполняемости получили то, на что и рассчитывали", – рассказал он.
Жертвы онлайна
Свою долю рынка в дни ЧМ-2018 урвали и недобросовестные игроки, воспользовавшиеся ажиотажным спросом и установившие цены выше, чем в отелях с репутацией. В частности, в одном из бюджетных заведений номера продавались за 7 тыс. руб., что дороже максимума для категории "три звезды". С хостельным бизнесом связан и единственный громкий скандал, когда постояльцев несуществующей гостиницы пришлось расселять в других отелях города.
Статистика Роспотребнадзора говорит о резком росте недовольства граждан уровнем местного гостиничного сервиса. Тенденция была очевидна не только в период мундиаля, но и в течение всего первого полугодия. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года, число жалоб потребителей на гостиницы выросло в 7,3 раза, а доля таких обращений в общем числе претензий составила 54,7%.
Как рассказали собеседникb РБК-НН, на подготовительном этапе во всех крупных и средних отелях Нижнего Новгорода прошли тотальные проверки контролирующих органов. Вместе с тем, участники рынка сетуют на явно недостаточное внимание проверяющих к хостельному сегменту.
По оценке Сергея Кузнецова, из авторитетных игроков отельного рынка в этом году не провалился никто, и волна жалоб, вероятно, связана с работой небольших гостиниц. "Сейчас технологии позволяют, и полно ресурсов, где можно разместить информацию о ночлеге. Никаких усилий - клиенты сами приедут", – отмечает председатель совета директоров ГК "Электроника".
По мнению президента Ассоциации отельеров Нижегородской области Константина Клюева, львиная доля обращений связана с ценовой политикой в преддверии мундиаля. "Действительно, за три месяца до чемпионата мы наблюдали вал жалоб на то, что цены не в рамках постановления правительства. Плюс ко всему – серые схемы и не зарегистрированные хостелы. Классические проблемы отрасли, как то невыбивание чека или непредоставление заявленной услуги здесь имеют мизерный процент", – сообщил эксперт.
Классикой наелись
Участники рынка полагают, что средняя заполняемость нижегородских отелей во втором полугодии, вероятнее всего, вернётся на прежний уровень. При этом рост конкуренции в отрасли может привести к падению цен ниже уровня весенних месяцев. За последние два года номерной фонд вырос за счет введения в строй новых объектов. Кроме того, ещё несколько нижегородских отелей сейчас находятся в завершающей стадии строительства.
Впрочем, местные гостиницы к ужесточению конкуренции, похоже, привыкли. Принимая во внимание исключительно положительные отзывы туристов о Нижнем Новгороде, отельеры надеются на постепенный рост турпотока. При этом звание одного из красивейших городов России придется подтверждать привлекательными культурными, спортивными и деловыми событиями.
"Общаясь с туроператорами, которые привезли гостей, мы понимаем, что явной перспективы резкого притока нет. Но плавное повышение интереса за счет самостоятельных поездок вполне возможно. Всё-таки в Европе путешествия – часть культуры. Интуитивно предполагаем, что иностранцы у нас будут", – прогнозирует Елена Федотова.
Если город и регион не добавят в событийном компоненте, это будет печально, размышляет Константин Клюев. По его оценке, гостиничный рынок достиг насыщения, и все классические стартапы обречены на провал. Во втором полугодии конкуренция будет диктовать снижение средней цены номера до 3200-3500 руб., что в целом соответствует уровню прошлого года.
"У нас перед чемпионатом 1900 номеров вышло в виде апартаментов. Последние недели две наблюдаю, что порядка ста уже сняли с продаж. Ещё у господина Володина (его компании "Весенние инвестиции" принадлежат гостиницы Ibis и Sheraton, бутик-отели "Никола Хаус" и "Жук Жак", а также несколько объектов на стадии строительства – ред.) стоят четыре отеля под тысячу номеров. Они не введены в эксплуатацию и вряд ли будут вводиться. Думаю, всё, что дальше будет выходить на рынок – это более интересные нишевые решения, но не классические", – резюмирует эксперт.