Нелли Шумилова: "Эмоциональный интеллект – важное хобби на всю жизнь"
Одна из актуальных и модных сейчас тем – это эмоциональный интеллект, который является основой большого количества бизнес-практик. Что это такое – одна из манипулятивных технологий или под этим подразумевается нечто иное?
Начнём с того, что есть такое всем известное понятие, как IQ или коэффициент интеллекта. Так вот, IQ-тесты, которые многие знают и проходили, измеряют уровень информационного интеллекта человека, то есть количество информации, которое человек может запомнить, воспринять и при необходимости апеллировать к ней.
EI или эмоциональный интеллект – это совсем молодое понятие. В России его раньше называли "социальный интеллект", что, наверное, более правильно. Это способность осознавать свои эмоции, управлять ими, а также понимать и управлять эмоциями других людей.
То есть, всё-таки речь идёт о некой манипуляции?
И да, и нет. Эмоции другого человека, как бы вы не хотели, вам не принадлежат, но влиять на них всё-таки можно. Красивый, подлинный эмоциональный интеллект – это способность создавать доброжелательную атмосферу вокруг себя. Этого вполне можно добиться своей энергией и своим отношением к окружающим.
Мне кажется, эмоциональный интеллект во многом основан на интуиции, которая хорошо работает далеко не у всех. Можно ли этому научиться или это скорее врождённое качество?
Раньше считалось, что человек – это существо биологическое и социальное. То есть, предполагалось, что у человека с рождения есть определённые задатки и способности, темперамент и характер, и с этим придётся смириться, нравится ему это или нет. Однако человек живёт не сам по себе, а в социуме, и в зависимости от того, в какую среду он попадает, с какими людьми он общается, что ему приходится переживать, в нём воспитывается эмоциональный интеллект. Формируется его способность к эмпатии, умение понимать и сопереживать другим людям, чувствовать их и предугадывать их поведение. То есть, в одном человеке всегда есть биологические качества, заложенные в нём от природы, и есть социальные – те, которые он приобретает с опытом. Хорошая новость в том, что есть прослойка людей, которые обладают саморегулированием и самодисциплиной и понимают необходимость работать над качеством своего взаимодействия с окружающими.
Есть ли сейчас запрос на развитие эмоционального интеллекта среди топ-менеджеров?
Эмоциональный интеллект – это хобби на всю жизнь. Это то, над чем нужно и над чем интересно работать. В современных тренингах запрос на это, безусловно, присутствует. Неважно, какой теме мы учим – управление персоналом, мотивация, контроль, делегирование, постановка задач или что-то ещё. Качество присутствия руководителя играет очень важную и ценную роль. Поэтому в свои тренинги я всегда последней темой стараюсь включить управление стрессом, позитивное мышление, способность ладить с самим собой и самомотивацию. Последнее действительно очень важно для топ-менеджеров: если человек не может мотивировать себя, то как он может мотивировать других?
Один из самых известных мировых специалистов по корпоративной культуре Дейв Логан вывел в компаниях пять разных категорий или "племён" сотрудников: одни считают, что жизнь вокруг ужасна, вторые – что ужасна непосредственно их жизнь. Третьи думают, что они крутые, а все вокруг – никто, четвёртые считают всех своих коллег крутыми, а свой коллектив – настоящей командой. И, наконец, пятым всё вокруг кажется прекрасным. Справедливо ли, на ваш взгляд, такое деление, и у кого из этих племён эмоциональный интеллект развит лучше?
Мне как психологу и бизнес-тренеру не очень нравится эта оценочность. На самом деле важную роль играет понимание того, что сколько людей на свете, столько и типов характера. Эмоциональный интеллект – это способность создавать определенную среду вокруг себя: бывает что люди с сильным EI создают неконструктивную среду, заражая пессимизмом весь коллектив. Но при этом быть всегда на позитиве – ещё не залог успеха. Правильнее вести себя с другими людьми искренне, адекватно и осознанно. Сейчас многие компании делают даже корпоративные институты по управлению счастьем – там как раз учат быть настоящими, находиться в балансе положительных и отрицательных эмоций.
Как в основном воспринимают окружающий мир те, кого вы учите? Кого больше – пессимистов или оптимистов?
У меня такое ощущение, что последние лет десять ко мне приходят светлые и позитивные люди – те, кто действительно готов двигаться в сторону осознанности и умеют заражать хорошими эмоциями окружающих. Чтобы такие люди к вам приходили, нужно уметь в каждом видеть хорошее. В ответ человек поворачивается к вам своей наилучшей стороной.
В СМИ эмоциональный интеллект преподносится поистине как ключ успеха во всех сферах жизни. Но как людям, которые действительно хотят улучшить этот навык, не налететь на профанацию? Сейчас в этой сфере предложение опережает спрос: тренеров уже больше, чем людей, готовых учиться. Как не прогадать со специалистом?
Когда-то давно я работала директором по персоналу, и мой начальник говорил мне, что самая главная черта успешного сотрудника – это умение нравиться другим людям. Хороший специалист, задающий в коллективе негативный тон, будет менее востребован, чем человек, который способен обучаться, быть гибким и открытым. Я спросила: как узнать что человек способен нравиться другим людям? Он мне ответил мне просто: если человек тебе нравится – бери. Так вот, если рядом с человеком вы чувствуете лёгкость, если чувствуете, что становитесь лучше – перед вами хороший специалист. Выбирайте сердцем.
В нашем климате быть весёлым тяжело. Люди, живущие в России, мало улыбаются, они угрюмы, а в Нижнем Новгороде, как мне лично кажется – особенно. В США, наоборот, все интересуются, как у вас дела, хотя зачастую делают это, что называется, для галочки. Не сталкивались ли вы с людьми, которые используют свой эмоциональный интеллект наигранно: льстят, пытаются быть добрыми и радушными, а на самом деле за спиной держат фигу?
Человек, который улыбается не сердцем, на самом деле не улыбается, а оскаливается. В моей жизни был такой пример: однажды я, как тренер, должна была научить улыбаться операторов АЗС, которые работают далеко в области. На тренинге я спросила их, хотели бы они возвращаться домой с работы в хорошем настроении? Ответ был утвердительный. Тогда я спросила: хотели бы они, чтобы люди на это настроение тоже откликались? В ответ – снова "да". И я сказала, что, если они будут улыбаться водителям, которые приезжают на заправку, те с меньшей вероятностью попадут в аварию и передадут своё хорошее настроение другим. Важно осознать ценность улыбки на работе, и тогда она будет искренней. Это не значит, что нужно улыбаться всем с утра до вечера, но если улыбаться хочется – это обязательно нужно делать.
Основатель Alibaba Group Джек Ма говорит, что в мире машин, к которому движемся человечество, мы сами пытаемся стать более технологичными и упрощенными. Поэтому нужно учиться не только эмоциональному интеллекту, о котором мы только что подробно говорили, но и любви к окружающим. Учите ли вы на своих тренингах любить?
Слово "любовь" на самом деле имеет очень много смыслов, и счастлив тот человек, который умеет любить по-разному. Можно любить свой город, своего ребёнка, близкого человека и даже тех людей, которых вы никогда в жизни не видели. Здесь будет уместно поговорить о качестве душевности и открытости человека. Любовь – это, кроме всего прочего, умение чувствовать и понимать. Эту способность можно развивать через творчество, через общение, через искренность и готовность быть в правде.
Какие из ваших тренингов на сегодняшний день пользуются наибольшей популярностью? Что является "хитом"?
Я хотела найти этот "хит" еще десять с лишним лет назад, и до сих пор не нашла. Наверное, "хит" в том, что мы откликаемся на реальные потребности и запросы. Если нам говорят, что нужен, например, тренинг по продажам – ещё не факт, что на самом деле нужен именно он. Мы слышим запрос, слышим наших клиентов, и отсюда рождаются новые программы: даже те, о которых мы, может быть, раньше не думали.
А что больше всего увлекает лично вас? Чему вы сами любите учить?
На самом деле, мы не учим, а создаём процесс обучения. Наша задача – не научить, не пересказать книгу, которую человек может прочитать сам, а создать атмосферу, в которой происходит развитие: так проходят и кейсы, и мозговые штурмы, и ролевые игры, и задания. Тема, которая вдохновляет лично меня и, как мне кажется, является очень важной – это корпоративная социальная ответственность.
Сейчас популярность тимбилдингов и тренингов в России снижается: бытует мнение, что в целом они не нужны и не эффективны. Что бы возразили не это?
Если вы не хотите тратить деньги на повышение грамотности – их придётся потратить на безграмотный персонал.