Нижний Новгород, 27 мая 2022, 09:20

Ректоры нижегородских вузов обсудили отказ России от Болонской системы

Читать в полной версии
Фото: Мининский университет

Ректоры нижегородских вузов прокомментировали возможный выход России из Болонской системы. Ранее министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сообщил, что «к Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу».

В стране планируют построить собственную уникальную систему образования. Прежде всего, речь идет об отказе от принятой двухуровневой системы подготовки (4 года бакалавриата и 2 года магистратуры) и возвращении на специалитет (5-6 лет обучения). Новый перечень специальностей министерство планирует подготовить к 2024 году.

Ректор Нижегородского государственного технического университета Сергей Дмитриев рассказал РБК, что в 90-е годы переход на двухуровневое обучение в соответствии с Болонской системой стал для вуза довольно тяжелым процессом.

«Пытаясь сохранить качество и уровень образования, мы «ужали» пятилетнюю программу обучения до четырех лет. Потом у нас появились уникальные магистерские программы, и система заработала. Положительным следствием перехода стало то, что студенты получили возможность корректировать образовательную траекторию в процессе обучения. У нас также обучается большое количество иностранных студентов, а для них важна легитимность и универсальность диплома, получаемого в России. В случае выхода из Болонского соглашения этот вопрос нужно будет каким-то образом отрегулировать. В целом, для нашего вуза отказ от Болонской системы и переход на программы специалитета является вполне приемлемым вариантом, но прежде чем снова начинать серьезную реформу, нужно хорошо подумать», — прокомментировал Сергей Дмитриев.

Ректор Нижегородского государственного лингвистического университета Жанна Никонова напомнила, что Болонская система образования в России критикуется в течение многих лет практически всеми участниками образовательного процесса, а также работодателями. В качестве основного минуса называется как раз деление образовательного процесса на уровни.

«Выпускник бакалавриата, как правило, не является полностью сформированным специалистом. Для достижения необходимой зрелости в той или иной профессиональной области ему требуется получить образование в рамках магистерской программы, либо получить большой практический опыт в профессии. Поскольку достаточно большое количество выпускников бакалавриата не имеет стремления продолжить обучение в магистратуре, работодатели получают достаточно часто незрелых специалистов. Поэтому очень много жалоб с их стороны на качество высшего образования», — сообщила РБК Жанна Никонова.

Вместе с тем, по мнению ректора НГЛУ, в этом случае работодатели не совсем правы, поскольку в федеральных образовательных стандартах четко прописаны сферы профессиональной деятельности, в которых может работать выпускник бакалавриата, а какие предназначены только для выпускников магистратуры. Но многие работодатели, особенно в частном секторе, не знают или не соблюдают эти нормы, поэтому их ожидания от уровня подготовки выпускника вуза часто не совпадают с реальной картиной.

В качестве еще одного минуса Болонской системы Жанна Никонова назвала компетентностный подход к обучению, который сильно зависит от уровня профессиональных компетенций и стратегического мышления разработчиков образовательных программ.

«Переход на Болонскую систему образования осуществлялся в России не одно десятилетие, многие вузы научились преодолевать эти минусы. Научился превращать их в плюсы и наш университет, хотя на всех научно-образовательных дискуссионных площадках мы в течение многих лет обращали внимание, что для подготовки высококвалифицированного лингвиста-переводчика и специалиста-международника требуется сохранение традиционной системы российского высшего образования. Поэтому мы полностью приветствуем и поддерживаем переход России на собственную систему высшего образования, объявленный министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым», — резюмировала ректор лингвистического университета.

Ректор Мининского университета Виктор Сдобняков в беседе с РБК обратил внимание на то, что Болонская система только отчасти показала себя эффективной. Она помогла унифицировать подходы к высшему образованию и способствовала повышению мобильности студентов. Однако, по мнению Виктора Сдобнякова, полноценного признания и «конвертируемости» российского диплома в рамках европейского пространства не произошло, а из системы отечественного образования ушло такое понятие как «фундаментальное образование».

«В педагогическом направлении тоже есть определенные минусы европейской системы: квалификация «бакалавр /магистр педагогического образования» никак не соотносилась с конкретной профессией «учитель предмета». Изменилась и общая идеология подготовки в сторону усиления общей и сокращения профильной, особенно предметной части. Новый вектор уже выбран — профессиональное педагогическое сообщество разрабатывает программу «Ядра высшего педагогического образования» — это единые принципы и подходы к подготовке педагогических кадров, и опора в этой программе сделана именно на специалитет», — рассказал ректор Мининского университета.

Также Виктор Сдобняков подчеркнул, что, в частности, педагогическое образование всегда существует в государственном контексте, поэтому должно отражать достижения и культуру конкретного общества.

«Кроме того, не могу сказать, что Болонская система полноценно заработала в России — есть особенности нормативно-надзорных требований, остались степени кандидата наук, значительно увеличивается доля специалитета, взаимное признание дипломов не стало автоматическим и так далее», — резюмировал ректор Мининского университета.

По данным опроса, проведенного сервисом SuperJob, идею отказа от двухступенчатой системы высшего образования поддержали 65% нижегородцев. Чаще остальных за традиционную систему (специалитет с обучением в течение 5 лет) высказывались респонденты старше 45 лет и нижегородцы, имеющие высшее образование (72 и 76% соответственно).

Среди опрошенных студентов вузов в Нижнем Новгороде 48% поддержали предложение об отказе от двухуровневой системы обучения, 30% проголосовали против. А вот среди родителей 11-классников, планирующих поступать в вузы, за отказ от бакалавриата и магистратуры в пользу пятилетнего обучения в вузах высказалось подавляющее большинство — 93%.

Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Сотрудник все время сидит на больничном. Как его уволить
Pro
США проспали становление Китая. Что угрожает американской экономике
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей