Нижний Новгород, 19 мая 2023, 16:59

Канатную дорогу через Оку в Нижнем Новгороде планируют сдать в 2025 году

Общественная палата Нижнего Новгорода организовала обсуждение проекта экспертным сообществом
Читать в полной версии
Фото: ГК "Урбантех"

По условиям концессионного соглашения, заключенного между правительством Нижегородской области и Группой компаний «Урбантех», канатная дорога через Оку в черте Нижнего Новгорода должна быть сдана в 2025 году. Строительство планируют начать в феврале 2024 года, после общественных слушаний и прохождения историко-культурной, экологической и главной государственной экспертиз.

ГК «Урбантех» намерена инвестировать в проект более 4,3 млрд рублей частных инвестиций и заемных средств, объект не предполагает бюджетного финансирования. Тариф на проезд будет установлен правительством области, и произойдет это ближе к сдаче объекта в эксплуатацию.

Предполагается, что канатная дорога сможет ежедневно перевозить более 10 тысяч пассажиров. Длина трассы будет составлять 3 340 метров, по ней будут курсировать 60 кабинок вместимостью 8 пассажиров каждая.

Министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Павел Саватеев отметил, что вопрос строительства второй канатной дороги начал обсуждаться практически сразу после запуска первой «канатки», работающей на маршруте Нижний Новгород — Бор. Прорабатывалась даже возможность открытия второй ветки дороги через Волгу, но в итоге было принято решение о строительстве трассы от станции метро «Заречная» до парка «Швейцария».

Пассажирская канатная дорога соединит две крупные городские магистрали, находящиеся на разных берегах Оки — проспекты Ленина и Гагарина. По словам заместителя генерального директора по развитию государственно-частного партнерства ГК «Урбантех» Марии Бротт, ключевой предпосылкой для строительства дороги стала повышенная нагрузка на существующие наземные магистрали, а также отсутствие прямых рейсов общественного транспорта между ее конечными пунктами.

«Нижний Новгород — это привлекательный для жизни город, и он нуждается в комфортном, быстром и удобном транспорте. Канатная дорога не создает дополнительной нагрузки на окружающую среду, от нее нет ни шума, ни вибрации. Это очень экологичный транспорт», — подчеркнула Мария Бротт.

Всего будет построено три станции: «Заречная» и «Тихая гавань» в нижней части города и «Проспект Гагарина» — в верхней. Конструкции всех станций будут представлять собой полностью закрытые павильоны с отоплением, системой кондиционирования, туалетами и другой инфраструктурой. Предусмотрено комфортное пользование канатной дорогой для пассажиров с детьми и для маломобильных групп граждан.

Согласно условиям концессии, по завершении строительства канатная дорога будет полностью передана в собственность Нижегородской области, а возврат инвестиций ГК «Урбантех» будет осуществляться за счет средств, поступающих от оплаты проезда.

Если места расположения конечных станций уже сейчас привязаны к существующим городским объектам, по появление в проекте остановки «Тихая гавань» сначала вызывало вопросы. Однако ее необходимость обусловлена не только конструктивными особенностями трассы. На берегу Оки планируется строительство новых жилых комплексов, а также дублера проспекта Ленина, поэтому станция канатной дороги здесь будет востребована.

Фото: ГК "Урбантех"

Очевидно, что новый объект будет параллельно выполнять две функции — общественного транспорта и туристического аттракциона. Пока сложно предположить, какое назначение — утилитарное или рекреационное — станет определяющим.

Председатель правления Гильдии экскурсоводов Нижегородской области Александра Шарова рассказала, что поездка на канатной дороге через Волгу сегодня очень популярна у туристов. У нового объекта тоже есть туристический потенциал, хотя по сравнению с первой «канаткой» есть и минусы.

«Пассажирам будущей канатной дороги все равно придется пользоваться общественным транспортом, чтобы добраться от станции «Проспект Гагарина» до центра Нижнего Новгорода — кремля, музеев и т.д. Со стороны проспекта Ленина туристических локаций и вовсе нет. Поэтому нам нужно подумать, как встроить новый объект в наши маршруты, предстоит большая интеллектуальная работа. Например, может получиться комплексная детская программа «Вода и воздух», включающая посещение канатной дороге и аквапарка», — прокомментировала Александра Шарова.

«Канатная дорога, в любом случае, оживит досуг жителей нижней части города. Ближе к ним станут аквапарк и федеральный досуговый объект — парк «Швейцария». Но одновременно станут доступны и объекты, которым повышенная антропогенная нагрузка будет только вредить. Думаю, городским властям предстоит проработать вопрос доступности этих территорий», — отметил эксперт Александр Сысоев.

Речь, в первую очередь, идет об особо охраняемой природной территории «Урочище Слуда». Председатель Нижегородского областного отделения Всероссийского общества охраны природы Татьяна Созонтьева отметила, что экологическую общественность волнует судьба этого уголка природы в черте города. Кроме того, вызывает беспокойство увеличение нагрузки на и без того перегруженный проспект Гагарина после открытия там станции канатной дроги.

Представители «Урбантех» заверили, что на территории памятника природы не планируется строительство объектов канатной дороги, а 50-метровая опора в парке «Швейцария» позволит обойтись не только без просеки, но и без кронирования деревьев.

Что касается увеличения трафика на проспекте Гагарина, то это проблема, которую необходимо решать в любом случае. «Возросшую нагрузку на магистраль должен будет компенсировать дублер проспекта Гагарина, сейчас объект находится в стадии проектирования» — добавил Павел Саватеев.

Информацию о появлении в Нижнем Новгороде второй канатной дороги активно обсуждают и горожане. В начале мая в соцсетях был проведен опрос общественного мнения. О результатах исследования рассказал социолог Александр Прудник.

Однозначно поддержали строительство нового объекта 68,3% участников опроса. По мнению социологов, это подчеркивает важность для нижегородцев вопроса связанности частей города. А вот неожиданным показателем для авторов опроса стал тот факт, что в верней части города сторонников строительства «канатки» оказалось даже больше, чем в нижней.

«Похоже, разрыв между частями города наверху ощущается острее», — делает вывод Александр Прудник.

Отвечая на вопрос о том, зачем нужен городу новый инфраструктурный объект, участники опроса выбрали следующие варианты: возможность попасть в парк «Швейцария» (59,6%), туристический объект для гостей (55,9%), возможность быстро добраться до транспортного узла на проспекте Гагарина (54,9%). В числе преимуществ нового вида транспорта нижегородцы назвали прямую связь между разными частями города (62,1%), возможность насладиться природными видами с высоты птичьего полета (61,0%), а также снижение зависимости от пробок на дорогах (53,2%).

«Всегда интересно проследить, как меняется жизнь города после появления новых значимых объектов, Например, можно предположить, что повысится спрос на краткосрочную аренду квартир рядом со станциями канатной дороги в нижней части города, как это уже произошло на проспекте Гагарина после открытия аквапарка «Океанис», — заметил Александр Прудник.

Общественная палата Нижнего Новгорода планирует продолжить изучать мнения горожан о строительстве канатной дороги через Оку, чтобы проанализировать, как будут меняться ожидания города по мере приближения сроков сдачи объекта в эксплуатацию.

Подпишитесь на Telegram РБК Нижний Новгород

Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Золото и партия: что нужно знать о новом месторождении в Хунане
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование
Pro
«Продавать всем подряд — табу». Как понять, что бизнес готов к франшизе
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
Наслаждайтесь упущенными возможностями: советы для тех, кто вечно спешит
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Поиск работы: что успеть сделать в новогодние каникулы