Нижний Новгород, 07 июн, 08:46

От сервисов к центрам компетенций: куда движется российская ИТ-индустрия

Читать в полной версии

Конференция «Цифровая индустрия промышленной России» – ярмарка не столько ИТ-продуктов, сколько технологических трендов. Разработчики «сверяют часы», чтобы, с одной стороны, оставаться конкурентоспособными, а с другой – соответствовать мейнстриму.

Постоянный участник конференции ЦИПР, соучредитель и коммерческий директор нижегородской компании STM Labs Алексей Щепетков рассказал о впечатлениях от выставки, возможностях по выходу российских разработок на рынки дружественных стран, и о том, как независимой компании выдержать конкуренцию с государственными корпорациями.

- Ваша компания постоянно участвует в конференции ЦИПР, в составе нижегородской делегации вы не менее регулярно ездите в Китай на HI-Tech China. Каковы впечатления от 10-го, юбилейного, ЦИПРа?

- Мне, как уроженцу и патриоту Нижнего Новгорода, очень нравится это мероприятие. ЦИПР привлекает внимание к городу, к нам приезжают представители федеральной власти. Это точно событие, которое вносит свой вклад в улучшение городской инфраструктуры, в продвижение Нижнего Новгорода как технологического и культурного центра. В этом году я бы отметил еще и большое преображение ярмарочного пространства: планарное заседание впервые прошло в обновленном Главном ярмарочном доме, и это было очень круто.

- А что относительно наполнения? Исходя из состава участников, куда сейчас движется российская ИТ-индустрия?

- Сейчас однозначно время крупных компаний с государственным участием. Большую часть выставочного пространства занимают именно корпорации, обладающие значительными ресурсами, позволяющими им двигаться вперед. Но и независимым компаниям, таким как наша, есть что предложить рынку.

- Я так понимаю, вы имеете в виду ваше специализированное программное обеспечение для обработки данных о потреблении услуг и ресурсов. Изначально он был создан для телекома, но, насколько я помню, сразу шла речь о применении этого решения и в других сферах за счет его универсальности. Где сейчас востребован Pi.One?

- Да, Pi.One мы создавали для телеком-операторов, поскольку была определенная востребованность данного класса программного обеспечения внутри страны на фоне импортозамещения. Но поскольку наша команда постоянно находится в режиме разработки, и мы думаем, какие новые отрасли можно охватить, мы добавили туда поддержку всех промышленных протоколов, чтобы стать элементом АСУ ТП (автоматизированная система управления технологическим процессом) крупных производственных площадок.

Также мы поддержали протоколы информационного обмена устройств IoT (интернет вещей) – это тоже бурно развивающаяся отрасль, добавили поддержку протоколов искусственного интеллекта и возможность создания на базе нашей платформы цифровых сотрудников. Сейчас у нас есть пилотный проект в московской клинике: оптимизируем взаимодействие с пациентами, выстраиваем и автоматизируем бизнес-процессы с помощью нашего программного решения. Но, если честно, разработать продукт гораздо проще, чем продать.

- Получается, усовершенствование имеющегося ИТ-продукта – это в большей степени маркетинговая, нежели технологическая история?

- Я бы сказал, что мы стремимся довести наш продукт до той точки востребованности, когда он будет регулярно покупаться. Рынок у нас очень высококонкурентный, сейчас многие компании двигаются примерно в одинаковом направлении, поэтому нужно стремиться охватить как можно больше сфер применения, чтобы оставаться на плаву.

- У вас были планы по выводу именно этого решения на рынки стран Африки и Южной Армерики. Как сейчас там обстоят дела? Ждут ли эти рынки российских разработчиков?

- Пока все это остается в планах, и единственное, что мы точно знаем на сегодняшний день, – это что прежние протоколы не работают. В 2011-12 годах мы активно сотрудничали с телеком-компаниями Африки в рамках другого нашего направления. У нас остались контакты, и мы планировали предложить им наш новый продукт. Не скрою, были определенные ожидания, но до реальных контрактов дело не дошло.

Казалось бы, ЮАР – дружественная нам страна, входит в БРИКС, и там мы раньше работали с крупнейшим оператором мобильной связи Vodacom. Но Vodacom является собственностью британской телекоммуникационной компании Vodafone UK, и эта зависимость локального рынка даже дружественных стран от западных материнских компаний пока не позволяет нам вернуться на этот рынок. Но мы не теряем надежду.

- Насколько типичен для российского ИТ-сектора путь трансформации сервисной компании в продуктовую?

- Я думаю, что многие компании пытаются это сделать, но все-таки нужно понимать, что это два совершенно разных бизнеса. Продуктовая компания создает тиражируемые продукты, у нее есть устоявшаяся команда разработки, вокруг которой строятся процессы, но процент разработчиков, которые пишут исходный код программного продукта, достаточно небольшой.

Что касается нашей компании, то мы пока не собираемся бросать сервисное направление, потому что нам приятно работать с нашими клиентами. Если получится продавать продукт регулярно, то, скорее всего, речь пойдет о выделении этого направления в самостоятельную компанию.

- Сейчас ведь надо идти еще дальше. ИТ-компании становятся центрами компетенций, которые аккумулируют не только сервисы и разработку, но и образовательные ресурсы. Готов ли российский бизнес к этому вызову?

- Я думаю, что, однозначно, готов. В Нижнем Новгороде создается ИТ-кампус «Неймарк», работает «Школа 21» Сбера. Мы видим, что на образовательный рынок заходят крупные федеральные компании, которые реализуют собственные программы обучения. Но пока, подчеркну, это опять же федеральный рынок. Мы, хотя и выросли уже из сегмента МСП, к этой сфере еще только присматриваемся. Первый эшелон – это все-таки крупные компании с государственным участием, которые могут инвестировать в образование большие суммы и располагают определенным кадровым ресурсом.

- Но дефицит компетенций большой? Как вы это воспринимаете?

- ИТ-отрасль неоднородна. Есть классическая разработка ПО на заказ, где используются типовые языки программирования и базы данных. Там действительно крайне важна профессиональная подготовка, и высококвалифицированные специалисты сейчас в дефиците. А есть направления, которые максимально быстро растут – это все, что связано с искусственным интеллектом, машинным обучением и т.д. Там все бурлит как котел, каждый день появляется что-то новое, и за молодыми ребятами, работающими в этих сферах, просто не угнаться.

- Давайте в завершение разговора вернемся к вашему флагманскому продукту. Появится ли Pi.Two?

- Обязательно появится, и если мы так и не сможем продавать его за рубеж, то назовем его «ПИТУНЬЯ»! А если без шуток, то мы сейчас движемся в сторону создания продуктовой линейки с отдельным решением для каждой сферы. Мы уже почувствовали избыточность платформы и поняли, что отраслевое разделение необходимо.

Подпишитесь на Telegram РБК Нижний Новгород