Спрос на рациональность: почему в России растет популярность дискаунтеров
Планом развития компании предусмотрено открытие еще семи магазинов до конца года.
Исполнительный директор торговой сети Smart Анна Ванина рассказала, почему в стране растет популярность дискаунтеров, каким образом формат подстраивается под запросы потребителей и как малый бизнес российских регионов может заработать на сотрудничестве с крупной сетью.
Дискаунтер — это экономия времени
— На сегодняшний день в России уже работают 133 магазина Smart, и еще семь вы планируете открыть в ближайшую пару месяцев. На чем основаны столь оптимистичные планы по развитию сети?
— Скоро, кстати, мы открываем четвертый «октябрьский» дискаунтер в Вичуге (Ивановская область), так что к ноябрю подойдем со 134 дискаунтерами. А всего по итогам года наша сеть увеличится на 25 магазинов. Первый магазин сети появился в 2021 году, и мы не ставили себе цель открывать их сотнями. Важнее было, чтобы торговые точки работали эффективно, чтобы качество сервиса и товарного предложения оставалось на должном уровне. Но мы увидели, что наша концепция «Низкие цены для лучшей жизни» отвечает запросам покупателей, которые хотят тратить меньше, но получать больше — ассортимента, комфорта, сервиса.
Мы проводили исследования покупательских впечатлений от посещения наших дискаунтеров и получили отзывы, полностью соответствующие философии Smart. Люди говорили, что в магазине им спокойно и интересно, что они хотят приходить снова. Финансовые показатели подтверждают это: товарооборот сети ежегодно растет и по итогам 2025 года может превысить 60 млрд рублей.
Согласно недавнему исследованию компании «Нильсен», Smart занял первое место по индексу NPS (желание покупателей рекомендовать магазин родственникам и знакомым), обойдя по этому показателю сети «Чижик» и «Победа». Для нас это важный показатель качества каждого магазина и концепции сети в целом.
Мы продолжаем делать фокус на укрепление позиций в ключевых регионах и расширение доли рынка. Наша стратегическая цель — со временем увеличить сеть до 1 тыс. магазинов. Также мы работаем над усовершенствованием формата, внедряем новые технологии. Например, устанавливаем в магазинах кассы самообслуживания, развиваем мобильное приложение, расширяем возможности карт лояльности. Кстати, нашим приложением уже пользуются более 1,6 млн человек, а доля покупок по картам лояльности в общем товарообороте составляет 70%.
Многие решения мы применяем, опираясь на опыт по развитию сетей супермаркетов SPAR и EUROSPAR, которые также входят в группу «Сладкая жизнь».
— За счет чего в России растет популярность дискаунтеров? Говорит ли это о снижении доходов населения, или просто люди распробовали новые форматы, а их потребительское поведение стало более рациональным?
— В последние три года доходы населения растут. Например, в 2025 году по сравнению с 2024 годом, согласно Росстату, среднедушевые денежные доходы населения выросли на 17,5%.
Основа популярности дискаунтеров — более рациональное потребительское поведение: люди хотят покупать любимый качественный товар по доступной цене, без переплат, быстро и с комфортом, а часть сэкономленных денег тратить на отдых, путешествия, крупные покупки. И это нормально. Фактор быстрой близкой покупки продиктован повышением занятости населения. Следовательно, еще и желанием экономить время. Этим факторам соответствуют дискаунтеры, которые располагаются в жилых кварталах, в шаговой доступности от домов.
Бизнес с сетью дискаунтеров
— Кстати, как выбираются места расположения магазинов сети? Какие локации для вас приоритетны?
— Учитывая наши планы развития, мы заинтересованы в новых локациях и открыты к партнерству с владельцами нежилой недвижимости, желающими сдавать помещения в долгосрочную аренду. Ключевые факторы, которые влияют на выбор объекта: населенный пункт или спальный густонаселенный район с проживанием в них от 25 тыс. человек, высокий автомобильный трафик, помещение площадью от 750 кв. м с подключенными коммуникациями, наличие парковки и возможность подъезда грузового транспорта. В основном мы открываем наши дискаунтеры на арендуемых площадях, но также рассматриваем варианты предложений построить объекты под нас с нуля.
По географии нашего развития мы рассматривает предложения объектов недвижимости в Москве, Московской области, Нижнем Новгороде, Нижегородской области, Кировской, Костромской, Тверской, Калужской, Рязанской, Пензенской, Ярославской, Ивановской, Владимирской областях, республиках Чувашия, Марий Эл, Мордовии, Татарстане.
— Приходилось ли вам закрывать неудачные объекты?
— Закрывать убыточные магазины, которые за год не дают динамику развития по всем показателям, — обычная практика для всех ритейлеров. Никто не будет работать в убыток и содержать магазин с нулевыми, а то и с минусовыми показателями. Наш период выхода торговой точки на плановые показатели рентабельности — от 6 до 12 месяцев.
Магазинов, которые нам пришлось закрыть, — единицы. Часто причиной были внешние факторы. В зависимости от региона, это может быть, например, изменение градостроительных планов, изменение графика ввода многоквартирных домов и, как следствие, долгий период ожидания плотного покупательского трафика, увеличение сроков крупных ремонтных работ в непосредственной близости с нашим объектом, что затрудняло подходы и подъезды к магазинам.
— Имеются ли у сети Smart собственные распределительные центры или вы используете логистику головной компании?
— Отгрузка товара осуществляется в двух распределительных центрах в Нижегородской и Московской областях. Эти же центры обслуживают сети SPAR и EUROSPAR другой нашей компании — «Спар Миддл Волга», также входящей в группу «Сладкая жизнь», и франчайзинговые магазины сети «Авокадо». Каждый наш автомобиль работает 24 часа в сутки: рано утром он везет товар в Smart, потом загружается на распределительном центре и едет в «Авокадо», а ночная приемка позволяет возить продукцию в SPAR и EUROSPAR.
— Как стать поставщиком Smart и вашим партнером — производителем продукции под собственными торговыми марками?
— Мы открыты к сотрудничеству для всех поставщиков из любых регионов, работаем с малым, средним и крупным бизнесом, продовольственными корпорациями, фермерскими хозяйствами и агрохолдингами. У нас уже сейчас тысячи поставщиков разного масштаба и юридической формы — индивидуальные предприниматели, ООО, АО.
Наши приоритеты при отборе продукции для ввода в ассортимент — высокое качество по лучшей цене, гарантия стабильных бесперебойных поставок, полный пакет всей необходимой сопроводительной документации, а для производителей наших собственных торговых марок — высокие стандарты технологических процессов производства, соблюдение норм безопасности сырья, рецептур и оборота продукции.
Конечно, особое внимание мы обращаем на финансовую устойчивость, добросовестность, законопослушность поставщика. С компаниями с сомнительной репутацией, какой бы интересный товар по привлекательной цене они не предлагали, нам точно не по пути.
Офлайн или онлайн
— Наличие пекарни и готовой еды — редкость для дискаунтера. Не размывает ли наличие такой продукции позиционирование магазина?
— Готовая еда и пекарни — это наше конкурентное преимущество в сегменте дискаунтеров. Появление сервисов, нестандартных для магазинов нашего формата, повысило удовлетворенность покупателей от посещения торговой точки, сформировало желание вернуться. Это был эксперимент, который удался.
— Есть ли смысл развивать офлайн-точки, учитывая, что покупатели уходят в маркетплейсы и онлайн-доставку?
— Все исследования наших аналитиков и независимых агентств ежегодно демонстрируют четкую градацию покупательских предпочтений по каналам продаж. Например, за офлайн-торговлей остается реализация большинства групп продовольственных товаров: бакалеи, фруктов, овощей, выпечки, заморозки, готовой еды. Да, доля онлайн-покупок растет, но все равно она еще очень мала и составляет менее 10%.
Огромная доля покупателей по-прежнему придерживается привычки покупать продукты после «физического контакта». Им нужно изучить упаковку, потрогать, даже понюхать товар. Причем многим удобнее сделать покупки по пути на работу или домой, чем ждать доставку курьером. Конечно, у онлайн-торговли есть свои преимущества и удобства, но они больше распространяются на непродовольственную группу товаров.
Из офлайна покупатель никуда не уходит, он просто расширяет спектр каналов покупки, развивая омниканальный подход в потреблении. Мы это также учитываем в развитии покупательских сервисов сети супермаркетов SPAR и EUROSPAR.
Подпишитесь на Telegram РБК Нижний Новгород