Нижний Новгород, 06 авг 2015, 20:30

Большой футбол на Волге: что построят в Нижнем Новгороде к ЧМ-2018

Всего к чемпионату мира в городе будет построено более 50 инфраструктурных объектов, включая новый терминал аэропорта "Стригино" и стадион "Нижний Новгород"
Читать в полной версии
(Фото: Ярослав Гунин)

Россия примет у себя мировое футбольное первенство в 2018 году, однако уже сейчас многие окрестили его своего рода "стройкой века". Особенно сильно это ощущается в тех городах, которые нечасто принимают участие в событиях такого масштаба.

Согласно календарю, опубликованному на сайте FIFA, Нижний Новгород примет у себя шесть матчей ЧМ-2018 года: четыре матча группового этапа (18, 21, 24 и 27 июня), по одному матчу 1/8 финала (1 июля) и 1/4 финала (6 июля).

Изменения, которые, ожидаются в Нижнем Новгороде через три года в связи с этими шестью матчами, уже сейчас обещают быть достаточно значительными. Всего к чемпионату мира в городе будет построено более 50 инфраструктурных объектов, включая новый терминал аэропорта "Стригино" и стадион.

Стадион имени Нижнего Новгорода

Главным объектом, который будет нанесен на карту столицы Приволжья в течение ближайших трех лет, является стадион "Нижний Новгород". Спортивная арена на 45 тыс. мест будет размещена в прибрежной зоне слияния рек Волги и Оки (Стрелка). Площадь земельного участка под строительство составляет 21,6 га, общая площадь здания стадиона — 127,5 тыс. кв. метров.

Стоимость строительства объекта составляет 16,756 млрд руб. Генподрядчиком выступает ОАО "Стройтрансгаз", входящее в бизнес-структуры Геннадия Тимченко – одного из совладельцев крупного нефтяного трейдера Gunvor. 

В настоящий момент строители завершают свайные работы. В конце июля сообщалось, что погружено более 8 тыс. из 9693 свай, предусмотренных проектом. Застройщик вышел на площадку в начале марта 2015 года и должен закончить строительство в ноябре 2017 года. Но по заявлениям представителей компании, стадион может быть сдан на два месяца раньше.

Примечательно, что первоначально стадион назывался "Арена-Волга". Предполагается, что он станет домашним стадионом для нижегородской "Волги". В связи с этим спортивный директор клуба Александр Липко сообщал, что областное руководство поставило перед "бело-синими", в настоящий момент выступающими в ФНЛ, задачу вернуться в Российскую футбольную премьер-лигу (РФПЛ) к 2018 году.

Однако обзавестись именной домашней базой клубу, видимо, не удастся. В конце мая текущего года руководство области совместно с "Россия-2018" инициировало переименование ещё не построенного стадиона в честь города – "Нижний Новгород". По словам губернатора Валерия Шанцева, решение отказаться от прежнего названия принято в связи с участием в мундиале других волжских городов. "Новое название географически более точно", - пояснил тогда глава региона.

Предполагается, что содержание и эксплуатация стадиона после окончания чемпионата мира будет ежегодно обходиться области в 180 млн руб. Резонно, что, по словам замгубернатора Нижегородской области Дмитрия Сватковского, руководство региона ставит задачей-максимум выход на самоокупаемость арены.

"Для этого он должен использоваться все 365 дней в году. По нашим расчетам, нулевая рентабельность возможна, если минимум 250 дней в году поле и помещения стадиона будут в аренде для проведения различных спортивных культурно-массовых мероприятий, а заполняемость трибун на знаковых соревнованиях будет порядка 15-20 тыс. человек", - отмечал он.

Согласно проекту, так должен выглядеть стадион "Нижний Новгород" в ноябре 2017 года (Фото: Анастасия Макарычева/РБК)

Транспортная инфраструктура

Однако строительством стадиона в нижегородском микрорайоне Мещерское озеро дело не ограничится. В настоящее время ООО "Проектный институт "Волгаавтодорпроект" приступил к разработке проекта транспортной сети под стадион к ЧМ-2018 за 39,715 млн руб.

По условиям договора подрядчик должен разработать проект дорожной инфраструктуры в границах улиц Бетанкура, Совнаркомовская, Пролетарская, дороги по Волжской набережной, а также дороги от улицы Стрелка до улицы Совнаркомовская в Канавинском районе Нижнего Новгорода. Проектировщику предложено учесть строительство площадки для досмотра транспорта на 1000 машиномест у берега Оки и организацию велодорожек. В техзадании также указаны три пешеходных перехода.

В декабре прошлого года градостроительный совет Нижегородской области принял за основу концепцию развития территории в районе стадиона. В соответствии с ней большая часть Стрелки лишится существующей застройки, историческая зона возле собора Александра Невского будет сохранена.

Вдоль набережных рек будет создана парковая зона, а улица Совнаркомовская будет продлена непосредственно до набережной Волги. При этом на участке возле собора Александра Невского будет организована остановка общественного транспорта. Перед собором со стороны Совнаркомовской появится площадь.

В середине июля нижегородские власти дали официальный старт строительству новой станции метро "Стрелка" на Мещерском бульваре. Госконтракт был заключен с московской СК "Управление строительства-620" в марте. Компания стала единственным участником аукциона. Стоимость работ по возведению "Стрелки" и перегонных тоннелей до станции "Московская" оценивается в 10,4 млрд руб.

Протяженность новой ветки нижегородского метрополитена превысит 3 км. Ожидается, что "Стрелка" на четверть увеличит пассажиропоток подземки. Станция свяжет микрорайон Мещерское озеро с одним из крупнейших в городе транспортным узлом в районе Московского вокзала.

Начало строительства тоннелей "Стрелки" запланировано на ноябрь текущего года. Тоннели одновременно будут проходить сразу двумя щитами. "В 2017 году два туннеля встретятся в районе площади Ленина, и в апреле 2018 пойдут первые вагоны", - пояснял сроки строительства губернатор Валерий Шанцев.

Проект станции разработан институтом "Нижегородметропроект". По замыслу архитекторов, "Стрелка" будет выполнена в стиле минимализма. В оформлении планируется использовать 3D-стеллы из стекла на футбольные темы в концепции проведения матчей ЧМ-2018.

Проект станции метро "Стрелка" (Фото: пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области)

Начало строительства автомагистрали к нижегородскому аэропорту "Стригино" в рамках подготовки к чемпионату мира запланировано уже на осень этого года. Инвестиции в проект составляют 4,328 млрд руб. Срок реализации — 24 месяца. В настоящий момент проектная документация проходит стадию госэкспертизы, которая, по ожиданиям областного министра спорта Сергея Панова, завершится в сентябре. Окончание строительства запланировано на 2017 год. Общая протяжённость магистрали составит 7,7 км.

Проспект Молодёжный будет расширен до четырёх полос, в районе станции Петряевка появится новая трёхуровневая транспортная развязка. Два яруса, включая существующий железнодорожный переезд и дорогу с выходом на аэропорт, предназначены для автомобилей. Третий уровень планируется для линии высокоскоростной магистрали Москва-Казань (ВСМ).

Планировалось, что строительство участка ВСМ до Нижнего Новгорода завершится к ЧМ-2018, однако финансовые затруднения и экономический кризис могут внести свои коррективы в эти планы. Начало строительства ВСМ запланировано на осень-зиму 2016 года.

В декабре текущего года завершится строительство нового терминала нижегородского аэропорта. Комплекс общей площадью 27,8 тыс. кв. м будет оснащен 4 телескопическими трапами.

Площадь торговой зоны на территории аэропорта составит 1,5 тыс. кв. м, пропускная способность нового терминала — около 1,5 млн пассажиров в год. На территории перед аэровокзалом планируется организовать 700 парковочных мест.

Отельеры не отказываются от планов

Размещать туристов и болельщиков, приехавших в Нижний Новгород посмотреть футбол и город, будут в новых гостиницах. Согласно требованиям FIFA, организаторы ЧМ должны предоставить болельщикам в общероссийском масштабе не менее 60 тыс. гостиничных номеров.

В апреле в связи с сокращением бюджета мундиаля Правительство РФ исключило из программы подготовки к ЧМ-2018 15 отелей в Нижнем Новгороде – речь шла об объектах, строящихся под брендами Hilton, Kempinski, Korston, Marriott и Park Inn. Представители областного правительства и опрошенные РБК-Нижний Новгород отельеры, однако, заявили, что все запланированные объекты будут построены. Всего к ЧМ-2018 городу требуется обеспечить порядка 8 тыс. гостиничных мест.

Однако некоторые эксперты отмечают, что строительство дорогих и больших гостиниц в Нижнем Новгороде может быть неоправданно. Существующий в городе номерной фонд редко бывает загружен более чем на 60%, и после проведения чемпионата многие гостиницы из-за колоссальных убытков, вызванных низким спросом, будут закрываться или проводить переформатирование зданий под новые нужды.

Так произошло, например, с гостиницами Украины, принимавшей чемпионат Европы в 2012 году. Подобные же проблемы уже испытывают отельеры Екатеринбурга, Владивостока и Сочи, которые строили гостиницы перед крупными мероприятиями.

Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Получивший $25 млн бывший CEO Intel обещал голодать: как спасают компанию
Pro
Треть компаний выплатят новогодние премии в декабре. На что их потратят
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Стоит ли вступать в споры с налоговой инспекцией и как это делать
Pro
Не заметить нельзя: как руководителю реагировать на буллинг
Pro
Отказаться от цели в карьере: 5 советов для разочарованных «достигаторов»