Вопрос недели: как избавиться от коррупции в системе образования?
Суд первой инстанции назначил Власову по совокупности преступлений наказание в виде штрафа в размере 150 тыс. руб. Кроме того, Власову запрещено заниматься преподавательской деятельностью в государственных образовательных учреждениях в течение одного года. РБК Новосибирск обратился к экспертам и депутатам с вопросом: как избавиться от коррупции в системе образования?
Евгений Митрофанов, общественник:
— Это вопрос личного выбора человека. Дело скорее не в системе, а в самоопределении обучающегося. Студенты сегодня не видят живой связи с тем, что им «начитывают», и с чем им предстоит столкнуться в дальнейшем.
Чтобы такого не было, нужно пересмотреть подход к образовательному процессу. Увы, сделать это крайне сложно.
Виктор Сорокин, глава фонда «Мы против коррупции»:
— Чтобы коррупция исчезла, нужна мотивация двух видов: положительная и отрицательная. Первая подразумевает формирование в обществе нетерпимости к коррупции. Вторая должна показывать, что бывает, когда ты замешан в коррупции. Она должна создаваться правоохранительными органами. Увы, эта мотивация отсутствует. Поэтому неудивительно, что студенты в сложившейся ситуации вынуждены решать свои вопросы таким образом.
Более того, часто инициатива дать взятку исходит от преподавателей. Это комплексная проблема, в основе которой лежит экономика и коррупция в государственных органах контроля. Не поборов ее, нельзя надеяться на исчезновение коррупции в других сферах жизни.
Николай Тямин, председатель комиссии по социальной политике и образованию, депутат горсовета:
— Такие новости вызывают больше удивления. Похоже, что мы еще не избавились от старой порочной системы образования. Коррупция была и в советское время, когда я учился в вузе: когда кто-то подавал зачетку, в ней обязательно что-то лежало. Разумеется, находились и студенты, сдающие на тройки, но зато заслуженные, собственными силами. Проблема становится серьезнее, если посмотреть на образование в целом: выпускник, который платил за то, чтобы сдать экзамены, не владеет необходимыми знаниями, хотя имеет на руках диплом. Представьте, если это будет выпускник медицинского вуза.
Чтобы подобный подход исчез, нужно культивировать в обществе негативное отношение к взяткам и увеличить зарплату преподавателям.
Вадим Агеенко, депутат Заксобрания Новосибирской области:
— Брать или не брать взятку — зависит от совести преподавателя. Времена сменились: можно купить и диплом, и ученую степень. Находят даже судей, у которых нет юридического образования. Молодежь все это впитывает, проникается возможностью легкого приобретения заслуг, которые требуют усилий. С таким подходом можно бороться только кадрово — нужны преподаватели, не берущие взяток, а также ряд мер, которые бы действовали профилактически.
Во-первых, за взятку любого размера садить, во-вторых, отстранять от преподавательской деятельности на много лет.
Олег Щербаненко, директор «Городского центра развития образования»:
— Эта проблема характерна не только для нашего города, но в целом для мира. Один хочет незаконно обогатиться, другой, не прилагая усилий, получить то, что ему нужно. В таком случае студент обкрадывает сам себя. Знания обеспечивают его успешность, и попытка как-то сжульничать во время образовательного процесса — шаг примитивный. Большинство современной молодежи это прекрасно понимает.
Взяточничество в сфере образования хоть и распространено, но уже становится несовременным. Думаю, что в ближайшие годы коррупция в вузах исчезнет сама собой.
Оксана Марченко, депутат Заксобрания Новосибирской области:
— На мой взгляд нельзя резко судить преподавателя, исходя из информации, полученной до начала судебного процесса. Информация нередко искажается: может его неправильно понял студент, может это PR-ход вуза. Подавляющему большинству преподавателей взятки не нужны, ведь они уже получили высшее образование, ученые степени, кто-то является заслуженным педагогом. Не думаю, что они будут опускаться до такого уровня. Возможно, проблема в нежелании конкретных студентов учиться, возможно, в желании преподавателя нажиться. В любом случае, нельзя просто грести всех под одну гребенку, нужно рассматривать каждый коррупционный случай индивидуально.