Новосибирск, 01 ноя 2017, 07:14

Ставка сделана: на что повлияет снижение ключевой ставки Центробанком

В пятницу Центробанк снизил ключевую ставку на 25 базисных пунктов до 8,25%. РБК Новосибирск поинтересовался у финансовых экспертов, какие последствия это будет иметь для бизнеса и финансовой сферы Новосибирска
Читать в полной версии

Ольга Молчанова, министр экономического развития Новосибирской области:

—Мы оцениваем очень положительно снижение ключевой ставки, так как это снизит стоимость привлекаемых средств для инвесторов и в целом повысит эффективность реализуемых инвестиционных проектов в Новосибирской области. И, конечно же, это будет стимулировать инвестиционную деятельность в регионе.

Андрей Смирнов, вице-президент, региональный директор по СФО, управляющий филиалом Муниципальный банка «Открытие»:

— Уровень ключевой ставки, которую устанавливает Банк России, безусловно, влияет на финансовую и деловую активность. Для банков ключевая ставка является индикатором стоимости ресурсов: обычно реакция на сигнал регулятора происходит с небольшим временным лагом — от недели до месяца. Банки производят корректировку по собственным кредитным и депозитным продуктам, как правило, на величину, сопоставимую с уровнем снижением ключевой ставки. В ряде случаев такая корректировка происходит даже с опережением, еще до объявления регулятором о пересмотре ставок, если для этого есть объективные предпосылки.

При этом надо иметь в виду, что величина процентных ставок по депозитам и кредитам, выдаваемых бизнесу и населению, определяется не только стоимостью привлечения ресурсов для банков, но и внутренней стоимостью банковских услуг, рыночной конъюнктурой, потребностью в ликвидности. Эти факторы зависят не от ключевой ставки, а от общей макроэкономической ситуации в стране, уровня рисков в банковской системе и экономике в целом.

Учитывая динамику инфляции, низкие инфляционные ожидания, позитивные изменения в экономике и уменьшение «платы за риск», в 2017 году банки неоднократно снижали ставки по кредитным программам, делая ресурсы для конечных получателей — бизнеса и населения — более доступными. Эти изменения транслировались в экономику, стимулируя деловую активность в реальном секторе и потребительский спрос.

Так, в филиале Муниципальный банка «Открытие», который представлен в ряде крупных городов Сибири, начиная со второго квартала, фиксируется высокая динамика спроса на кредиты для бизнеса. С начала года вырос и средний чек запрашиваемых кредитов: с 3-х млн рублей до 10-ти млн рублей во втором полугодии. Вырос также объем ипотечных кредитов, выданных банком «Открытие» в Сибири: в третьем квартале 2017 года он почти втрое превысил показатель первого полугодия. Этому также способствовало снижение ипотечных ставок вслед за ключевой ставкой ЦБ. Банк «Открытие» снижал их пять раз в течение 2017 года.

Главным трендом на рынке депозитов в 2017 году стала частичная потеря их привлекательности из-за снижения ставок до беспрецедентно низкого уровня. Как следствие, отмечается рост интереса населения к более доходным инструментам для вложений, чем депозиты, в частности, к инвестиционным, страховым продуктам. В связи с прогнозируемым снижением ставки регулятора до конца 2017 года может произойти дальнейшее смягчение условий банковского кредитования, ставки по депозитам также могут быть скорректированы.

Юрий Зозуля, заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Заксобрания Новосибирской области:

—Рассчитывать на радикальные изменение не стоит — снижение ставки несущественное. Доступность кредитов это точно никак не увеличило. Можно сколько угодно менять процентную ставку, но если не изменить механизм финансирования, то кредиты так и останутся недоступными.

Станислав Мурашов, макроаналитик Райффайзенбанка:

— Снижение ставки соответствовало нашим ожиданиям. Тональность и аргументы пресс-релиза мало поменялись с прошлого заседания, а осторожность в оценке рисков для инфляции сохранилась. В риторике впервые появился сигнал о постепенном переходе от умеренно-жесткой к нейтральной денежно-кредитной политике. На первый взгляд, этот сигнал можно воспринимать как желание ЦБ более активно снижать ставку в ближайшей перспективе. Но мы полагаем, что с учетом общей тональности это стоит воспринимать по-другому, в контексте реальной процентной ставки.

Так, с 2016 г. и вплоть до июльского заседания она находилась на достаточно высоком уровне в 5-6%, ожидаемый регулятором уровень инфляции снизился с 6% до 4%, а номинальная ставка снижалась с 11% до 9%. И лишь после сентябрьского заседания она снизилась до 4,5%. Это можно интерпретировать как постепенный переход к нейтральной политике, т.е. к плавному движению реальной ключевой ставки к озвученному ЦБ долгосрочному уровню в 2,5-3% к 2019-2020 гг. В такой интерпретации снижения номинальной ставки будут достаточно умеренными, два-три раза по 25 б.п. в год. Подобный подход не исключает возможности смягчения политики даже на фоне небольшого ускорения инфляции под влиянием временных факторов в пределах таргета. Возможно, таким образом ЦБ готовит рынок к тому, что он продолжит снижать ставку, даже несмотря на возможное ускорение инфляции на горизонте 1-2 кварталов.

Анатолий Плеслов, кандидат экономических наук:

—В рамках общего контроля за экономическими процессами Центробанк обязан регулировать такие вещи для активизации экономической деятельности в стране и, в том числе, активности потребительского спроса. Правда, понижение мизерное, но сама тенденция правильная. Другое дело, как это отзовется на стоимости кредитов в коммерческих банках. Это их личная история, потому что они действуют в своем рыночном поле, и у них своя конкуренция. Они сами решают, под какие проценты привлекать вклады граждан и на каких условиях заниматься кредитованием. Нет ничего удивительного, когда ЦБ понижает ставку, а коммерческие банки не очень активно реагируют на это.

Подводя черту скажу, что Банк России действует правильно, но в конечном итоге неизвестно, как это отзовется на рынке, особенно в регионах. Про прямую корреляция сказать сложно без соответствующей аналитики.

Петр Паршиков, экономист Фонда развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области:

—Это обычная тенденция, связанная со снижением стоимости привлечения денежных средств со стороны банковского сектора. Прогноз такой: будут снижаться темпы инфляции с одной стороны, с другой — уменьшаться депозиты и, возможно, снижаться кредитные ставки. Вполне вероятно, что для предпринимателей упростится привлечение кредитных ресурсов.

Ключевая ставка — это процентная ставка по основным операциям Банка России, совершаемым для регулирования ликвидности банковской системы. Речь идет только о секторе финансов, а не об экономике в целом, и, значит, ключевая ставка всего лишь финансовый инструмент денежно-кредитной политики в ограниченном сегменте рынка.

Реальная ставка — это текущая номинальная ставка за вычетом величины ожидаемой инфляции. Банки, выдавая кредиты бизнесу и населению, закладывают в проценты по займам не только риск дефолта заемщика и стоимость своих пассивов, но и инфляционные ожидания. Реальные ставки могут быть как положительными, если уровень инфляции ниже номинальной ставки, так и отрицательными, когда есть условия высокой инфляции.

Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов