Схему теплоснабжения Новосибирска утвердили: какие проблемы остались
Основной документ теплоснабжения Новосибирска — актуализированная на 2026 год схема теплоснабжения 16 октября утвержден в Минэнерго РФ. В этом году существенных корректив в документе нет, но обсуждения показали, что в ближайшие годы в структуре рынка тепла могут произойти изменения.
Схема определяет существующее и перспективное положение системы теплоснабжения города. В ценовых зонах, к которой относится Новосибирск, схема — руководящий документ для единых теплоснабжающих организаций (ЕТО). Для каждой ЕТО в схеме описаны зоны деятельности, параметры надежности и качества поставляемого тепла, ее инвестобязательства.
Схема для Новосибирска утверждается Минэнерго России.
Основные участники рынка
Основные предприятия, которые генерируют тепло в Новосибирске, — это ТЭЦ, собственник которых — Сибирская генерирующая компания (СГК).
СГК — хоть и крупнейший, но не монопольный производитель тепла. Первомайский район обслуживают ООО «Генерация Сибири» и ООО «Сибирская теплоснабжающая компания»; Советский, в том числе, Академгородок — ФГУП «УЭВ».
27 котельных принадлежит МУП «Энергия», например, на улицах Заозерной, Софийской, Солидарности, Электровозоремонтной, в переулке Аргунский. В городе работают также десятки ведомственных котельных, которые могут, кроме нужд предприятия, поставлять энергию для домов жилого фонда — например, это котельные «НМЗ «Искра», ООО «Потенциал-Плюс», ООО «Стройкерамика» и другие.
В 2022 году Новосибирск отнесен к ценовой зоне теплоснабжения. В зонах действия ТЭЦ статус единой теплоснабжающей организации (ЕТО) приобрело ООО «НТСК» (входит в СГК Новосибирск, обеспечивает транспорт тепла и обслуживает теплосети).
Статус ЕТО также есть у МУП «Энергия», ФГУП УЭВ, «Сибирской теплоснабжающей компании», «Генерации Сибири», «Сибирьгазсервиса», «ТСП-Сиб» и других в зоне транспорта тепла от своей генерации.
ЕТО — это основной поставщик тепла в системе теплоснабжения, который обязан обеспечить тепловой энергией всех потребителей в зоне своей работы. Это «единое окно» для потребителей по всем вопросам поставки тепловой энергии и подключения к теплосети, может влиять на улучшение и развитие системы теплоснабжения.
При актуализации схемы теплоснабжения на 2026 год незначительно изменились зоны деятельности «НТСК», что связано с переключением нагрузок от неэффективных котельных на ТЭЦ, рассказал РБК Новосибирск эксперт по теплоэнергетике Сергей Бухаров.
Эта процедура логична — мастер-план развития системы теплоснабжения Новосибирска предполагает рост нагрузок ТЭЦ, что соответствует принципам, заложенным в федеральном законодательстве. Работа мелкой котельной часто нерентабельна, ее собственники и эксплуатанты готовы переключить нагрузку на мощности ТЭЦ.
Обсуждалось и другое изменение. Заместитель главного инженера МУП «Энергия» Вадим Первушин на обсуждении Схемы теплоснабжения предложил лишить МУП статуса ЕТО в зонах теплоснабжения АО НМЗ «Искра», «СИАСК-Энерго», ООО «НЭРЗ». Причина — высокие эксплуатационные затраты и отсутствие средств на эксплуатацию теплосетей от этих источников тепла. Пока это решение не было принято, но в перспективе контур МУП «Энергия», очень вероятно, будет сужаться, отмечает Бухаров.
Проблемы транспорта тепла — решения
Сейчас 68% передачи тепловой энергии до потребителей в Новосибирске обеспечивается ООО «НТСК» (входит в СГК).
Уникальность новосибирских теплосетей — их протяженность и большой перепад по высоте, это более ста метров. «Из-за ландшафта и существенного износа двух третей коммуникаций фактические потери в сетях могут превышать нормативные, — поясняет Сергей Бухаров. — Основная доля повреждений на магистральных трубопроводах (91%) вызвана интенсивной наружной коррозией, она провоцируется заиливанием и затоплением водой теплопроводов и проникновением атмосферных осадков. Чаще это связано с неудовлетворительным качеством, вплоть до полного отсутствия, ливневой канализации».
Общая проблема всех теплосетей — высокий износ и большие затраты на модернизацию и ремонт. Так, во ФГУП «УЭВ» констатируют, что в этом году бюджет на ремонтную программу превышает затраты прошлых лет в 2-3 раза, что связано с ростом цен на материалы и оборудование.
Всего за последние три года на ремонт и реконструкцию теплосетей за три года ФГУП «УЭВ» затрачено около 330 млн руб. В 2025 году заменено 1 250 м трубопроводов, в том числе участок на Бердском шоссе длиною почти в полкилометра, рассказал замдиректора главный инженер Владимир Борисов.
«Динамика повреждений с каждым годом показывает, что необходимы значительные средства для модернизации этих сетей, чтобы можно было их дальше безопасно и надежно эксплуатировать», — отмечал в интервью ФГУП «УЭВ» Дмитрий Бурденко.
В ответе РБК Новосибирск представители ФГУП подтвердили, что для модернизации и реконструкции теплосетей необходимо финансирование за счет субсидий или других внешних источников, так как в утвержденной цене на тепло предусмотрены средства лишь на поддержание теплосетей в работоспособном состоянии.
Благодаря вхождению региона в ценовую зону стали возможны долгосрочные инвестиции в сферу от основного поставщика тепла — СГК. В итоге активной перекладки сетей за последние три года процент износа снизился с 71,4 до 66,8%. Общие вложения в теплосетевой комплекс Новосибирска составили уже более 27 млрд руб.
Несколько компаний в статусе ЕТО демонстрируют убытки. Так, проблемы у «Сибирской теплоснабжающей компании». В июне в отношении СТК ввели наблюдение в рамках дела о банкротстве. Основной кредитор — «Газпром межрегионгаз Новосибирск», за три года им было подано 34 иска на сумму 383 млн руб. Согласно отчету компании, размер привлеченных инвестиций за счет собственных средств компании за прошлый год — 6,8 млн руб. «Газ на котельной не отключался, отопительный период начат штатно», — прокомментировали ситуацию в мэрии.
Судя по отчетам «Генерации Сибири» и АО «Сибирьгазсервис», бюджетов на модернизацию и реконструкцию теплосетей ими в прошлом году не выделялось.
У МУП «Энергия» износ составляет 74,4%, а само предприятие третий год подряд демонстрирует убытки.
За прошлый год выручка МУП «Энергия» составила 785,1 млн руб, чистый убыток — 476,3 млн руб., по оценкам мэрии, уровень выпадающих доходов за три года 2023-2025 гг может составить 1 млрд руб. В текущем году для сокращения просроченной задолженности «Энергии» МУПу предоставят субсидии за счет средств бюджета города в сумме 300 млн. рублей. В дальнейшем оказание финансовой поддержки муниципальному предприятию за счет бюджетных средств будет продолжено, сообщили в пресс-службе муниципалитета.
«Отрицательный финансовый результат связан с эксплуатацией объектов теплоснабжения, — сообщили РБК Новосибирск в мэрии. — В целях недопущения резкого повышения уровня платежей для граждан, цена реализации тепловой энергии является недостаточной для ведения безубыточной деятельности при производстве и передаче тепловой энергии и горячей воды».
В качестве основной проблемы «Энергии» в мэрии назвали необходимость содержать теплосети от источников, не принадлежащих городу. Для МУПа рентабельным остается только эксплуатация систем тепла в едином имущественном комплексе — источник плюс тепловые сети. А сейчас в части случаев сети эксплуатирует МУП, а котельную — другое предприятие, прибыль от генерации получают собственники котельной, а убытки несет МУП.
Пример — ситуация с ТЦ «Балтийский» и двумя соседними домами на Шлюзе. Несколько лет теплосети дома были бесхозяйными, затем в соответствии с законом их приняли в муниципалитет. Обслуживание сетей холодного водоснабжения и водоотведения было закреплено за МУП «Горводоканал», тепловых сетей — за МУП «Энергия».
А в середине октября в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений «Искра» опубликовала уведомление о намерении обратиться в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании МУП «Энергия» банкротом в связи с наличием признаков несостоятельности. На днях иск поступил в суд.
Еще одной хронической проблемой городской теплоэнергетики остаются бесхозные сети, которые регулярно выявляют администрации районов. Появление бесхозных сетей в мэрии связали с допускаемыми строительными компаниями нарушениями в ходе мероприятий по подключению, неполучением разрешения на ввод в эксплуатацию или в случае банкротства застройщика.
На обслуживании МУП «Энергия» находится 76 бесхозяйных теплосетевых объектов (6 880 п.м.), в стадии оформления еще 128 бесхозяйных теплосетевых объектов (12 892 п.м.). НТСК переданы 5 объектов общей протяженностью 467 метров.
Одно из предложений «Энергии», высказанное в ходе актуализации схемы, — заключение дополнительного концессионного соглашения с НТСК, которое давно обсуждается в мэрии. Планы на заключение новой концессии с СГК-Новосибирск в мэрии подтвердили, назвать конкретные сроки или параметры не смогли.
«Альтернативы концессии нет — нет у города иной возможности обеспечить инвестиции в сети, — уверен Сергей Бухаров. — Сейчас ситуация с МУП «Энергия» демонстрирует одну из ключевых характеристик механизма альткотельной, где выжить в режиме ЕТО может только эффективное предприятие».
В руководстве СГК ранее говорили о сложностях, связанных с концессиями по эксплуатации и развитию муниципальных теплосетей. Но при этом отмечали, что соглашение — едва ли не единственный вариант, чтобы наладить надежное теплоснабжение в городе.
«Муниципальные теплосети, к сожалению, не в лучшем состоянии: большой износ, отсутствие необходимой документации на имущество и прочие проблемы. Но для городской власти и города в целом лучше, если это будет находиться в нашей эксплуатации, — говорил в одном из интервью директор по тепловым сетям Сибирской генерирующей компании Антон Баев. — Мы, как профильная компания, будем лучше обслуживать имущество, чем большинство муниципалитетов. Зачем это самой компании? С точки зрения экономики, наверное, смысла нет. Но так как мы осуществляем полный цикл теплоснабжения — от производства до транспортировки и доставки теплоносителя, логично, чтобы мы контролировали всю цепочку и имели возможность гарантировать жителям качественное теплоснабжение».
«Объем реконструкции в физическом измерении для каждой ЕТО зафиксирован в соглашении об исполнении схемы теплоснабжения. Изменение темпов роста цены на тепловую энергию действующим законодательством не предусмотрено, да и дополнительная ценовая нагрузка на потребителей никого не вдохновляет. Найти системное решение о перспективах финансирования дальнейшей модернизации теплосетей можно только совместными усилиями — теплоснабжающих организаций, муниципалитетов и региональной власти» — отметил Сергей Бухаров.